Фолькерт Эверцзун и его корабельная команда уже девять дней ничего не ели — они были на пороге смерти, пока их шлюпка беспомощно дрейфовала по западной части Индийского океана. Но затем произошло чудо — их выбросило на берег на отдаленном островке в северо-восточной части Маврикия.
Несчастные мореплаватели собственными глазами увидели ответ на все свои молитвы — по берегу бродило целое стадо дронтов. Хотя дронт (он же додо) впервые был замечен в конце XVI века и стал объектом охоты, эти нелетающие птицы еще свободно бродили по острову, где высадились Эверцзун и его люди. Увы, это не продлилось долго...
Дронты не боялись людей и сами подошли к людям. Вот как описывает это сам Эверцзун:
Мы могли бы их поймать голыми руками... После поимки одного стада, следующее прибежало на помощь своим собратьям так быстро, как только могло - благодаря этому они так же были пойманы.
Люди пировали вкусным мясом дронтов всю весну 1662 года — именно этот год считается официальной датой полного исчезновения этих птиц.
С точки зрения дронта, появление людей (или любого другого крупного хищника) было за пределами его эволюционного понимания. Все, к чему они приближалось ранее, не проявляло агрессии по отношению к ним и не пыталось их съесть. Люди разрушили эту модель — их появление превзошло все ожидания дронтов.
Эта идея имеет прямую аналогию с тем, как инвесторы используют исторические финансовые и рыночные данные для принятия решений о будущем. Мы считаем, что история рынка — отличный путеводитель для грядущих событий, но это далеко не всегда бывает правдой.
Мы в значительной степени полагаемся на предыдущие модели, пока они не сломаются — это классическая проблема Черного лебедя Нассима Талеба, подчеркивающая трудность составления финансовых прогнозов, основанных на прошлых данных.
Одним из ярких примеров использования истории рынка для прогнозирования его будущей доходности является коэффициент P/E Шиллера (CAPE) – соотношение рыночной капитализации к средней чистой прибыли за последние 10 лет. Чем выше этот показатель, тем ниже потенциальная доходность компании или рынка в целом.
Если верить этому мультипликатору, то уже в 2017 году рынок США был настоящим «пузырем» с CAPE = 32. Такой высокий показатель означает, что его потенциальная доходность в течение следующих 5 лет будет низкой, но в реальности, как мы знаем, все оказалось совсем иначе.
Инвестору всегда стоит ожидать чего-то неожиданного, будь то новый вирус, закрывающий мир на карантин, или серьезный конфликт, волна санкций и заморозка активов.
Я не говорю, что рыночные данные совершенно бесполезны, но финансовая история часто приводит к ложному чувству безопасности. Мы находим в статистике какие-то закономерности и переносим их в будущее — это часто приводит к большим инвестиционным ошибкам.
Хочется вновь напомнить вам историю, описанную бизнесменом Говардом Марксом:
Отец рассказывал мне об игроке, который регулярно проигрывал. Однажды он услышал о скачках, в которых участвует только одна лошадь, поэтому он занял деньги и поставил их на нее. На полпути вокруг ипподрома лошадь перепрыгнула через забор и убежала.
Наш мир определяется не только шаблонами, но и нарушениями этих самых шаблонов. Точно так же, как и дронты, инвесторы находятся на своем собственном острове финансовой истории, не имея ни малейшего представления о том, что завтра море выбросит на их берег.
Мы чувствуем себя в безопасности на этом острове, но вокруг нас бушует океан хаоса, который иногда будет проникать и на наш берег. Мы извлекаем уроки из прошлого, хотя все наши доходы находятся в будущем.
Неопределенность — естественное состояние как жизни, так и фондового рынка.
Материал ранее публиковался в моем Пульсе;
Мой телеграмм-канал: "Финансовый Механизм".
Всем спасибо за внимание!