Продолжаем путешествовать по берегам таинственного озера Светлояр (начало тут). Недалеко от пяточки Богородицы и храма начинается тропа к ключику Кибельку, есть указатель.
Тропа идёт через поле и лес, считается, что это часть "Батыевой тропы", которая шла от Волги до Ветлуги, именно по ней пришли войска монголов к Китежу.
До ключика идти километра два, ключик в лесу. Он освящён, тут можно набрать воды, напиться, облиться. Если идти вглубь леса - тропинка приведёт к трём крестам. Здесь покоятся три старца. Или три богатыря - тут версии разные.
Со старцами более-менее понятно, это могли быть подвижники из числа укрывшихся в Заволжье староверов после Никоновского раскола, а могли быть и современники Китежа (если мы берём за основу, что он существовал). А легенда о богатырях примерно такая: китежские ратники встретили на этом месте войско Батыя и полегли в неравном бою, и могилы эти именно их.
Также в Сети даётся легендаризированное объяснение появлению ключика: во время этой сечи с небес спустился Георгий Победоносец, чтобы помочь воинам, но его конь споткнулся, и святой понял, что не ему суждено спасти Китеж-град, который был скрыт водами Светлояра.
А в том месте, где споткнулся конь - забил ключик, который мы знаем как Кибелёк.
В общем, история этих мест обросла преданиями также густо, как таёжный лес - мхом.
Если вы думаете, что на этом мой рассказ о Светлояре заканчивается - то нет. На самом озере широко отмечают яркий языческий праздник Ивана Купало. Это что-то фантастическое, представьте: светлая летняя ночь, туман, вдоль озера идёт крестный ход, цепочка людей со свечами растянулась вокруг всего озера и огоньки мелькают меж ветвей. По глади озера плывут венки. Здесь все: и православные, и неоязычники, и вайшнавы, и туристы, и даже семёновские гопники с водкой. Таким я увидела этот праздник впервые лет 13 назад. Шесть лет спустя гопников вроде уже не было. Надо будет что ли съездить в этом году, обновить знания о местных обрядах)
Одно из поверий гласит - в Купальскую ночь надо найти цветок папоротника, тогда будешь видеть все клады, сокрытые в земле. Даже зная, что папоротник не цветёт, я, разумеется, оба раза честно его искала. Потому что должна быть в жизни сказка.