9 апреля 1809 года французского посланника в Вене известили о том, что Австрия объявляет войну Французской империи. На следующий день армия Габсбургов вступила на земли Рейнского союза. Наполеон знал о намерениях австрийцев заранее, поэтому сразу после вторжения, находясь в Париже, принялся давать уже подготовленные распоряжения о мобилизации армий германских княжеств и польских сил. Командование над французскими силами на востоке в отсутствии императора принял маршал Бертье.
Наполеон выдвинулся из Парижа 13 апреля 1809 года. Перед отъездом, он написал Жану Ланну, отдыхающему в Лектуре, как можно быстрее отбыть в Баварию, чтобы лично встретиться с ним. Через шесть дней маршал явился к императору, где получил инструкции и принял командование 2-ым корпусом, к которому, впоследствии, присоединились две дивизии и кирасирская бригада. Так как наступление австрийцев в Баварии продвигалось слишком быстро, решено было наступать южнее, вынудив противника прикрывать столицу. Ланн, Лефевр и Массена активно действуют в районе Арнхоффена и Аугсбурга, обращая австрийские силы в бегство.
Наблюдая за развитием ситуации, Наполеон меняет тактику, реорганизуя свои войска, теперь он намеревался разрезать армию Австрийской империи на две части. В рамках исполнения плана, император инициирует битву при Абенсберге, в которой буквально сминает центр войска эрцгерцога Карла, заставляя фланговые силы противника отступать в разные стороны. Первым делом император взялся за левое крыло австрийской армии, оттеснив его к реке Изар. Чтобы никто не помешал Наполеону окружить отступающего врага, он предусмотрительно выставил заслон из корпусов Даву и Лефевра, которые отбили атаки правого крыла австрийской армии торопившегося на помощь союзникам.
Императору почти удается окружить противника у Ландсхута, но маршал Массена оказался не так быстр, как во время Первой итальянской компании (есть отдельная статья о Массене и итальянских компаниях), поэтому австрийскому генералу Хиллеру удается вывести войска из капкана, пожертвовав арьергардом. Если в битве у Ландсухта французам удалось лишь слегка покромсать силы Хиллера, то в сражении при Экмюлле, Наполеон практически уполовинил вражескую армию.
Преследуя отступающего противника, французы подошли к Регенсбургу, где австрийцы пытались переправиться на левый берег Дуная, используя лодочный мост. Корпус Ланна, идущий в авангарде, выстраивается в боевой порядок и начинает атаку. Одновременно с этим, маршал приказывает разместить артиллерию на холме и вести огонь по мосту, в надежде отрезать австрийцам путь к отступлению. Хиллер выставляет шесть батальонов сдерживать французские атаки, стоя на баррикадах. Два крупных штурма города закончились плачевно для французов, тогда, маршал, в обычной для него манере, хватает штурмовую лестницу со словами:
Я покажу вам, что был гренадером прежде, чем стать маршалом!
Но солдатики скептически отнеслись к попытке маршала совершить необдуманный поступок. Адъютанты доходчиво объяснили командиру, что не стоит рисковать жизнью попусту и преимущество, в целом, на стороне французов. Ланн успокоился, бросил штурмовую лестницу и взялся за подзорную трубу, отдавая распоряжения армии.
Подоспевшие силы Наполеона помогли взять город и сорвать австрийцам полноценную переправу, захватив почти 4 тысячи пленных. Понимая, что левое крыло армии Габсбургов больше не представляет для него опасности, император устремился к Вене, идя наперерез оставшимся силам австрийцев под командованием эрцгерцога Карла. В этом марше Ланн вновь занял центр французской армии, Массена на левом фланге, а Лефевр на правом. По пути к Вене, французские войска почти не встречают сопротивления, за исключением небольших австрийских дивизий, которые были выставлены лишь для того, чтобы замедлить французов, дав время эрцгерцогу Карлу успеть на защиту столицы. Но в Вене австрийские войска соединились и отступили за Дунай, оставив в столице генерала О'Рейли для подписания капитуляции города. 13 мая, в два часа ночи, французские войска вошли в столицу империи Габсбургов.
Армии Наполеона потребовалось восемь дней, чтобы наладить мосты через Дунай (которые австрийцы предусмотрительно сожгли). Пока происходила переправа, император произвел реорганизацию в армии, поставив Жана Ланна на правый фланг, предполагая, что именно на него придется основной удар австрийского войска. После высадки на другом берегу, французские разведчики обнаружили армию Габсбургов в движении между Эсслингом и Асперном. Корпус Массены занимает оба населенных пункта. Практически сразу на французов обрушились австрийские силы под командованием эрцгерцога Карла. Наполеон приказал Ланну, наступавшему на Лобау, сместиться для помощи корпусу Массены. Совместными усилиями им удалось отбить атаки австрийцев и перейти в контрнаступление.
Французы могли действовать решительно лишь при условии прибытия основных сил во главе с Наполеоном, а также резервных подкреплений с другого берега. После новости о повреждении лодочных переправ австрийской артиллерией, Наполеон приказал Ланну остановить наступление и готовить свой корпус к ретираде.
Французские маневры спровоцировали новое наступление австрийской кавалерии, которая захватывает Эсслинг, но через пару часов Молодая гвардия Наполеона вновь отбивает его. Когда битва слегка поутихла, Ланн решил провести рекогносцировку местности в компании своего бывшего инструктора по добровольческому корпусу. В процессе их движения, в инструктора попадает пуля, сбив его с лошади. Лан спешился, чтобы помочь товарищу, но не обнаружив признаков жизни, отошел от трупа и присел на небольшой холмик, оплакивая убитого. В этот момент маленькое трехфунтовое ядро, выпущенное из Энцерсдорфа, срикошетило от камня и перебило ему обе ноги.
Последние дни маршала были преисполнены страданий. Его перевезли на остров Лобау, где ампутировали левую ногу. После отступления из Эсслинга и Асперна, французская армия переправилась обратно, на правый берег Дуная. Маршала разместили в одном из частных поместий Вены, там у Жана началась гангрена с лихорадкой и бредом. 29 мая император посещает Ланна, чтобы попрощаться с ним, врачи предупредили Наполеона, что дела у маршала плохи. Через два дня Жан умер между пятью и шестью часами утра. Узнав об этом, Наполеон воскликнул: «Какая потеря для Франции и для меня!»
На этом мы закончим, в следующей серии мы подведем итог циклу статей и поговорим о личности маршала Ланна.
- Предыдущая серия
- Самая первая серия
Уважаемые Читатели, канал развивается, все дела. Если понравился формат и подача, ставьте лайк. Если интересна история маршалов Наполеона, то могу предложить почитать про этих ребят и подписаться!
- Жан-Батист Жюль Бернадот
- Иоахим Мюрат
- Лоран де Гувион Сен-Сир
- Андре Массена