В предыдущей статье мы с вами остановились на том, как будущие новгородские словене заселили территории к югу от Ладожского озера (озера Нево). А теперь давайте узнаем, что же случилось с ними дальше.
А дальше было так: в какой-то момент времени в этих северо-восточных европейских землях, у тамошних жителей возникла некая проблема с наследственной передачей власти их правителя. Они обратились к своим близкородственным племенам, проживающим на юго-западном побережье Балтийского моря, по всей видимости – из Арконы или её окрестностей. Целью такого обращения было пригласить легитимного правителя, который смог бы некоторым образом примирить враждующие кланы и возглавить систему управления людьми на данной территории. Во-первых, очевидно, что приглашаемые в качестве князей Рюрик, Синеус и Трувор приходились родственниками местной династии. А во вторых, они являлись, в глазах приглашавших, авторитетными личностями. То есть, приглашены были «свои» же славянские князья с берегов Балтики (Полабская Русь) – одного происхождения с новгородскими словенами, одного с ними языка и культуры. Это очень важно. В настоящее время существуют несколько версий данного события. Некоторые «историки-аналитики» в своём запале доходят до утверждения, что описываемые в наших летописях события, касающиеся «призвания варягов» вовсе не происходили, что всё это – лишь в некотором роде отражение устных народных сказаний, так сказать, фольклор. Но, господа - «аналитики», если уж сказано «А», то за этим надо произносить и «Б». Из отрицания реальности Рюрика либо из признания того, что этот Рюрик был «датчанином» или «шведом» логически следует вывод, что наши предки были неспособны создать свою государственность. А отсюда уже недалеко и до признания «второсортности» русского этноса по отношению к западным европейцам. Поэтому меня не перестаёт удивлять та легкомысленность, с которой у нас всюду – и в учебных курсах истории среднего и высшего образования, и в заявлениях руководителей нашей отечественной исторической науки – из года в год продолжается пропаганда нашей же собственной общественно-политической «ущербности», якобы берущей своё начало из глубины веков.
Так называемое «призвание варягов» произошло в 862 году. Ввиду особой важности данного события, отраженного в наших летописях, приведу здесь полностью значимый отрывок из «Повести временны́х лет» (цитирую по «Хрестоматии по древней русской литературе XI-XVII веков», Москва, 1952).
Въ лѣто 6370. Изъгнаша вяряги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти, и не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в нихъ усобицѣ, и воевати почаша сами на ся. И рѣша сами в себѣ: «поищемъ собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к русі; сице бо тіи звахуся варязи русь, яко се друзіи зовутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзіи гъте, тако и си. Рѣша руси чюдь, и словѣни, и кривичи и вси: «земля наша велика и обилна, а наряда в ней нѣтъ; да и поидѣте княжитъ и володѣти нами». И изъбрашася три братья с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша; старѣйшій, Рюрикъ, сѣде Новѣгородѣ, а другий, Синеусъ, на Бѣлѣ-озерѣ, а третий Изборьстѣ, Труворъ. И отъ тѣхъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье новогородьци отъ рода въряжьска, преже бо бѣша словѣни. По двою же лѣту Синеусъ умре и братъ его Труворъ; и прія власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Бѣлоозеро. И по тѣмъ городомъ суть находници варязи, а перьвии насельници в Новѣгородѣ словѣне, въ Полотьстѣ кривичи, в Ростовѣ меря, в Бѣлѣ-озерѣ весь, в Муромѣ мурома, и тѣми всѣми обладаше Рюрикъ.
А теперь – даю свой перевод (правильность перевода – залог сохранения верного смысла переводимого текста).
В год 862 от Рождества Христова. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, но не было у них правды, и восстал род на род, и была среди них усобица, и воевать начали между собой. И решили про себя: «поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И послали за море к варягам, к руси (то есть, к другим варягам, не таким, как прежние), поскольку те варяги назывались «русь», также как другие зовутся шведы, а ещё другие норманны, а другие ещё – готы, вот так и эти. Сказали этой руси, сказали и чудь, и словене, и кривичи, и весь: «земля наша велика и обильна, да вот «наряда» в ней нет (то есть нарушился порядок организации и передачи власти); а потому – придите княжить и владеть нами». И собрались три брата, каждый – со своим родом, и взяли с собой всю русь, и пришли. Старший, Рюрик, стал править в Новгороде, второй, Синеус – в Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов («русь») получила своё название Русская земля, новгородцы. Те новгородские люди считаются от рода варяжского, а прежде они назывались словене. Спустя два года, умерли Синеус и брат его Трувор, всю власть взял себе Рюрик. И раздал ближним сподвижникам своим города: которому – Полоцк, тому – Ростов, другому – Белоозеро. И в тех городах пришельцы – варяги, а первые жители в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и всеми ими владел Рюрик.
