Найти в Дзене
Navygaming Channel

От Норвегии до Бреста – старый «Уорспайт» снова в бою/Часть 1: Нарвик, Калабрия.

Продолжаем знакомить наших читателей с историей линкора "Уорспайт". и подошло время вспомнить о его участии во Второй мировой войне. Во избежание "странных" вопросов в данной статье мы не рассказываем о конкретном сражении, и не рассказываем о ВСЕЙ истории линкора. Об этом на канале есть другие статьи, например, ЗДЕСЬ и ТУТ - про Ютланд, но есть и другие материалы, например ЭТА.

Не каждому линейному кораблю за свой век доводится поучаствовать в войне или хотя бы в классическом морском артиллерийском бою, многие так и уходят на слом, сыграв только номинально свою роль мощного боевого средства, устрашая потенциального противника. Линкору «Уорспайт», как, впрочем, и остальным его «систершипам», в этом плане повезло – на их счету не только Ютландский бой и Первая мировая война, но и несколько десятилетий мирной службы в составе флота, и в заключение карьеры еще одно испытание – Вторая мировая война. И надо сказать, несмотря на преклонный возраст, «Величественная старая леди» выдержала эти испытания.

Линкор «Уорспайт» после первых модернизаций (30-е годы ХХ века)
Линкор «Уорспайт» после первых модернизаций (30-е годы ХХ века)

Пройдя через несколько модернизаций «Уорспайт» встретил начало Второй мировой войны, будучи флагманом Средиземноморского флота. На тот момент линкор «Уорспайт» входил в состав 1-й эскадры линкоров вместе с ЛК «Бархэм» и «Малайя» и базировался в Александрии, однако вскоре был отозван в Метрополию. За период с ноября 1939 года до апреля 1940 года «Уорспайт» принял участие и в проведении конвоев, и побывал флагманом флота Метрополии, и выполнял другие задачи в составе флота. Одной из первых крупных операций, в которой принял участие старый линкор, стала Норвежская кампания, в частности – второй морской бой у Нарвика, в котором ЛК «Уорспайт» сыграл ключевую роль.

Линкор «Уорспайт» на Мальте (конец 30-х годов ХХ века)
Линкор «Уорспайт» на Мальте (конец 30-х годов ХХ века)

Как известно, в ходе операции «Везерюбунг» 10 немецких эсминцев 9 апреля 1940 года подошли к Нарвику, подавили сопротивление, высадили десант, захватили порт и город. Британский флот силами эсминцев предпринял попытку уничтожить противника, и в первом морском бою ему удалось ценой двух эсминцев потопить два немецких ЭМ и повредить еще пять. Однако для полного уничтожения немецких кораблей понадобился еще один удар.

Линкор «Уорспайт», 1939 год
Линкор «Уорспайт», 1939 год

13 апреля британская эскадра контр-адмирала Уайтворта, состоявшая из линкора «Уорспайт» и девяти эсминцев вошла в Уфут-фьорд и атаковала эскадру из восьми германских эсминцев, находившихся в районе порта Нарвик. Первый удар нанес как раз «Уорспайт» – его гидросамолет «Суордфиш» потопил находившуюся в Херьянгс-фьорде в надводном положении немецкую подводную лодку U-64, а затем обнаружил находившийся в засаде немецкий эсминец «Эрих Кельнер» в районе Дьюпвика. Первыми в бой вступили три английских эсминца, а затем и «Уорспайт» ввел в действие свой главный калибр.

-4
Как пишет С. Патянин в книге «Немецкие эсминцы Второй мировой»: «… 381-мм бронебойные снаряды прошивали тонкие борта «Кельнера» навылет, круша все на своем пути, но не успевая разрываться. После шестого залпа «Уорспайта» все было кончено…».

Затем инициативу перехватили британские эсминцы, которые атаковали немецкие в районе Нарвика. Линкор «Уорспайт» оставался позади эсминцев, растянувшихся по всей ширине фьорда. Корабль двигался 10-узловым ходом и вел огонь из орудий главного калибра. По линкору было выпущено несколько торпед, но они прошли мимо. Задача для британцев облегчалась тем, что на немецких кораблях практически не осталось снарядов для орудий и торпед, а также заканчивалось топливо. И немецкие эсминцы один за другим выходили из боя, чтобы затем быть выброшенными на берег и подорванными или потопленными своими командами.

Линкор «Уорспайт» обстреливает немецкие позиции у Нарвика, 1940 год
Линкор «Уорспайт» обстреливает немецкие позиции у Нарвика, 1940 год

В 15.05 одному из немецких ЭМ – «Эрих Гизе» удалось выйти из гавани и вновь вступить в бой, но только для того, чтобы попасть под ураганный огонь линкора и британских эсминцев. «Немцу» удалось произвести торпедный залп, но безрезультатно, и вскоре он затонул.

