Найти в Дзене
Арт-бук

4948 дней. Силуэты Гете

Привет!

Во всех постах про немецких художников силуэта я упоминала Гёте. Он их коллекционировал, ему их дарили друзья. Естественно, меня заинтересовало, есть ли работы поэта в этой технике.

Георг Мельхиор Краус. Молодой Иоганн Вольфганг Гете в 1775/76 г., копия 1778 г. для родителей Гете. Музей Гёте во Франкфурте-на-Майне
Георг Мельхиор Краус. Молодой Иоганн Вольфганг Гете в 1775/76 г., копия 1778 г. для родителей Гете. Музей Гёте во Франкфурте-на-Майне
Силуэт Гёте. Автор - Георг Фридрих Шмоль
Силуэт Гёте. Автор - Георг Фридрих Шмоль
Силуэт и надпись Иоганна Вольфганга фон Гёте в альбоме Иоганна Фридриха Антинга, 7 сентября 1789 г.
Силуэт и надпись Иоганна Вольфганга фон Гёте в альбоме Иоганна Фридриха Антинга, 7 сентября 1789 г.

В связи с силуэтом времён Гёте нельзя не упомянуть Иоганна Каспара Лафатера (15 ноября 1741, Цюрих — 2 января 1801, Цюрих). Это был швейцарский писатель, богослов и поэт, который заложил основы криминальной антропологии.

Лафатер переписывался с Гёте, впоследствии они встретились.

Вот что пишет немецкий литературовед Карл Отто Конради в книге "Гёте. Жизнь и творчество. Т. I. Половина жизни" (пер. с нем./ Предисл. и общая редакция А. Гугнина. — М.: Радуга, 1987):

Лафатер вполне серьезно полагал, что лицо и фигура человека дают возможность определить своеобразие его характера. Поэтому он взял с собой молодого художника Георга Фридриха Шмоля, который должен был делать необходимые в работе зарисовки.

Между тем Шмоль рисовал портреты. Гёте тоже уговорили принять участие в создании этого труда, который вышел в 4-х томах в течение 1775—1778 годов — "Физиогномики" Лафатера ("Фрагменты физиогномики, предназначенные для того, чтобы способствовать познанию человека и любви к человеку"). Это было солидное издание большого формата с силуэтами, гравюрами и текстами к ним. Может быть, не каждый, кто рассматривал портреты, был безусловно согласен с более чем смелыми комментариями к ним, хотя все в целом было интересно и смотреть, и читать.

Гёте проявил большое усердие в этой работе, делал рисунки и силуэты, редактировал тексты и направлял их к лейпцигскому издателю Рейху. То, что он написал, например, к характеристике внешности Клопштока, звучало так: "Эта нежная линия лба означает чистоту помыслов, его высокий взлет над глазами — своеобразие и тонкость; нос чуткого наблюдателя; в линии рта приветливость и точность, в переходе к подбородку — уверенность. Над всем обликом царит невыразимый покой, чистота и умеренность".

"Физиогномика" имела громадный успех далеко за пределами Германии. Фотографии еще не существовало. Силуэты были в моде, друзья и влюбленные дарили их друг другу, стремились отгадать по внешности характер человека. И конечно, иногда старались придать лицу определенную характерность.

Я нашла одну работу Гёте - портрет Фрица фон Штейна:

Gottlob Friedrich Constantin Freiherr von Stein auf Kochberg. Lebensgroße Silhouette. Schattenriss getuscht von Goethes Hand. um 1783
Gottlob Friedrich Constantin Freiherr von Stein auf Kochberg. Lebensgroße Silhouette. Schattenriss getuscht von Goethes Hand. um 1783

Гёте изобразил младшего сына своей возлюбленной Шарлотты фон Штейн. С 1783 по 1786 год Фриц жил у Гёте, поэт выступал в роли наставника мальчика.

***

Мой коллаж дня:

-5