"Кто в армии служил, тому рассказывать не надо.
Известный всем, но в правилах неписаный закон:
Таксист опасен спереди, зевака-частник сзади,
Военного шофёра берегись со всех сторон."
Из песни Алексея Краева.
Всем привет!
Как готовили шоферов для Советской Армии? Готовили их по-разному. Кто-то получал права в ПТУ, кто-то в автошколах. Но подавляющее большинство будущих армейских водителей учились от военкомата в ДОСААФ.
Почти все мои друзья и знакомые до армии тоже учились вот в этом Ломоносовском ДОСААФ, что на Краснофлотском шоссе, 2.
Я же пошёл на курсы шоферов сразу после армии. Поэтому представляю, чему можно было научиться за несколько месяцев. Да, основы знаний ПДД, устройства автомобиля и навыки вождения там давали. Но только основы и навыки. И всё же это было лучше, чем сейчас - "Права купил, ездить не купил".
По достижению 18 лет призывник получал вожделенные права. Кому-то повезёт несколько месяцев до призыва покрутить баранку. Но основной контингент получал права почти одновременно с повесткой.
И вот они прибывают к месту службы. А что дальше? За всю армию не скажу, как не скажу и за всю ГСВГ. Но в нашей части Лихен-2 было так.
Шоферов среди новобранцев в каждом призыве было немного больше, чем свободных машин. Поэтому за кем-то закрепляли боевые машины, а кто-то хоть и с правами, но служил не по своей специальности. Так сказать, находился в резерве. А на транспортные машины никого из новобранцев не сажали, будь у них доармейский стаж или нет. Транспортная машина - привилегия старослужащих.
Боевые машины тоже выезжали на дороги Германии, но только на прохождение обязательных маршей. Такие марши проводились для новобранцев каждые полгода с нарастающим километражём вплоть до 500 км. А перед тем надо было сдать экзамен на ПДД по немецким правилам. Насколько я помню, они чем-то отличались от союзных. Всего на несколько пунктов, но всё же. Также сдавали зачёт по устройству закреплённого за солдатом автомобиля.
Наш мотострелковый взвод обеспечивал безопасность прохождения таких маршей. В тентованный ГАЗ-66 грузили маты из спортзала и на них располагались во время поездки.
Одевали нас в форму военных регулировщиков как вот на этом фото. И ещё вручали пластмассовый светящийся жезл, поскольку были и ночные марши.
На каждом сложном перекрёстке нас выкидывали парами, и во время прохождения колонны мы перекрывали движение с боковых улиц. Но главной нашей задачей было отдать честь командирской машине. Вот за этим следили строго. Потом тот же ГАЗ-66 собирал нас опять в свой кузов.
Бывало, что какой-нибудь торопыга-немец объезжал регулировщика и выскакивал на главную дорогу перед колонной. А то и вклинивался в неё или пересекал её курс. Ну а как его остановишь? Не прыгать же под колёса.
И что меня здорово удивило - это большое сферическое зеркало на перекрёстке в Лихене. Оно было установлено там для безопасности проезда и ликвидации мёртвых зон.
Мы потом промеж себя удивлялись, почему их не ставят в Союзе. И пришли к единому мнению, что такое зеркало долго у нас не простоит - его разобьют или украдут.
Но вернёмся к автомобильным маршам. Насколько я помню, во время их проведения случались ДТП с немецкими машинами. И за повреждённые пластмассовые трабанты наша часть платила хорошие деньги.
Трабант (Trabant) в то время считался символом ГДР. Точно так же, как Фольксваген-жук был символом ФРГ.
Во всех авариях с участием немецких авто виновными признавали наших водителей. И бытовало мнение, что немцы для получение компенсации специально делали дорожные подставы во время прохождения маршей. Точно так, как сейчас это делают нынешние мошенники на наших дорогах.
Ну вот последний 500-километровый марш пройден, поставлена отметка в военном билете. И молодые шофера идут к своим боевым машинам, чтобы содержать их в чистоте и исправности для нескольких выездов в год по тревоге.
Боевыми машинами были Зил-157 (колун). После армии я долгое время работал на Зил-157 КЕ. Хорошая машина, но руль тугой и выбивает пальцы. Да и кабина тесновата для троих, особенно в зимней одежде.
Ещё был бензовоз-наливник и автокраны Урал-375 для погрузки и выгрузки боеголовок. Вот экипаж одного из этих Уралов. Фото Александра Мелехина, который был на полгода старше меня по призыву.
После увольнения в запас старослужащих, на их транспортные машины сажали шоферов спецмашин. Вот тут уже учитывался и стаж работы на гражданке, и прохождение службы в части. Так двое ребят с моего призыва попали в хозвзвод. А ещё одного даже посадили за руль командирской машины ГАЗ-69.
Было ещё два автобуса ПАЗ, но на них ездили сверхсрочники, или на армейском жаргоне - сверчки. Запомнились они только тем, что снабжали рядовой состав немецкой водкой. И при этом - с большой наценкой в свой карман. Завершали список транспортных машин два Уаза-буханки и ГАЗ-66-тент. Вот вроде и всё.
Ах да, была ещё машина-хозяйка Зил ММЗ-555. На ней ездил мой дружок Сергей Собянин из 8-го подразделения. А поскольку прав у него не было, то за ворота машина не выезжала. Крутилась в пределах части. Там подвезти песок, здесь отвезти мусор и тд. Я тоже впервые сел за руль на этой машине. Маленько постажировался на лесной дороге.
Добавлю ещё, что много единиц техники наша часть оставила немцам на площадке за автопарком. Вот некоторые из них.
Так служили водители на лихенской точке. Может чего забыл - не обессудьте. А как было в ваших частях? Поделитесь. Ведь читают не только саму статью, но и комментарии к ней.
Всем удачи!