Издательский комплекс «Известия» на Пушкинской пл., 1967, Леонид Павлов
Проект: Москва, которой не было — время русского авангарда и период 30-70х годов XX века в 3D модели Москвы.
Участок на углу Тверской улицы и Страстного бульвара, предложенный для конкурса на строительство нового комбината газеты «Известия», имел и для города, и для архитектора особенное значение.
Во-первых, в непосредственной близости к нему находился кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева и Дмитрия Солопова (1962). Фактически это упрощенная копия павловского, нереализованного, но абсолютно новаторского для своего времени конкурсного проекта кинотеатра на 4000 мест (1959).
Во-вторых, вплотную к участку был расположен знаменитый дом «Известий» (1925-1927), построенный по проекту Григория Бархина, — эталонное произведение архитектуры конструктивизма, широко обсуждавшееся в годы обучения Павлова во ВХУТЕМАСе.
Когда в 1967 году был объявлен конкурс на лучший проект нового здания комбината «Известий», Павлов, конечно, решил в нем участвовать. В это время он находился на пике своей творческой формы, работал над проектами лучших, наиболее знаменитых своих объектов — Вычислительного центра Госплана на Мясницкой и ЦЭМИ на Профсоюзной, Вычислительного центра в Иваново и СТОА на Варшавском шоссе.
Именно начиная с 1966 года в его проектах возникла тема космических измерений и сомасштабных им величин, их соотношений и их отражений в пропорциях зданий. Эта тема коснулась и проекта «Известий».
Здание «Известий» состоит из двух одинаковых квадратных, узких, полупрозрачных за счет обширных остекленных поверхностей пластин-корпусов, которые соединены друг с другом под прямым углом. За зданием был спроектирован еще один малоэтажный служебный корпус, но Павлов постарался сделать его максимально незаметным, не отвлекающим внимание от главного архитектурного замысла.
По идее Павлова, эти две пластины представляли собой две стороны куба, который умозрительно можно было достроить. Именно куб на протяжении всего длительного творческого пути Леонида Павлова был одним из главных, а возможно, и самым главным образом его собственного, внутреннего архитектурного мира, к реализации которого Павлов постоянно стремился с разной долей успеха, зависящего часто от внешних обстоятельств. Однако такое решение, в котором «незримый», по собственному выражению Павлова, куб имеет только две стены и может быть достроен лишь мысленно, не встречалось в творчестве Павлова ни до, ни после этого проекта.
Длина каждой из сторон этого куба равняется одной миллионной части земного радиуса — величине, присутствующей во многих главных проектах архитектора второй половины 1960-х, но каждый раз явленной совершенно по-новому... <продолжение>
#москва #3dмоделирование #авангард #архитектурамосквы #история #известия #павлов