Зелена зона Афанасьева
#Человектеатра #ШТБ #Зеленаязона #новосибирскийгородскойтеатрподруководствомаванасьева #фестивальныйчелябинск
Дороги перекрыты, но мы- прорвались!(с)
Пожалуй, такой девиз стоит выбрать на фестивальные спектакли Человека театра, которые проходили на базе Камерного... 3 марта давался спектакль новосибирского городского драматического театра под руководством Сергей Афанасьева Зелёная зона.
Время действия - середина 50 ых годов. Место- барак в подмосковном поселке. Под мелодии того времени герои проходят перед нашими глазами через одну и ту же комнату- стол, буфет, металлическая кровать...
В спектакле можно видеть некую пародию на театр в театре. Это и мастерски обыгранный микрофон, и сама постановка, записанная в качестве радиоспектакля.
Зритель в каждом персонаже может наблюдать самого себя, ведь каждый герой пьесы- живой, настоящий, запоминающийся.
Вот семья Пасечников- Прохор, который к жене "и так, и эдак, со словами и без слов"- и его жена, простодушная Паня, говорящая ему, что соседи должны прийти играть в лото, дождись ночи, неуёмный.)
Удобства на улице- не беда! Они оба знают, что бывает и хуже, по своему обаятельны, привлекательны и милы.
И так- в каждой комнате барака, своя история и свои характеры.
Вот покалеченный и контуженный войной Максим Корнеев, у которого просто шикарный монолог, бьющий в самое сердце.Когда он слышит, как пасынок перепевает пошловатый текст на мотив святой песни "Широка страна моя родная", Максим готов его придушить за похабную переделку, чтобы показать и доказать, что для него значат эти строки. Буквально с пол оборота он становится безумный,готовым убить. Очень сильная сцена, где всем весом на подростка наваливается Максим, перед этим разорвав на груди майку, хрипит, и- "Повторяй: "ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ".... А рядом сердобольная Клава, его жена,которая не может разорваться между мужем и сыном. В то же время оба родителя понимают, что подросток хочет казаться взрослым, что вся эта его рисованность- лишь показуха перед сверстниками.
Вот Толя Гущин- человек, который первый принес весть о том, что барак будут переселять в новую городскую пятиэтажку. Местный кумир молодежи, рассказывающий всевозможные байки, в том числе и про свою жизнь. Как отсидел за хулиганский поступок про фекалии, а в сцене спектакля видно, что временной отрезок между сегодня и тогда - попросту стерт. Ведь смеются подростки над одним и тем же, и ничего не изменилось.
" Говно!"- летит в микрофон от Лиды, единственной девушки в компании ребят. И- хохот, и одновременно смущение, как будто увидел что- то постыдное, и нелепица от того, что смешно ...
Вот баба Шура, которая воспитывает эту самую Лиду, не мешая ей заниматься, учить стихи, образовываться, повторяя за Лидой строчки Некрасова, а потом вдруг буквально всучить молитву для заучивания...
" Живый в помощи Вышгяго, в Крове Бога Небеснаго..."/Псалом 90/
Родители Лиды уехали на заработки, оставив ребенка бабушке. На то время это было в тренде. Бабуля так рассказывала про водку, нежно прижав бутылку к груди, что любовь к рюмке, Царю и Богу видна не только из контекста / "Она же из хлебушка сделана!"/.
Пьют в спектакле все. И от горя, и от радости, и для настроения, и без повода... Русский менталитет? Возможно.
Актерская галерея спектакля разнообразна. Там и красотка Лебедина, которой падавай все прелести этой жизни, и ее непутёвый муж, который решит поджечь барак, когда узнали, что никто и никого из них переселять не собирается, и чета Сидоровых из бывшей богемы- актриса и музыкант, чьи звуки фальшивы, но фонограмма выстраивает все это в мелодию, состоящую из нот древнерусской тоски...
Нина Дмитриевна- это вообще отдельная песня. Колоритная, дородная дама, поющая романс и размазывающая маску для лица из сметаны...Но именно она на всеобщем застолье сказала, что тут, в бараке она увидела жизнь. Настоящую, без прикрас, преувеличений и вранья.
Нельзя не сказать про Тему, поэта всей честной компании. Который надрывно, в той манере прочтения, показывал публике свои вирши. Про Родину, сказочный берег и необратимость... И все восхищались, смахивали слезу и верили в светлое будущее. Веру в то, что они в скором времени смогут выбраться из этой безысходной нищеты, что не нужно будет ходить в баню, ведь в каждой квартире будет ванная, не нужно будет таскать воду из колодца, будет светло и тепло, не будет клопов...Люди в то время умели радоваться мелочам.
- Ух, ты, часы! Настоящие! А покажь!
- Ты смотри... Тикают!
Духи Красная Москва - это классический штамп того времени. Этакое клише. Но для кого- то в спектакле это было обыденностью - "опять они...", а для кого- то- "Красная Москва!"- и возглас восторга, ощущение праздника и неведомого волшебства ...
Страна на тот момент только отходила от окончания войны, восстанавливалась. Все герои в бараке были как одна семья. Их объединяло то, что они и похожи и не похожи друг на друга одновременно. Они знали привычки и обычаи друг друга, узнавали друг друга по стуку и по шагам, знали повадки друг друга. Жили единой целью- переехать в новый дом, который уже становился со временем оазисом надежды. Режиссер сделал слепок того времени и перенес это на сцену. Этот спектакль- правда нашей жизни.