Найти тему
Московские истории

Танцуют все!

Оглавление

Елена Горская

Танго. Художник Кристофер Кларк.
Танго. Художник Кристофер Кларк.

Танцы в моей жизни занимали особое место. Танцевать я любила, умела и получала от этого огромное удовольствие. Сразу оговорюсь, что на танцплощадках я ни разу не бывала. Как-то не случилось. Но вечера танцев в школе, институте не пропускала никогда.

Балет на Стопани

В детстве меня водили в школу балета мадам Россе. Россе (имя-отчество не помню) в то время была в определённых кругах довольно известна. Попасть в её школу, находящуюся в здании Дворца пионеров в переулке Стопани (Огородная слобода), но, кажется, непосредственно к дворцу не относившуюся, с улицы было нельзя и считалось очень престижно. У неё начинала свою головокружительную карьеру знаменитая балерина Наталья Бессмертнова, которая жила в нашем доме - улица Чернышевского, 45 (Покровка). Она была лет на 10 - 12 старше меня и к тому времени уже начинала блистать. Но у Россе училась её младшая сестра Таня, а мы с ней дружили. За меня попросила её мама, поэтому меня и приняли.

Маленькая балерина. Художница Инесса Морозова.
Маленькая балерина. Художница Инесса Морозова.

Преподавательница была очень строга с учениками. Била указкой по ногам, приговаривая:"Тяни ножку! Тяни ножку!". Я со скандалом и ревом наотрез отказалась туда ходить. Больше я никогда специально танцам не училась. Но быстро схватывала все па и пируэты, когда видела у других. Вот самые запомнившиеся случаи из моей танцевальной жизни.

Новогодний чарльстон

Год, наверное, 1965-й, что-то праздновали у нас дома. Было много гостей. Среди приглашенных - семья друзей моих родителей, артисты Большого театра. Она - известная певица Галина Михайловна Тимофеева, он - артист балетной труппы Валентин Иосифович Еремин. Дядю Валю из-за колоритной внешности часто приглашали на съёмки в разных фильмах, в массовку и эпизоды. Снимался и у самого Бондарчука. Так что с процессом создания фильмов был более-менее знаком. Стихийно возникла идея экранизировать модную в то время песенку "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон".

-3

У нас был киноаппарат. Дядя Валя стал режиссёром и оператором в одном лице. Я, понятно, исполняла роль внучки, а вот роль бабушки получил мой батюшка. Как-то удалось его на это уговорить. Сняли на одном дыхание, без дублей и последующего монтажа. Я сперва неуклюже переставляла ноги, не знала куда деть руки. Папу нарядили в халат, повязали косынку, надели очки, заставили делать вид, что он что-то вяжет. Потом он пустился в пляс, показывая мне, как надо. Хохот стоял такой, что стены дрожали. Это был первый и последний раз, когда моего папу видели танцующим.

Ребро - жертва искусства

Случай второй. 1976 год. Мы с мужем - на свадьбе родственника в ресторане "Прага". Был приглашён квартет музыкантов с очень приличным репертуаром. Начались танцы. Меня пригласил один из гостей.

Аргентинское танго.
Аргентинское танго.

Оказалось невероятное: мы были, что называется, станцованы так, как будто всю жизнь тренировались и репетировали друг с другом. Мы не были знакомы, даже не спросили друг друга, как кого зовут, просто наслаждались редкой возможностью танцевать от души. Моему мужу всегда становилось скучно, если мне было весело. Он сказал, что нам пора уезжать. Я ответила:

- Ты поезжай, а я ещё останусь!

Уехал. Квартет заиграл мелодию "Шаланды полные кефали" в какой-то необыкновенной аранжировке. Все пустили в пляс, и мы тоже выдали свою импровизацию. Дальше случилось небывалое: музыканты попросили нас с исполнить ещё раз наш танец - на бис! Нас уговаривать не пришлось. И тут случилось страшное. В самом конце мой кавалер меня подкинул, крутанул в воздухе, а когда поймал, то от восторга, что у нас так здорово все получается, обнял так крепко, что у меня что-то хрустнуло. Оказалась трещина в ребре. Я нашла в себе силы выйти на комплимент и быстренько скатилась по лестнице на улицу. На такси приехала домой. От дверей простонала:

- Вадик, я ребро сломала!

Вадик довольно злорадно ухмыльнулся. Потом, поворчав, стал меня пристраивать поудобнее. Пожалел. Жена все таки.

Бальные туфельки 45-го размера

Танец третий. Встреча 1995-го Нового года у нас дома, на Чернышевского. Я никогда не любила просто застолий, всегда придумывала какие-то конкурсы, игры. Сыну выпало исполнить костюмированный танец. Он влез в мою юбку от вечернего туалета, она, правда, на нем не застегнулась, но как-то закрепил. Блузка не налезла. Размер обуви у него был 45-й, так что мои туфли он мог носить если только в руках. Поэтому танцевал он в своих штиблетах! Хохотали мы до слез, до икоты.