Найти тему
c.i.h.

Монумент защитникам Москвы, 1942 — Москва, которой не было

Монумент героическим защитникам Москвы. Леонид Павлов, 1942 г. / 3D модель.

Монумент защитникам Москвы - из проекта Л. Павлова
Монумент защитникам Москвы - из проекта Л. Павлова

В самый разгар Великой Отечественной войны, в октябре 1942 года газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов».

-2

С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента «Героическим защитникам Москвы». Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.

Монумент защитникам Москвы на 3D модели Москвы
Монумент защитникам Москвы на 3D модели Москвы

«Архитектура не функциональна. Завод меняет свою технологию через 10 лет. А здания цехов существуют 50 и более лет. Поэтому при проектировании необходимо рассчитывать на подвижную технологию. Жилые дома, которые мы строим, очень быстро морально устаревают – потому, что архитекторы не учитывают стремительные темпы роста культуры и благосостояния народа. Архитектура стремится к такому обобщению функций, которое делает ее многофункциональной, которое делает ее многофункциональной и тем самым независимой от функции. Функция в архитектуре – величина переменная.

Архитектура не изобразительна. Архитектура не изображает, а преображает мир. Она ничего не символизирует. Оперирует абстрактными формами. Стремится к максимальному воздействию на человеческое сознание не только своей материальностью, но и силой абстрактного образа, развивая ценнейшее качество человека будущего – способность к абстрактному мышлению, без которого невозможно развитие науки, философии, искусства.

Архитектура не конечна. Архитектура все время меняется. Она, безусловно, бесконечна, стремится к единству с жизненной средой, в которой существует человек, охватывая все проблемы – от отдельного дома до градостроительства и расселения. Бесконечна она и во времени... »

-4

О деятельности Леонида Павлова в этот период:

В Институте аспирантуры были собраны лучшие в то время преподавательские кадры: историю искусств и архитектуры преподавал Михаил Алпатов, Давид Аркин, Николай Брунов и Александр Габричевский, курс железобетонных конструкций читал Александр Кузнецов, а металлических — Николай Стрелецкий. О том, насколько тщательно изучалась история архитектуры, свидетельствуют нарисованные Павловым на одинаковых листках плотной бумаги планы, разрезы и фасады памятников. Таких листков сохранились десятки, но, судя по порядковым номерам, их было больше тысячи.

-5

Помимо наследия прошлого изучалась и современная зарубежная архитектура классицизирующего направления. Журналы «Архитектура за рубежом», «Академия архитектуры», даже «Архитектура СССР, регулярно помещали соответствующие публикации и, в частности, освещали проектирование и строительство комплекса, предназначенного для Всемирной выставки 1942 года в Риме. Впечатление, произведенное на Павлова архитектурой эури (в натуре он ее увидит только в 1957 году), отрази-лось уже в его диссертационном проекте концертного зала в ЦПКиО им. Горького, основной вариант которого обладает явным сходством с «квадратным Колизеем» Дворца итальянской цивилизации.

Монумент защитникам Москвы и Дворец Труда братьев Весниных
Монумент защитникам Москвы и Дворец Труда братьев Весниных

Теоретическая часть диссертации называлась «Музыкальные пропорции в архитектуре». Павлов взялся за пифагорейскую проблематику в связи с темой музыкального театра, но значение этой работы гораздо шире. В 1960-х годах он проектировал свои здания в модулях, рассчитанных исходя из диаметра Земли, и мысль о том, что архитектурные творения должны быть увязаны с космическими гармониями, берет начало в его диссертационном исследовании.

Монумент защитникам Москвы на 3Д модели Сталинского генплана Москвы 1935 г.
Монумент защитникам Москвы на 3Д модели Сталинского генплана Москвы 1935 г.

Защита диссертации состоялась в 1942 году, в военное время. Павлова не призывают на службу в действующую армию. Он участвовал в ополчении в то время, когда вражеские войска подступали к Москве, но после этого вернулся к профессиональной работе: сначала в качестве архитектора проектного объединения НКПС 15, затем, с мая 1944 года, — научного сотрудника Академии архитектуры. У него, как и у многих его коллег, была бронь — правительство берегло квалифицированных архитекторов для послевоенного восстановления. Творческая деятельность в годы войны была вынужденно «бумажной». В 1942-м Павлов создает проект Арки героев на Можайском шоссе — гипер-монументальной, прорезанной множеством проемов и перспективных арочных ниш со скульптурами; стилистическое сходство с архитектурой муссолиниевской Италии здесь смущает его не больше, чем в проекте концертного зала того же времени < продолжение >.

Также: