Через две недели у моей дочери будет небольшой юбилей - 10-летие. Мы намерены его отпраздновать. Средства позволяют нам принимать гостей в кафе, моя дочь уже предвкушает, что ей подарят, она пригласила своих любимых друзей.
У нас и у детей будут разные программы, разные столы. Взрослых будет 13 человек, детей будет 6-4 друга моей дочери и двое детей в качестве гостей. Для малышей мы заказали аниматора, думаю, они отлично проведут время. Но то, как будет выглядеть наша вечеринка, зависит от одного человека.
Точнее, от двух: меня и моей мамы. Приглашу я ее или нет. С одной стороны: мама моей дочери - моя родная бабушка, там будут мои свекры, поэтому логично было бы пригласить ее. А с другой стороны... мама обязательно испортит праздник всем остальным, я был там, я знаю.
Десять месяцев назад в жизни моей мамы произошла трагедия: она потеряла мужа. Этот человек не был моим отцом, мой отец лично мне неизвестен. И от маминого мужа я не видела ничего хорошего: только ворчание и упреки, а мама: "Ты должна слушаться папу, папа хочет тебе только добра!".
А кто такой папа? Мне было десять лет, когда мама вышла за него замуж. Я мало что слышал от отчима, кроме того, что я должен быть благодарен за то, что меня кормят и поливают, что я бездельник без руки. Может быть, ругательства, но не более того.
Дошло до того, что в 18 лет отчим заявил, что я уже взрослая и самостоятельная и что ему не нужно меня кормить. Мама не стала меня защищать: "Это ты виновата, ты всегда ухудшаешь отношения, он старше, он отец, ты могла бы и промолчать". Я прописалась у тети в другом городе, чтобы получить общежитие.
Тетя на меня обиделась: мама вышла замуж за моего отчима, и теперь, если что, мне придется делить квартиру, которая принадлежит мне. До этого было еще далеко, и, как показало время, судьба избавила меня от такого испытания. Я пошел в школу, снял с другом квартиру и пошел работать. Отношения с мамой потеплели, особенно когда я вышла замуж, родилась дочь, и мы с мужем взяли ипотеку.
Она приезжала навещать внучку и даже помогала мне, когда я вернулась из декретного отпуска: она была на больничном с девочкой, потому что вышла на пенсию. Она оставалась у нас дома, потому что моего мужа беспокоили беготня и голоса ребенка в доме. С мужем и дочкой мы были в доме матери всего несколько раз. Мать встретила нас криком: "Олешек, зять с внучкой приехали". Отчим встречал нас с кривой улыбкой.
Мать приходила к нам одна: я поставил такие условия. Ее муж так и не стал отцом или дедом моему ребенку, не приняли его и мои родственники, поэтому отчим не имел с нами ничего общего, даже по семейным праздникам.
Моя дочь любит мою мать, скучает по ней, но последние несколько лет мать совершенно не интересовалась ею: отчим был тяжело болен. Врачи сразу сказали, что надежды нет, тратить деньги не на что, уже поздно, все кончено, смиритесь и приведите дела в порядок.
На этом этапе мы с мамой почти не виделись, она была полностью погружена в заботу о муже, и все, что я могла делать, это слушать ее телефонные разговоры, ее жалобы и причитания по поводу кончины ее самого дорогого любимого человека. Я слушала совершенно бесстрастно: ведь это он больше всех любит, а не я или моя дочь. Кроме того, его болезнь не затрагивала меня эмоционально. Не было никаких сложных чувств, но речь шла о чужом человеке.
Умер мой отчим. Мы помогли с похоронами и поминками. Не ради него, а ради моей матери. Она была буквально раздавлена горем, но все равно упрекала меня: "Я даже не пришла попрощаться с отцом". Я чуть было не сказал, что думаю об отце, но воздержался, свекровь вовремя дернула меня за рукав.