В чём же состоит особая значимость этих строк для всей русской истории? Впервые на исторической сцене появляются так называемые «варяги-русь»! Проанализировав всё вышесказанное, можно с высокой степенью вероятности предположить, кто же такие они были.
Социальная группа «варяги-русь», представляющая собой сообщество пассионариев, выходцев из среды предков западных славян, первоначально проживала относительно компактно на крайнем северо-западе славянских земель. Историкам хорошо известна Аркона – крупнейший центр языческих культов славян, располагавшийся на острове Руян («остров Буян» русского исторического фольклора, ныне – остров Рюген на Северо-Востоке Германии), вблизи южного побережья в западной части Балтийского моря.
Проживая в течение сотен лет вблизи побережья, славянские племена довольно быстро освоили не только речное, но и морское судоходство. Совершенствованию морских судов способствовало развитие торговли и обмена товарами, осуществлявшиеся вдоль южного берега Балтики и далее на восток. Более благоприятные природно-климатические условия южного побережья, по сравнению с северными, Скандинавскими берегами, способствовали прогрессу общественных отношений, которые, по-видимому, развивались в «кастоподобной» форме. При этом ключевые места в общественной иерархии (сакральные правители, жрецы языческого культа, военные вожди) занимали представители социальной группы «варяги-русь». Некоторые исследователи даже проводят аналогии, в соответствии с которыми «варяги-русь» по отношению к славянам играли такую же роль, как друиды по отношению к кельтам.
В летописи нашёл отражение исторический факт, значение которого для всей последующей истории Руси трудно переоценить. Рюрик взял с собой «всю русь», то есть весь свой клан, теперь племена и племенные группы Северо-Восточной Европы получили не только легитимного правителя, Рюрика, но и некое сообщество людей, одной из целей которых отныне становилась цивилизационная руководящая и направляющая деятельность. И эта деятельность осуществлялась на обширной территории. На этой территории проживали племена и племенные союзы, называвшиеся: чудь, словене, кривичи, весь, меря и мурома. Словене и кривичи говорили на славянском языке, близком языку «варягов-русь». Чудь, весь, меря и мурома на тот момент истории говорили на своих языках финно-угорской группы. Варяги-русь объединили все эти племена в единый социум, заложив принцип дальнейшего исторического развития Руси на многие века как уникальной многонациональной общности. Русский язык, язык «варягов-русь», став языком межнационального общения, превратился в основной объединяющий фактор этой общности. Понятие национальной принадлежности «русский» является в нашем языке именем прилагательным, потому что является составной частью словосочетаний «русский человек» и «русский язык». И до сих пор во всём мире все люди, родным языком которых является русский язык, называются русскими (порой независимо от их национальности).
Бесполезно искать в истории какие-то особые отличительные признаки «варягов-русь». Их нет и не может быть, потому что они – такие же славяне, как и новгородские словене (их близкие родственники), и почти такие же, как и кривичи. Разница между ними состоит не в каких-то не найденных ещё исторических артефактах, и даже не в генетике, а лишь в общественном статусе и возможностях влияния на дальнейшее развитие Руси как провозвестника будущего Русского государства. Значительную долю непонимания в вопрос, кем же на самом деле были «варяги-русь» внесло то обстоятельство, что на протяжении веков (в том числе совсем недавно, в XIX и XX веках) смысл понятия «варяг» очень сильно менялся, иногда и умышленно, с целью попытки искажения истории.
