Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Французские аристократы о «Медном всаднике»

В начале XIX века Россию часто посещали французы (и не только как завоеватели), они оставили ряд интереснейших воспоминаний о стране, в том числе и о скульптурном портрете Петра Великого. Продолжение рубрики «Слово и образ».

Мари-Элеонор Годфруа по картине Франсуа Жермена. Портрет баронессы де Сталь. Начало 19 века. Версаль
Мари-Элеонор Годфруа по картине Франсуа Жермена. Портрет баронессы де Сталь. Начало 19 века. Версаль

Наш первый герой – писательница баронесса де Сталь. Анна-Луиза Жермена де Сталь-Гольштейн, законодательница литературных вкусов своего времени, терпеть не могла Наполеона Бонапарта, за что была выслана из Франции. В 1812 году она приехала в Россию, где была принята с большим почетом. Об этом путешествии она оставила записки, где в том числе упоминался и «Медный всадник».

Этьен Морис Фальконе. Медный всадник. 1768-1778
Этьен Морис Фальконе. Медный всадник. 1768-1778

... Против дома, в котором я поселилась в Петербурге, находится статуя Петра I. Он представлен сидящим на коне, который на дыбах взбирается на крутой утес посреди змей, задерживающих его шаги. Правда, змеи помещены там, чтобы поддерживать громадную тяжесть коня и всадника. Но идея памятника малоудачна: в действительности государь никогда не боялся зависти, символом которой служат эти змеи; пресмыкающиеся не были его врагами, и Петр I ничего не боялся в своей жизни, как только русских, которые печалились о старых обычаях страны. Но то обаяние, которое сохранилось к его личности, свидетельствует о несомненном благе, которое сделал он для России, ибо сто лет после своей смерти деспоты уже не имеют льстецов.

На пьедестале его статуи начертано: «Петру Первому Екатерина Вторая». Эта простая и тем не менее гордая надпись заслуживает похвалу за свою правдивость. Они двое сумели высоко поднять народное сознание и внушить народу мысль, что он непобедим; это значит уже сделать его таковым, по крайней мере, у своего домашнего очага, ибо победа есть нечто случайное, что зависит от ошибок побежденного, чем от дарований победителя.

Астольф де Кюстин
Астольф де Кюстин

Наш второй герой – маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году. Этот французский писатель и путешественник оставил весьма едкие мемуары о своей поездке в Россию. Он всячески ругал крепостнические привычки русского народа, безумное самовластие Николая I. Кстати, Василий Жуковский в одном из писем назвал Кюстина собакой, но и сам Жуковский, и многие другие русские читатели заметок Кюстина отмечали, что во многом его очерк был правдив.

Этьен Морис Фальконе. Медный всадник. 1768-1778
Этьен Морис Фальконе. Медный всадник. 1768-1778

А вот фрагмент мемуаров маркиза де Кюстин о «Медном всаднике»:

Слишком прославленная статуя Петра Великого привлекла прежде всего другого мое внимание, но она произвела на меня неприятное впечатление. Воздвигнутая Екатериной на скале, со скромной с виду и горделивой по существу надписью «Петру I Екатерина II», фигура всадника дана ни в античном, ни в современном стиле. Это – римлянин времен Людовика XIV. Чтобы помочь коню прочнее держаться, скульптор поместил у ног его огромную змею – несчастная идея, которая лишь выдает беспомощность художника. И все же эта статуя и площадь, среди которой она положительно теряется, были наиболее интересными из всего, что пришлось мне увидеть по дороге из таможни в гостиницу.

***

Интересно, что произведение французского же скульптора не нашло отклика в сердцах его соотечественников. Мне "Медный всадник" очень нравится, так что с мадам де Сталь и маркизом де Кюстин я в корне не согласна. Но в любом случае, взгляд со стороны всегда интересен, как вы думаете?