Найти тему
Загадки истории

Правда ли что Берия ликвидировал своего начальника Соломона Могилевского

Оглавление

О том, что в истории нашей страны существовал «палач» Берия, слышали даже те, кто не особо интересуется советским прошлым. Слово «палач» взяла в кавычки, потому что о личности Лаврентия Павловича до сих пор спорят, хоть и реабилитирован он не был.

А вот то, что одно время начальником Берии был Соломон Григорьевич Могилевский – это известно даже не всем любителям истории.

А всё потому, что в 1925 году этот самый Могилевский ушел в мир иной. Аэроплан, на котором он летел, загорелся, упал и внизу уже сгорел окончательно.

по некоторым данным, к этой истории был причастен Лаврентий Павлович Берия. Но обо всем по порядку.

Знавался с Лениным

Валерий Прокофьев в книге «Александр Сахаровский: начальник внешней разведки» написал, что Соломон Григорьевич Могилевский родился в 1885 году в Павлодаре. В юные годы этот человек еврейского происхождения увлекся идеями революции, за что его нередко арестовывали. Не за сами убеждения, которые Могилевский старался не афишировать в широком кругу, а за дела, за поступки, за революционную деятельность.

Могилевский устал от преследования властей и уехал в Швейцарию, где и познакомился с Владимиром Ильичом Лениным.

Позже Соломон Григорьевич вернулся в Российскую империю, поступил в Санкт-Петербургский университет, учился на юридическом, но подпольную деятельность не бросил.

Когда свершилась Революция, Могилевский стал трудиться по специальности – он служил в органах юстиции. Волею судеб попал в ВЧК. Это произошло в 1919 году. Решение о направлении Соломона Григорьевича в ВЧК принимало Оргбюро ЦК РКП(б).

Судя по всему, Могилевский был неплохим юристом и стал хорошим чекистом. Его на службе ценили. Правда, пришлось поработать в разных местах. В стране имел место кадровый дефицит. Могилевского бросали то туда, то сюда – для выполнения сложных задач.

Александр Колпакиди в книге «Внешняя разведка России» написал, что довольно быстро Соломон Григорьевич стал начальником ИНО (Иностранного отдела ВЧК). Но и на этом месте долго не задержался. Мужчину отправили в 1922 году в Закавказье, где он стал полномочным представителем ГПУ.

Именно в Закавказье Могилевский провел свои последние дни.

Падение аэроплана

22 марта 1925 года Могилевский находился в аэроплане «Юнкерс-13», который направлялся из Тифлиса в Абхазию. Соломон Григорьевич летел по каким-то важным делам. Вместе с ним в аэроплане были: два пилота, зампредседателя Совнаркома Закавказской федерации Александр Мясников (Мясникян), замнаркома рабоче-крестьянской инспекции в Закавказье Георгий Атарбеков.

Спустя 10 минут после взлета машина начала дымиться и падать. Свидетелями этого были футболисты, которые играли на поле недалеко от Тифлиса.

Горящий аэроплан ударился о землю и сгорел окончательно.

Казалось бы, несчастный случай. Однако слухи поползли.

-2

Версии

Официально6 на аэроплане неосторожно обращались с огнем, поэтому машина загорелась. Пилоты потеряли управление, аэроплан начал падать. У Мясникова якобы никаких шансов на спасение не было. Он не выдержал удара о землю, кроме того, был облит бензином из бака. Жидкость воспламенилась прямо на человеке.

Атарбеков и Могилевский якобы выпрыгнули из падающей машины, но разбились.

Но 25 марта 1925 года Сталин писал Орджоникидзе, будто ходят слухи, что падение аэроплана было не случайным. Атарбекову и Могилевскому якобы мстили за расстрелы. А Мясникову – потому что он армянин.

Сталин и позже выражал беспокойство в другом письме на имя Орджоникидзе, что ГрузЧК ведет террористическую деятельность, которая дестабилизирует обстановку в регионе.

Есть и другая версия: якобы аварию подстроил Лаврентий Павлович Берия. Владимир Антонов в издании «Начальник советской внешней разведки» писал, что Атарбеков знал о темном прошлом Берии. Лаврентий Павлович якобы мог сильно пострадать, или даже лишиться жизни, поэтому он и решился на то, чтобы ликвидировать замнаркома рабоче-крестьянской инспекции в Закавказье.

Это версию считает несерьезной Леонид Млечин. В книге «26 главных разведчиков России» он пишет, что Лаврентий Павлович вряд ли мог организовать крушение аэроплана. Если бы Берия и хотел уничтожить Атарбекова, вместе с Могилевским, то он бы придумал что-то еще.

Наверное, стоит поверить Млечину. Действительно: установлено же, что в воздухе возник пожар. Неосторожное ли это обращение с огнем или ЧП – не так уж важно. Главное, что всё началось в воздухе, когда Берия был на земле. Да и бояться тогда еще Лаврентию Павловичу было нечего.