Найти в Дзене

"Занимательная история моды". Народы долины Нила: эфиопы и нубийцы.

Добрый день, дорогие читатели,

Плодородную землю от Первого порога Нила до слияния Белого и Голубого Нила египтяне называли Куш. В древности здесь обитали кочевые племена. Именно о них сегодня пойдет речь в новом выпуске "Занимательная история моды".

Эфиопские костюмы. Иллюстрация к изданию Ф. Готтенрота.
Эфиопские костюмы. Иллюстрация к изданию Ф. Готтенрота.

В греческих источниках эта территория известна под обобщенным названием Эфиопия.

Карта реки Нил. Материал из сети.
Карта реки Нил. Материал из сети.
Земля Куш на карте. Материал из сети.
Земля Куш на карте. Материал из сети.

Культура эфиопских племен исторически испытывала на себе сильное влияние Египта и Передней Азии. Приблизительно после 1153 году до н. э. эфиопские цари подчинили себе могущественного северного соседа, однако, их владычество над Египтом продолжалось недолго по историческим меркам, около 50 лет.

Древнейшие источники свидетельствуют о схожести мужского и женского костюмов, состоявших из прямоугольной набедренной повязки ( схенти) и накидки из шерсти или звериной шкуры. Наряд дополняла шапка, сплетенная из стеблей ситника и украшенная перьями.

Древнейшая одежда эфиопов. Фрагмент иллюстрации  к изданию Ф. Готтенрота.
Древнейшая одежда эфиопов. Фрагмент иллюстрации к изданию Ф. Готтенрота.
Ситник - это широко распространенное растение. Его можно встретить в различных климатических зонах от Арктики до тропиков. Имеет около 280 видов. Ситник отлично растет на сырых, болотистых местах.
Ситник. Материал из сети. Это растение эфиопы использовали для создания головных уборов.
Ситник. Материал из сети. Это растение эфиопы использовали для создания головных уборов.

Чуть позже накидка трансформировалась в узкую куртку, которую надевали через голову и подпоясывали схенти. Такой наряд, в основном, носили представители знати.

На одеяния эфиопской знати и особенно царей оказали влияние египетские, арабские и ассирийские традиции. Так, на манер ассирийцев, вельможи носили длинный и широкий шарф, украшенный узорами. Его перебрасывали через грудь, оборачивали вокруг талии и оставляли концы свисать ниже колен. Для царей шарфы украшали вышивкой и толстыми длинными кистями по краю. Шнуры и кисти могли, возможно, служить для закрепления ткани на теле. Правители надевали шарф так, чтобы он пересекал спину и грудь наискось, оставляя одну часть груди незакрытой. Иногда использовали двойной шарф, который носили крест-накрест. Явной отсылкой к египетской моде может служить цветной широкий воротник и лобный обруч с уреем и символический головной убор царицы.

Одеяния знатных эфиопов. Можно рассмотреть узкую куртку в сочетани  со  схенти, длинный шарф, широкий воротник и головной убор с уреем.  А также обращает на себя внимание шапочка с узорами, которую эфиопская знать тоже позаимствовала в Египте. В середине иллюстрации расположена фигура нубийца, которые тоже носили длинные шарфы. Фрагмент иллюстрации к изданию Ф. Готтенрота.
Одеяния знатных эфиопов. Можно рассмотреть узкую куртку в сочетани со схенти, длинный шарф, широкий воротник и головной убор с уреем. А также обращает на себя внимание шапочка с узорами, которую эфиопская знать тоже позаимствовала в Египте. В середине иллюстрации расположена фигура нубийца, которые тоже носили длинные шарфы. Фрагмент иллюстрации к изданию Ф. Готтенрота.

Урей - это вертикальное стилизованное изображение кобры, которое крепилось к лобному обручу. Урей был принадлежностью царского убора египетских фараонов, соединяя в себе символы Верхнего и Нижнего Египта. Кобра олицетворяла богиню Уаджит и являлась покровительницей Нижнего Египта, а рядом с ней размещали изображение коршуна - богини Нехбет, которая покровительствовала Верхнему Египту.

Для примера ниже помещено изображение египетского лобного обруча с уреем.

Египетский лобный обруч с уреем. Материал из сети.
Египетский лобный обруч с уреем. Материал из сети.