Горящий немецкий эсминец Z-12 «Эрих Гизе» (тип 1934А) в бою под Нарвиком
Горящий немецкий эсминец Z-12 «Эрих Гизе» (тип 1934А) в бою под Нарвиком

Обнаружив в гавани Нарвика эсминец «Дитер фон Редель», английский «Коссак» при поддержке «Уорспайта» атаковал его, но и сам был поврежден. В этой схватке «Уорспайт» «засыпал» немецкий эсминец снарядами, причинив крупные повреждения портовым сооружениям и пристани, но так ни разу и не попал в противника. Чуть позже ЭМ «Дитер фон Редель» был взорван экипажем. Результаты боя известны – все восемь оставшихся немецких эсминцев были уничтожены, два из них – на счету старого линкора. Вскоре штурмом был взят Нарвик, причем «Уорспайт» поддерживал своим огнем высадку и действия войск.

Уничтоженный эсминец Z-2 «Георг Тиле» у Нарвика
Уничтоженный эсминец Z-2 «Георг Тиле» у Нарвика

В этой операции линкор повреждений не получил. Интересно, что практически на следующий день после победного боя у Нарвика (14 апреля) линкор был атакован немецкой подводной лодкой U-47, но капитан-лейтенанту Прину не удалось пополнить свой счет потопленных линкоров (после уничтожения «Ройал Оук» в Скапа-Флоу) – по одной из версий, не сработали взрыватели торпед. Но все обошлось, и линкор, закончив кампанию, вернулся в Скапа-Флоу, чтобы вскоре снова вернуться на Средиземное море.

К лету 1940 года Средиземноморский флот вновь стал усиливаться и пополняться кораблями, восполняя корабли и эскадры, которые были переведены на другие ТВД осенью 1939 года. И к июню 1940 года в распоряжении его командующего Эндрю Каннингхэма было 4 линкора («Уорспайт» – флагман, «Малайя», «Ройял Соверен» и «Рэмиллис»), авианосец «Игл», 9 легких крейсеров (4 из них – устаревшие), 20 эсминцев. По общей численности британцы уступали флоту Италии, которая вступила в войну в июне 1940 года на стороне Германии, однако планировали вести активные действия за господство на море.

Линкор «Ривендж», к этому типу принадлежал ЛК «Ройал Соверен» - напарник «Уорспайта» в бою у Калабрии
Линкор «Ривендж», к этому типу принадлежал ЛК «Ройал Соверен» - напарник «Уорспайта» в бою у Калабрии

И вскоре два флота встретились в открытом море, причем «Уорспайту» была отведена ключевая роль. Первая решительная схватка главных сил адмирала Каннингхэма (по данным С. Роскилла) с итальянским флотом произошла 9 июля 1940 года у берегов Калабрии, когда английские корабли (ЛК «Уорспайт», «Ройял Соверен», «Малайя», АВ «Игл», 5 легких крейсеров, 16 ЭМ) прикрывали переход двух конвоев из Мальты в Александрию. Итальянцы находились в море с той же целью, прикрывая конвой, шедший в Северную Африку, в их распоряжении находилось два линкора («Кавур», «Джулио Чезаре»), 6 тяжелых и 8 легких крейсеров, 20 эсминцев. Номинально англичане имели преимущество в линкорах, однако линкор «Ройял Соверен» не смог удержать заданную скорость, чтобы удержать свое место в строю, а «Малайя» не смог приблизиться на дистанцию действительного огня. При этом в крейсерах и эсминцах итальянцы имели значительное преимущество.

Линкор «Уорспайт» на Средиземном море, 1938 год
Линкор «Уорспайт» на Средиземном море, 1938 год
Как образно отметил А. Больных в своей книге «Линкоры в бою. Великие и ужасные»: «…казалось, вполне может состояться нечто грандиозное вроде Ютландского боя, хотя линкоров было заметно меньше, однако судьбе было угодно распорядиться иначе…».

Но для англичан ситуация складывалась далеко не идеальная. Сам Каннингхэм позже вспоминал: «…это был не тот момент, который бы я выбрал для сражения. Они имели большое количество крейсеров, а мы имели всего 4 единицы, … К тому же на них оставалось чуть больше половины боезапаса. Более того, скорость сближения ограничивалась максимальной скоростью «Ройял Соверен». Однако мы были рады и такой возможности. Вскоре «Уорспайт» пошел полным ходом на помощь нашим крейсерам, которые не имели 203-мм орудий, а потому значительно уступали в числе и огневой мощи».

Бой начался с попытки торпедоносцев «Игла» атаковать итальянские линейные корабли, но им не удалось их найти – они провели безрезультатную атаку тяжелых крейсеров противника. А вскоре противники обнаружили друг друга и начали сближаться. Английские корабли шли тремя группами: линкор «Уорспайт» под флагом Каннингхэма с 5 эсминцами шел со скоростью 24,5 узла во второй группе на удалении 8 миль за крейсерами адмирала Тови, и еще в 8 милях позади остальные 2 линкора (скорость не более 20 узлов), авианосец и 10 эсминцев.

Авианосец «Игл» (1937 год)- соратник «Уорспайта» в битве за Средиземное
море
Авианосец «Игл» (1937 год)- соратник «Уорспайта» в битве за Средиземное море

В 14.47 9 июля 1940 года легкий крейсер «Орион» заметил дым на горизонте, а немного погодя англичане увидели в 15 милях к западу итальянские линкоры, и в 15.15 Каннингхэм приказал своему авангарду принять бой. Британские крейсера начали перестрелку на дистанции 22 300 ярдов, что было слишком много для 152-мм орудий, но вскоре подошел «Уорспайт». Флагман Каннингхэма в 15.26 открыл огонь по итальянским легким крейсерам с дистанции 25 км, заставив их отойти.

«Уорспайт» описал полный круг, чтобы дать время отставшей «Малайе» подойти к месту боя. Но вскоре подошли итальянские линкоры и тяжелые крейсера адмирала Кампиони. Первыми по «Уорспайту» начали стрелять тяжелые крейсера, а в 15.53 началась дуэль линкоров.

Линкор «Джулио Чезаре» - противник «Уорспайта» в бою у Калабрии
Линкор «Джулио Чезаре» - противник «Уорспайта» в бою у Калабрии

Как отмечают историки и эксперты, в данной ситуации итальянский адмирал принял более чем сомнительное решение, разделив цели между своими линкорами. Его флагман «Джулио Чезаре» стрелял по «Уорспайту» с дистанции 29 000 ярдов (26 400 м), а второй линкор «Конте ди Кавур» получил приказ обстрелять отставшую «Малайю», расстояние до которой было очень большим. По данным А. Больных, британский линкор дал два пробных залпа, но получил такие недолеты, что сразу прекратил стрельбу. Можно вспомнить, что линкор «Малайя» не прошел такой же кардинальной модернизации как «Уорспайт», поэтому его орудия не могли, по данным П.Ч. Смита, вести стрельбу на дальность более 23 400 ярдов (21 300 м), однако он отвлек на себя огонь одного из итальянских линкоров. По другим данным, есть вероятность, что итальянцы в этот период стреляли по «Ройял Соверен», который сильно отстал, в то время как «Малайя», подняв свои орудия на максимальный угол возвышения, дала 4 залпа по «Кавуру», но снаряды легли недолетами.

Тем временем «Уорспайт» взял на прицел «Джулио Чезаре», причем англичане определили дистанцию как 26 000 ярдов (23 660 м). Воспользовавшись тем, что «Уорспайт» сосредоточил огонь на линкоре, итальянские тяжелые крейсера снова приблизились и открыли по нему огонь, так в 15.55 крейсер «Тренто» дал по британскому флагману три залпа. И вскоре итальянские наблюдатели увидели на борту «Уорспайта» небольшую вспышку, решив, что это свидетельство попадания, хотя на самом деле это был небольшой пожар на самолете-разведчике после залпа башни «Х» – самолет просто сбросили за борт. Итальянские залпы ложились кучно, самый удачный из них упал примерно в двух кабельтовых слева от британского флагмана, однако «Уорспайт» стрелял лучше. Его залпы раз за разом накрывали цель, и в 15.59 английский линкор добился попадания в «Чезаре».

Линкор «Уорспайт» на Мальте, 1937 год
Линкор «Уорспайт» на Мальте, 1937 год

Через 6-7 минут после начала дуэли тяжелых кораблей Каннингхэм увидел огромную оранжевую вспышку взрыва у основания дымовой трубы флагманского корабля противника. За ним последовал выброс дыма, из чего английский адмирал заключил, что артиллеристы «Уорспайта» добились удачного попадания.

Снаряд весом 850 кг (по данным Д.В. Лихарева) снес часть вспомогательной артиллерии и пробил верхнюю палубу позади второй дымовой трубы, проделав в ней дыру диаметром около 6 метров, а его головная часть пролетела вглубь корпуса, где взорвалась, перебив 115 человек. Сами повреждения оказались невелики, но дым и пламя взрыва вентиляторы погнали в котельные отделения, и 4 котла вышли из строя. Скорость «Джулио Чезаре» упала с 27 до 18 узлов. «Уорспайт» добился попадания с рекордной дистанции в 13 миль – больше ни один линкор с такой дистанции в цель не попадал. Правда, Канингхэм объявил это попадание «чистой случайностью».

