Монумент героическим защитникам Москвы. Леонид Павлов, 1942 г. / 3D модель.
В самый разгар Великой Отечественной войны, в октябре 1942 года газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов».
С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента «Героическим защитникам Москвы». Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.
- Издательский комплекс «Известия»,1967, Л. Павлов
- «Архитектура не функциональна» — статья Л. Павлова:
«Архитектура не функциональна. Завод меняет свою технологию через 10 лет. А здания цехов существуют 50 и более лет. Поэтому при проектировании необходимо рассчитывать на подвижную технологию. Жилые дома, которые мы строим, очень быстро морально устаревают – потому, что архитекторы не учитывают стремительные темпы роста культуры и благосостояния народа. Архитектура стремится к такому обобщению функций, которое делает ее многофункциональной, которое делает ее многофункциональной и тем самым независимой от функции. Функция в архитектуре – величина переменная.
Архитектура не изобразительна. Архитектура не изображает, а преображает мир. Она ничего не символизирует. Оперирует абстрактными формами. Стремится к максимальному воздействию на человеческое сознание не только своей материальностью, но и силой абстрактного образа, развивая ценнейшее качество человека будущего – способность к абстрактному мышлению, без которого невозможно развитие науки, философии, искусства.
Архитектура не конечна. Архитектура все время меняется. Она, безусловно, бесконечна, стремится к единству с жизненной средой, в которой существует человек, охватывая все проблемы – от отдельного дома до градостроительства и расселения. Бесконечна она и во времени... »
О деятельности Леонида Павлова в этот период:
В Институте аспирантуры были собраны лучшие в то время преподавательские кадры: историю искусств и архитектуры преподавал Михаил Алпатов, Давид Аркин, Николай Брунов и Александр Габричевский, курс железобетонных конструкций читал Александр Кузнецов, а металлических — Николай Стрелецкий. О том, насколько тщательно изучалась история архитектуры, свидетельствуют нарисованные Павловым на одинаковых листках плотной бумаги планы, разрезы и фасады памятников. Таких листков сохранились десятки, но, судя по порядковым номерам, их было больше тысячи.
Помимо наследия прошлого изучалась и современная зарубежная архитектура классицизирующего направления. Журналы «Архитектура за рубежом», «Академия архитектуры», даже «Архитектура СССР, регулярно помещали соответствующие публикации и, в частности, освещали проектирование и строительство комплекса, предназначенного для Всемирной выставки 1942 года в Риме. Впечатление, произведенное на Павлова архитектурой эури (в натуре он ее увидит только в 1957 году), отрази-лось уже в его диссертационном проекте концертного зала в ЦПКиО им. Горького, основной вариант которого обладает явным сходством с «квадратным Колизеем» Дворца итальянской цивилизации.
Теоретическая часть диссертации называлась «Музыкальные пропорции в архитектуре». Павлов взялся за пифагорейскую проблематику в связи с темой музыкального театра, но значение этой работы гораздо шире. В 1960-х годах он проектировал свои здания в модулях, рассчитанных исходя из диаметра Земли, и мысль о том, что архитектурные творения должны быть увязаны с космическими гармониями, берет начало в его диссертационном исследовании.
Защита диссертации состоялась в 1942 году, в военное время. Павлова не призывают на службу в действующую армию. Он участвовал в ополчении в то время, когда вражеские войска подступали к Москве, но после этого вернулся к профессиональной работе: сначала в качестве архитектора проектного объединения НКПС 15, затем, с мая 1944 года, — научного сотрудника Академии архитектуры. У него, как и у многих его коллег, была бронь — правительство берегло квалифицированных архитекторов для послевоенного восстановления. Творческая деятельность в годы войны была вынужденно «бумажной». В 1942-м Павлов создает проект Арки героев на Можайском шоссе — гипер-монументальной, прорезанной множеством проемов и перспективных арочных ниш со скульптурами; стилистическое сходство с архитектурой муссолиниевской Италии здесь смущает его не больше, чем в проекте концертного зала того же времени < продолжение >.
Также:
- Москва, которой не было — 1920—1970 — все серии мини-сериала