Именно моя свекровь была инициатором идеи, что теперь я должна больше общаться с мамой:
-Как бы ты ни относилась к Олегу Петровичу, он муж твоей мамы. Ей тяжело, ее надо как-то втягивать в орбиту семейных дел, пусть она отвлекается и не чувствует себя одинокой".
Зятья начали "втягивать", я "втянул". Приезжаем через 40 дней к маме с дочкой, а у нее радости в глазах нет. И все разговоры о том, что она должна пойти за ним, и воспоминания, которых не было: какой он был добрый и замечательный человек, растил и любил чужого ребенка (меня) как своего, воспитывал и заботился о внучке (!).
Я никогда не проливала слез по отцу", - сказала мама через некоторое время.
-Конечно, прости, мама, - сказала я, - но у меня не очень хорошие воспоминания о твоем муже. Он обращался со мной как с дерьмом. Какой он мне, к черту, отец? Он заставил меня вернуться в общежитие, когда мне было 18 лет. Ему было наплевать на мою дочь, а в последние годы жизни его не волновало ничего, кроме выпивки. И я не жалею, не плачу, не грущу о его кончине. И хватит об этом.
Ответом был поток слез и жалоб на мою бесчувственность.
В конце лета мы отмечали юбилей моей свекрови. У родителей мужа есть дом за городом, они пользуются им только летом: приезжают на выходные, проводят отпуск. Мы с мужем, дочкой и дочерью там частые гости. Зимой дом не пригоден для жилья, но он большой, есть терраса и сауна с кроватью, то есть есть где разместить много гостей.
На 60-летие отца моего мужа мои свекры пригласили много людей. Некоторые из них планировали пойти вечером, некоторые остались надолго. Моя свекровь также пригласила свою невестку. Моя мать пришла вся в черном и просидела весь праздник с каменным лицом, оценивая всех, как бы говоря глазами: "Как вы можете веселиться при мне, когда у меня такое горе. Вы живы, а самого лучшего мужа, отца и дедушки больше нет.
И не только смотрела, но и умудрилась пристать к своей невестке, которая пыталась развлечь ее разговором:
-Я совсем не в настроении играть, это грубая бесчувственность - устраивать такую вечеринку, когда мои глаза еще мокры от слез.
Слов нет. Глаза от слез? Какого черта ты пришла на вечеринку? Вы меня пригласили? Тогда поздоровайся и вежливо откажись. Я, помня о дне рождения свекра, не пригласила маму на день рождения мужа. Я сказала ей, что мы не празднуем, но потом она спросила внучку, узнала, что гости есть, и обиделась.
-Полагаю, они больше не считают меня членом семьи. Правильно, прикончите меня, я уже потеряла мужа, а теперь вы собираетесь заживо похоронить меня в четырех стенах.
Накануне Нового года мы собрались в доме родителей моего мужа. Пригласили мою маму. Она пришла вся в черном и раздавала сладкие подарки внучке и детям невестки. Она ничего не говорила, но своим мрачным лицом портила всем веселье, то и дело плакала, так что все стали ее утешать и уговаривать:
-Да, покойный был замечательным человеком, вам просто повезло, что он много лет был рядом с вами. Он вырастил вашу дочь и заботился о вашей внучке. Но вы должны жить, вы не можете лечь в гроб живой.
-Вы знаете, сказала мне невестка, когда мы вышли на балкон подышать воздухом. И особой любви к мужу у нее нет. Она просто нашла способ привлечь к себе внимание и заставить всех чувствовать себя виноватыми, сказав, что вы живы, а Олешка нет. Это манипуляция, на вашем месте я бы просто сказала ей об этом и все. Она хочет оставаться черной овцой? Пусть сидит. Ей будет скучно? Добро пожаловать обратно к живым, но без скорбного лица.
Я думаю, что моя невестка абсолютно права. Я не обижаюсь на своего отчима, но и моя мать тоже. Она просто любит портить всем настроение, бытовой вампиризм и манипуляции. Поэтому я хочу избавить свою дочь и нас, гостей на ее празднике, от зрелища "Грусти по отцу Олежеку".