Страну Басков, в первую очередь Эйбар, можно уже очень давно по праву считать "оружейной столицей" Испании. Причем очень специфической - когда ни турки, ни китайцы еще не были сколько-то известны на мировом рынке, их место занимали как раз трудолюбивые оружейники-баски, которых здесь было великое множество.
И в немалой степени по одной прозаической причине: патентный офис в Испании конца XIX и начала XX веков был по сути недееспособен - так что, хотя Испания и подписала Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, по факту на патентное право просто положила. Особенно в силу понятных причин - если речь шла о США: иск от Smith&Wesson, пришедший уже после испано-американской войны на нарушение патентных прав, испанцы вовсе проигнорировали. Ну а баски, в свою очередь, и про испанские-то законы по большей части старались вспоминать только по нужде. Так что копировать американские револьверы они начинали, стоило только попасть в руки кого-нибудь новому образцу.
С началом Первой мировой Испания провозгласила полный нейтралитет. И тут французы, остро нуждавшиеся в поставках оружия "еще вчера", обнаружили как раз рядом со своей границей Страну Басков, которая могла спокойно это оружие производить. Так Франция совершенно официально умудрилась в 1917 году заказать у басков "пиратские" револьверы Smith&Wesson Military&Police с единственным указанием - чтобы они делались под французский 8-мм патрон (англичане, кстати, тоже втихаря закупили некоторое число револьверов в Эйбаре в то время, под свой .455).
Главная ирония судьбы тут была в том, что первую закупку этих револьверов само правительство США осуществило как раз к войне с Испанией. А к 1914 году в самой Испании их кто только не делал - Trocaola, Aranzabal y Cia., Garate, Anitua y Cia., Orbea Hermanos...
За выполнение заказа взялись по факту все фирмы Эйбара, имевшие уже опыт клонирования этой модели. Во Франции револьвер получил официальное обозначение Modèle 92 espagnols - дата была взята той же, что и у французского MAS Mle 1892, но с указанием испанского происхождения.
Револьверы разных фабрик несколько отличались. Более того, баски решили не мелочиться, а заодно подделывать для французов еще и "Кольты": собственно, на фото выше один "Смит-Вессон" от Hermanos Orbea соседствует с "кольтоподобными" Garate, Anitua y Cia. (нижний же револьвер - это, собственно, и есть MAS Mle 1892).
Согласно министерской депеше № 21323-2/3 от 6 января 1917 года, различные производители этих револьверов должны были поставлять оружие партиями в 1000 штук на французскую границу, откуда револьверы перевозились в Байонну. Там на территории седьмого артиллерийского полка их отстреливали на кучность (все 6 выстрелов должны были с 15 метров уложиться в 40-сантиметровый квадрат), и, если более 10% револьверов в партии не укладывались в норму, она возвращалась производителю.
Всего до завершения войны Франция получила более 400 тысяч револьверов, большую часть (225000) из которых сделали на фабрике Orbea Hermanos, основанной в середине XIX века братьями Хуаном Мануэлем, Матео и Казимиро Орбеа. Весьма немаленькой по масштабам Страны Басков: на то время она имела три собственных небольших гидроэлектростанции и два патронных завода. Любопытно, что испанцы не просто копировали американские револьверы для армейского заказа "один в один", а специально усилили их конструкцию, заодно удлинив конус пульного входа ствола. УСМ был упрощен - из него убрали фирменный "смит-вессоновский" механизм отбоя курка и вместо трех пружин использовав одну, по сути заменив его на "кольтовский".
В итоге револьверы, несмотря на плавающее от фабрики к фабрике качество и проблемы с взаимозаменяемостью запчастей, во Франции дожили до Второй мировой.
Баски же с завершением войны вернулись к производству револьверов уже снова под стандартные для оригинальных конструкций калибры, в основном - тридцать восьмой. Револьверы слегка изменялись в ряде деталей, но в том же Garate, Anitua y Compañía modelo 333 трудно не узнать "исходник". Эта фирма просуществовала до прихода к власти Франко, после чего была закрыта, так как в ходе гражданской войны снабжала оружием проигравшую сторону.
Фабрика братьев Орбеа по тем же причинам переквалифицировалась на велосипеды (ныне уже как транснациональный концерн так их и производит, кстати).
А вот Garate, Anitua y Cia. оказалась на правильной стороне. Впрочем, больше фирма была известна не револьверами, а клоном рычажного "Винчестера" - "El Tigre".
В США же в 1922 году суд в ходе процесса "Смит-Вессон против Ньюмарка, Глика и Галефа" (трех импортеров испанских клонов - промолчу про говорящие фамилии двух из них, таки ой-вей) пришел к тому, что запретил ввоз в страну револьверов аж 22 марок - можете себе представить масштабы их производства в Испании времен интербеллума.
...и все та же напоминалка: https://t.me/cocked_n_locked