Модель описывает, как происходит коммуникация между людьми. Она говорит, что каждая коммуникация имеет четыре аспекта, или "уха", каждое из которых играет свою роль.
1. Первое ухо - это фактическое содержание того, что мы говорим.
2. Второе ухо - это наша личная интерпретация того, что мы слышим.
3. Третье ухо - это то, как мы пытаемся выглядеть в глазах других людей.
4. Четвертое ухо - это то, как мы обращаемся к нашим эмоциям и чувствам.
Модель «Четырех ушей» описывает многоуровневый характер сообщений, отправляемых людьми в процессе коммуникации, При этом скрытые уровни (смысловые значения) внутри сообщения воспринимаются наряду с его исходным значением и несут более сильное эмоциональное послание, чем его исходный смысл.
Уровень фактов
Каждое сообщение несет в себе некую конкретную информацию о положении вещей. Задача передающего информацию заключается в том, чтобы передать данную информацию ясно и понятно. На уровне обсуждения положения вещей человек стремится донести эту конкретную информацию,
При анализе данного канала тот, к кому обращено сообщение, не должен принимать во внимание особенности поведения говорящего или свое отношение к нему.
Уровень призыва к действию
Коммуникация обычно ведется с определенной целью. Полученное сообщение вызывает у адресата стремление думать, ощущать или делать определенные вещи. Попытка оказать подобное влияние на собеседника может быть открыта или скрыта. При попытке скрытого влияния на собеседника мы говорим о манипуляции.
Уровень отношения
Данный канал выражает отношение к собеседнику. Нюансы того, как мы обращаемся к людям, окружающим нас, демонстрирует наше мнение о них. Подобные нюансы заключаются в формулировке сообщения, жестикуляции и мимике, интонации и тоне. С другой стороны. взависимости от выраженного к нам отношения мы чувствуем, что нас принимают или отвергают, берут под опеку или не воспринимают всерьёз. Хорошее взаимоотношение выражается в беседе «от равного к равному с взаимным уважением».
Уровень откровения
В каждом сообщении содержится также информация о личности говорящего. Говоря, мы всегда вкладываем в сообщение часть своей личности, делая это явным. Это кfсается как намерения создать о себе определенное впечатление, так и невольное раскрытие внутреннего мира.