Наиболее распространённой ошибкой является утверждение о тождественности слов «варяг» и «викинг». В качестве примера неверного истолкования и смешения понятий «викинг» и «варяг» в наши дни можно привести популярную книгу по истории Руси «Русское средневековье: традиционные представления и данные источников», изд-во АСТ, 2022 год. Автором книги является А.А. Горский, главный научный сотрудник Института Истории РАН. То есть, эта книга имеет много шансов послужить одной из основ будущего российского единого учебника по истории. Ставя буквально знак равенства между понятиями «варяг» и «викинг», автор уверенно считает Рюрика и его соплеменников «скандинавами», вероятнее всего – предками нынешних шведов или датчан! Рорик Ютландский Скьолдунг, известная личность в истории Европы, на полном серьёзе рассматривается А. Горским в качестве Рюрика наших летописей. Автор, разумеется, не говорит о том, что указанный Рорик Ютландский настолько часто упоминается в хорошо датированных средневековых европейских хрониках, что у этого исторического персонажа просто не было бы возможности «съездить» на несколько лет с восточных берегов Дании на южный берег Ладоги, быстренько основать там российскую государственность, а затем потихоньку вернуться обратно. Да так, чтобы его отсутствия в эти годы никто в Северной Европе не заметил. Ни единым словом А. Горский не упоминает о результатах современных генетических исследований. Что совсем не удивительно, ведь эти результаты опровергают его концепцию, глубоко укоренившуюся в нашей исторической науке. Да, археологи периодически находят в русской земле захоронения «скандинавского типа», относящиеся к той исторической эпохе. Всё дело в том, что это – захоронения «варягов», а также их ближайших, ещё не полностью ассимилированных потомков. «Варягов», а не «викингов»! Первоначальное значение слова «викинг» - морской разбойник. Первоначальное значение слова «варяг» - воин-наёмник. Вэринг, как звучало это слово на ромейском языке той эпохи, языке раннесредневековой Византийской империи, означало что-то вроде «поклявшийся», «принесший клятву». Воин-варяг, поступая на службу в боевую дружину, приносил правителю клятву на своём мече, который назывался «варанг». В личной страже византийских императоров той эпохи было очень много таких «вэрингов», имевших происхождение с берегов Балтийского моря.
В тексте так называемого Начального свода (Новгородской I летописи) конца XI столетия содержится тот же фрагмент, что и процитированный мною ранее отрывок из «Повести временны́х лет» начала XII века. С той лишь разницей, что в «Повести…» добавлено (вставлено) объяснение, что же имеется в виду под словом «русь». Почему так поступил составитель летописи? Значит, на тот момент времени, это слово уже приобрело в русском языке иной смысл, поэтому и пришлось объяснять, что именно имеется в виду. Из первоначального самоназвания клана Рюрика это слово очень быстро, за какие-то два с половиной столетия, стало названием огромной общности людей, создавших впоследствии наше государство.
Дальнейшее развитие истории Руси в целом достаточно хорошо известно. Более подробно узнать об этом можно, обратившись к литературным источникам, в которых популярно изложены результаты последних современных исторических исследований. Список литературы, как обычно, приводится в конце статьи. Особенно интересна, на мой взгляд, информация о так называемом «полюдье» как способе управления подвластными землями, а также красивая и убедительная гипотеза К.А. Аверьянова о «двойных городах» древней Руси (Гнёздово и Смоленск, Сарское городище и Ростов, Кидекша и Суздаль, и множество других примеров), где первый «город» (то есть огороженное место) представляет собой центр местного племенного союза, а второй – пункт управления и сбора дани.
Я, несомненно, ещё вернусь к рассказу об эпохе «призвания варягов». Но далее, в следующих статьях, я решил остановиться на некоторых конкретных территориях и объектах Северной Руси, которые, на мой взгляд, представляют интерес с точки зрения такой науки, как историческая география. И статьи эти я объединю под общим заголовком «Отгадки» Северной Руси. В прошлых статьях я довольно много говорил о различных историко-географических загадках этого региона. Конечно, заголовок статьи, начинающийся словом «загадки…» выглядит привлекательнее. Но, кажется, наступает момент хотя бы что-нибудь попытаться отгадать в нашей северной «истории с географией».
Что ещё почитать по этой теме:
1. Аверьянов К.А.Рождение Древней Руси. Взгляд из XXI века (серия Новейшие исследования по истории России). – М.: Центрполиграф, 2020 – 350 с.
2. Цветков С.Э.Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега. VI-IX вв. – М.: Центрполиграф, 2016 – 430 с.
3. Серяков М.Л.Битва у варяжских столпов. – М.: Вече, 2015 – 352 с.