После образования Эфиопского царства мужские схенти выходят из моды. На смену им пришла длинная одежда, покрывавшая тело от груди до щиколоток. Сначала такой наряд кроили из прямоугольного лоскута непрозрачной ткани. Позднее стали использовать два куска ткани и использовали ассиметрию, делая передний лоскут немного длинее и приподнимая его вверх. Этот прием позволял драпировать наряд в косые складки. Эту одежду использовали и женщины. Завершала наряд накидка, напоминающая широкий воротник.

Наряд с драпировками и складками, сетчатая повязка для волос и головной убор эфиопской царицы, заимствованый из Египта. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.
Наряд с драпировками и складками, сетчатая повязка для волос и головной убор эфиопской царицы, заимствованый из Египта. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.

Также кроили длинные одеяния доходившие до шеи с длиными узкими рукавами. Для этих нарядов использовали однотонную и узорчатую ткань.

Одеяния с длиными рукавами.Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.
Одеяния с длиными рукавами.Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.

Схенти продожали использоваться царями и жрецами для церемоний. Набедренная повязка была двухслойной. Верхний схенти выкраивали в форме полукруга и надевали сзади наперед, запахивая концы так, чтобы из-под них была видна нижняя, узкая повязка. Схенти украшали шнурками с кистями и широким поясом. Рубашку, которую надевали вместе со схенти, украшали вышитыми узорами. Жрецы дополняли одеяние панцирем с льняной основой, покрытой металлическими пластинками и разноцветным воротником.

Одеяние эфиопского жреца. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.
Одеяние эфиопского жреца. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.

Что касается женского платья, то отмеживавшись от общей моды, оно фактически полностью скопировало египетские образцы из эластичной ткани. Такое платье на помочах было актуально на протяжении всей эпохи Эфиопского царства. Его носили жрицы, украшая ритуальными символами.

Эфиопский мужчина в длинном одеянии из узорчатой ткани и эфиопская женщина в платье с помочами. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.
Эфиопский мужчина в длинном одеянии из узорчатой ткани и эфиопская женщина в платье с помочами. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.

На иллюстрации выше можно заметить один из вариантом женского головного убора, отдаленно напоминающего чепец.

Аксессуары жителей Эфиопского царства были очень эффектными. На руках и ногах мужчины и женщины носили широкие золотые браслеты. Для изготовления браслетов часто использовали эмаль. Представители знати носили на среднем пальце специальные кольца с пластинками из голубой глазированной глины. Пластинка была такой широкой, что закрывала соседние пальцы. Женщины любили носить украшения из жемчуга и кораллов и украшали грудь и декольте разноцветными шнурками и кистями.

В качестве обуви носили сандалии, которые охватывали ногу широкими ремнями вокруг пятки и подъёма. Ремни закреплялись золотыми застёжками и кисточками.

Украшения и обувь эфиопов. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.
Украшения и обувь эфиопов. Фрагмент иллюстрации изданию Ф. Готтенрота.

Богатые и знатные женщины уделяли много внимания своей внешности, особенно ногтям, длина которых могла достигать 2, 5 см. Любимым оттенком для маникюра у эфиопок был оранжево-желтый. Ресницы женщины чернили специальным составом.

На одной из иллюстраций к этой статье внимательный читатель может рассмотреть знатного представителя нубийских племен, которые как и эфиопы поселились в долине Нила. Одежда нубийцев не отличалась разнообразием. Ее основу составляла короткая набедренная повязка из шкуры тигра и шапка из тросника. Женшины надевали длиные юбки, закрепляя их на талии.

Знать, кроме схенти и широкого шарфа, надевала очень широкий наряд из прозрачной ткани ниспадавший от шеи до ступней. И мужчины и женщины носили кольца на руках, и в ушах.

Интересны прически нубийцев. Они либо сбривали волосы, либо заплетали короткие косички, которые обмазывали бараньим жиром.

Наше путешествие в мир моды Нильской долины на сегодня завершено, мы еще обязательно вернемся на берега этой великой реки, чтобы посетить древний Египет, а в следующем выпуске речь пойдет о Месопотамии.

Спасибо, что прочли мою статью. Буду рада новым читателям/подписчикам и комментариям по теме публикации.