Я отношусь к тому поколению людей, которые сами никогда не сдавали всякие ЕГЭ и ОГЭ, но готовили учеников к этим мероприятиям.
В последнее время все чаще говорят о "трансформации" ЕГЭ, мол, "не нужна нам буржуйская забава, так как у нас есть свои традиции".
А какие это традиции? Могу предположить, что это сдача в "устной форме по билетам". По крайней мере, других традиций я не помню.
Но главный вопрос!
Что эффективнее доказывает у наличия ученика каких-то знаний по предмету - тестирование или же ответ по заранее известным вопросам?
Давайте рассмотрим на таком школьном предмете как "История".
Как сегодня сдают экзамены?
Отмечают условными символами правильные ответы, а также выполняют на бумаге дополнительные задания.
А как было раньше?
Это была целая церемония.
Сначала учитель выдает список вопросов, которые будут в билетах на экзамене.
Обычно список вопросов сопровождается фразами:
- Ого!
- Ничего себе!
- Вроде не так сложно!
- Мне попадется тридцать пятый!
А затем постепенно начинается процедура подготовки, которая заключается в накоплении "длины пересказа ответа на вопросы".
Далее - сам экзамен.
Ученик заходит в класс, испытывает легкое мандраже, тянет билет, идет готовиться.
Во время подготовки каждый второй обычно пользуется тайным помощником - шпаргалками.
Затем идет процесс заслушивания учеников комиссией.
Ученик отвечает и надеется, что ему не будут задавать дополнительных вопросов.
Комиссия, обычно, состоит из трех человек.
Учитель
Волнуется за ученика и при помощи дополнительных вопросов старается вытащить ученика на нужную оценку. Ученику при этом кажется, что учитель его валит.
- А меня Анванна валила! Остальные молча сидели, а она вопросы задавала! Я ей припомню!
Председатель
Смотрит на учителя и на ученика строгим взглядом, но в процесс старается не вмешиваться, так как прекрасно знает всю кухню.
Учитель для количества
Ковыряет пальцем в носу, смотрит на часы, зевает, задает дополнительный вопрос, который ни на что не влияет.
- А вот скажи нам. Петр Алексеевич - это чей сын?
Дальше начинается процесс томительного ожидания учеником оценки в коридоре.
Вообще, считается, если не мандражировал, то не было детства. Но тут хотя бы не нужно ждать 10 дней, а результаты объявляли через 1-2 часа.
А если вернут традиционную форму?
Я не удивлюсь, если сделают этакий симбиоз - сдача экзамена будет в традиционной, но не в традиционном месте.
К примеру, сделают всё те же билеты, ответы на которые ученик будет заучивать.
А далее:
Ученик встает в пять утра. Идет в школу. Из школы на школьном автобусе его везут в другую школу. Там сидят незнакомые тетеньки и один дяденька с усами. Ученик тянет билет, отвечает.
Но вот только оценку ему не говорят, так как всё идет под видеозапись.
Затем эту запись "Кто-то" и "Где-то" просматривает и выставляет оценку, которую ученику сообщают через 10 дней (чтобы он и его родители не расслаблялись, а делали выручку аптекам по успокоительным препаратам).
Я так себе это представляю.
Тут ведь самое главное соблюсти два принципа:
- Один раз получить экзаменационную оценку, которую использовать для подачи заявлений в несколько вузов.
- Избежать ситуаций, когда сильно хитровыдуманные граждане чисто "по-братски" могут попросить себе нужную оценку за "а в следующий раз ты ко мне обратишься - я тебе помогу".
В любом случае, пока количество бюджетных мест в вузах сильно ограничено (а платное обучение очень дорогое), сдача ЕГЭ будет большой головной болью для всех участников.
Отражают ли экзамены реальные знания? Я считаю этот вопрос спорным, так как на него нельзя дать однозначный ответ. Любая форма проверки знаний несет в себе долю случайности. Но всё равно одни будут считать, что тестирование это хорошо, а другие будут говорить, что устный ответ на вопросы - это гораздо лучше.