Повреждения на «Джулио Чезаре» в районе зенитных автоматов от попадания вражеского 381-мм снаряда
Повреждения на «Джулио Чезаре» в районе зенитных автоматов от попадания вражеского 381-мм снаряда
Командир «Чезаре» капитан 1-го ранга Пиацца вспоминает: «...Снаряд попал в нашу заднюю трубу с правого борта и прошел внутрь бронированной цитадели под палубой, пробив левую переборку. Потом он пробил еще одну палубу, прошел через каземат, снеся переборки, и попал в унтер-офицерский кубрик. Этот отсек был уничтожен. Снаряд сделал небольшую пробоину в броневой палубе внизу и был остановлен передней бронированной переборкой».

Адмирал Кампиони сообщает: «… скорость «Чезаре» быстро упала до 20, а потом и до 18 узлов. Когда с мостика заметили, что «Чезаре» начал стремительно отставать от «Кавура», пришло сообщение, что 4 кочегарки перестали действовать. Так как положение было серьезным, «Чезаре» вышел из строя, оставив «Кавур» продолжать бой вместе с тяжелыми крейсерами группы «Полы». Все они продолжали идти вперед, ведя огонь по 3 вражеским линкорам».

Повреждения на палубе «Джулио Чезаре» в результате попадания 381-мм снаряда с «Уорспайта»
Повреждения на палубе «Джулио Чезаре» в результате попадания 381-мм снаряда с «Уорспайта»

Однако вскоре итальянцы решили, что флагман серьезно пострадал, и сразу отвернули влево, прервав бой. Бой линкоров завершился, и длился он всего лишь 7 минут. Так единственное попадание 381-мм снаряда решило исход боя. К 16.45 повреждения «Чезаре» были почти исправлены, и корабль снова набрал ход. Перестрелка крейсеров продолжалась еще некоторое время, но потом «Больцано» получил с «Нептуна» 3 попадания, причем одно пришлось ниже ватерлинии, и адмирал Паладини повторил маневр своего начальника, то есть отвернул и вышел из боя.

Всего за время боя британский линкор дал 17 залпов главным калибром, «Чезаре» израсходовал 74 тяжелых снаряда, «Кавур» – 41. Британские крейсера также расходовали снаряды, совершенно не экономя: «Сидней» – 411, «Нептун» – 512. В общем, второй Ютландский бой явно не получился, но линкор «Уорспайт» провел его в своей классической манере, даже повторил свой «трюк» с циркуляцией перед эскадрой противника.

Схема боя 9 июля 1940 года у м.Пунто-Стило (бой у Калабрии)
Схема боя 9 июля 1940 года у м.Пунто-Стило (бой у Калабрии)

Бой у Калабрии – один из самых ярких эпизодов боевой службы «Уорспайта» на Средиземном море, однако после него линкор не «застаивался» в гавани Александрии. С лета 1940 по весну 1941 года линкор участвовал в большинстве операций Средиземноморского флота – от обстрелов береговых укреплений до охранения конвоев....

Окончание следует....

Источники: Campbell, J. Warship Monographs Queen Elizabeth class/ J.Campbell.- Conway Maritime Press.- 1972.- 54 p.; Queen Elizabeth class battleships/Alan Raven, John Roberts// Ensign 4. – 1975.- 51 p.; Watton R. The Battlesship Warspite// Anatomy of the Ship/ R.Watton. - US Naval Institute Press, 1986. - 122 p.; Больных, А. Линкоры в бою. Великие и ужасные. /А.Г.Больных. – М.:Эксмо: Яуза, 2011.- 384 с.; Больных, А. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов/ А.Больных. - М: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 512 с.; Михайлов, А. Линейные корабли типа «Куин Элизабет»/А.А.Михайлов.- СПб: БКМ, 2001.- 96 с.; Михайлов, А. Сверхдредноуты Черчилля. «Куин Элизабет», «Вэлиант» и др. Через две Мировые войны / А.А.Михайлов.- Москва: Яуза: Изд-во «Э», 2015. – 112 с.; Равен, А. Британские линейные корабли типов «Куин Элизабет» и «Ройал Соверен» / А.Равен, Д.Робертс, сборник Н.И.Печукониса, № 1 – СПб, 1994.- 28 с.; Лихарев, Д. Адмирал Эндрю Каннингхэм. Борьба Великобритании за господство на Средиземном море в первой половине ХХ века /Д.В.Лихарев.- Спб-Уссурийск: БКМ, 2004. - 200 с.

Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", ))

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, но думаю таких не будет.