Найти тему
4,7K подписчиков

Почти детектив: дело о страшном слепце

243 прочитали

Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Дело, которое нам предстоит сегодня рассмотреть, наглядно демонстрирует, как слепы бывают те, кому, казалось бы, Господь дал зрение...

Император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса не удержался в седле и рухнул в бурные воды Селифа в полном рыцарском облачении. Пока слуги подоспели - он уже захлебнулся. Султан Египта и Сирии Салах ад-Дин умер в почёте и славе в Дамаске на следующий год после того, как последний крестоносец покинул Палестину. Он готовился подчинить себе всю территорию Арабского халифата, но не успел. Король Англии Ричард I Львиное Сердце томился в замке Трифельс, куда его заточил сын Фридриха Барбароссы, император Генрих VI. Его мать, королева Алиенора Аквитанская, выбивала из англичан последние гроши, чтобы выкупить непутёвого сына. А в это время заклятый друг Ричарда, король Франции Филипп II Август, присматривался, что бы ещё оттяпать из его владений. Третий крестовый поход закончился. Кардинал Лотарио де Конти в это время писал свою знаменитую книгу "К нищете человеческой". Интересно, он уже догадывался, что всего через 5 лет папа Целестин III умрёт и вопреки воле покойного конклав выберет папой его?

Картина "Ричард Львиное Сердце на пути в Иерусалим" кисти Джеймса Уильяма Гласса (изображение из открытых источников)
Картина "Ричард Львиное Сердце на пути в Иерусалим" кисти Джеймса Уильяма Гласса (изображение из открытых источников)

Дел у нового понтифика оказалось невпроворот - то там, то тут поднимала голову гнусная ересь. Надо было благословить Симона де Монфора на истребление катаров в Лангедоке, а Генриха Вальпота на создание Тевтонского ордена, рыцарям которого предстояло подчинить Святому Престолу непокорных пруссов. Ну и, конечно же, вернуть Гроб Господень. Вот только с кем? Лотарио (теперь его звали Иннокентий III) попытался было призвать к порядку Филиппа Августа, который гонял нового английского короля Иоанна Безземельного как зайца, но получил весьма грубый ответ: дескать, не суй свой святейший нос в дела монархов.

Желающих освобождать Иерусалим набралось немного, в основном французы. О королях, как в недавние времена, говорить уже не приходилось. Тут и с герцогами то было совсем туго, выше графов вожаков не нашлось. В общем, дело не заладилось с самого начала. До кучи осенило Иннокентия не повторять ошибок своих предшественников и не пробиваться до Иерусалима через всю Палестину. Ведь кто контролировал Святую землю? Правильно, султан Египта. Вот в Египет и надо плыть.

Барельеф папы римского Иннокентия III работы Джозефа Киселевского в Палате представителей США (изображение из открытых источников)
Барельеф папы римского Иннокентия III работы Джозефа Киселевского в Палате представителей США (изображение из открытых источников)

Но тут остро встал традиционный в таких случаях вопрос: "Где деньги, Зин?" Своего флота у папы не было. Флот имелся у венецианцев. Всего через 70 лет их Марко Поло доберётся аж до Китая, а до Египта то вообще рукой подать. И главное, этот девяностолетний замшелый пенёк, дож Энрико Дандоло, который даже своей вытянутой руки не видит, вовсе не отказывается помочь. Вот только запросил за трансфер аж 85 тысяч марок серебром. Иннокентий кинулся собирать деньги. Впервые в мировой истории он обложил налогом церковный клир. Пообещали скинуться Филипп Август и Иоанн Безземельный, но папа не сильно им верил и заявил, что сбор необходимых средств в Англии проконтролирует лично. Ага, кто бы ему дал что-то контролировать во Франции.

Но даже этих денег на групповой тур в Египет не хватало, поэтому Иннокентий сделал участие в крестовом походе платным. Неучастие, кстати, тоже было платным. Не хочешь в поход - не ходи. Плати за ложный вызов и снимай с себя крест без всяких анафем и епитимий. Вроде всё складывалось удачно, но...

Бюст венецианского дожа Энрико Дандоло работы Антонио Бьянки (изображение из открытых источников)
Бюст венецианского дожа Энрико Дандоло работы Антонио Бьянки (изображение из открытых источников)

Крестоносцы собирались в поход как современные барышни на свидание. У тех, кто уже прибыл в Венецию, денег на проезд не хватало даже после того, как рыцари поснимали с пальцев драгоценные перстни. А кушать почему-то хотелось ежедневно. Дандоло, конечно, пообещал их кормить, но только в пути. В дьюти-фри бесплатные ланчи предусмотрены не были. Голодные рыцари отличались удивительной покладистостью. Поэтому когда дож пришёл к ним с предложением: "Парни, а чего скучать? Возьмите мне пока по-быстренькому один городок, а я вам за это отсрочку платежей оформлю", они просто не смогли отказаться.

Речь шла о далматском Задаре, который формально считал себя частью Венгрии, поскольку венгерскому королю было совершенно не до того, чтобы наводить в городе свои порядки. Ушлые задарцы давно успешно конкурировали с Венецией по части морской торговли в Адриатическом море. Руками крестоносцев слепой Дандоло легко устранил конкурентов, прибрав к рукам их бизнес.

Картина "Дож Энрико Дандоло призывает воинов идти в Крестовый поход" кисти Жана Леклерка (изображение из открытых источников)
Картина "Дож Энрико Дандоло призывает воинов идти в Крестовый поход" кисти Жана Леклерка (изображение из открытых источников)

Узнав о штурме Задара, Иннокентий рвал и метал. Ведь он взял с рыцарей обет не нападать на христианские города и не убивать своих единоверцев. А тут... В сердцах папа отлучил от Церкви весь крестовый поход. Но делать было нечего, в конце концов, сам виноват. Рыцари просто хотели жрать, и голодными они остались именно из-за Иннокентия. Пришлось смириться с произошедшим.

Слепой дож не видел вытянутой перед собой руки, но зато он видел гораздо дальше. Поскольку с Задаром всё прошло как по маслу, Дандоло смекнул, а не замахнуться ли на куда более могущественного конкурента Венеции - Византийскую империю? Тем более, что рыцари уже один раз перешагнули через данный папе обет. Возможно, было тут и что-то личное. Ходили слухи, что именно византийцы лишили когда-то дожа зрения, то ли полоснув стеклом по глазам, то ли шарахнув чем-то по затылку.

"Вступление крестоносцев в Константинополь" работы Гюстав Доре (изображение из открытых источников)
"Вступление крестоносцев в Константинополь" работы Гюстав Доре (изображение из открытых источников)

В это время по Европе побирался некий Алексей Ангел, отца которого, византийского императора Исаака II, сверг родной брат. Его-то по инициативе дожа разыскали и притащили на военный совет. Алексей пел соловьём, обещая крестоносцам золотые горы за утерянный престол. Вряд ли я сильно ошибусь, если скажу, что Дандоло отлично знал экономическую ситуацию у конкурентов и прекрасно понимал, что этому ангельскому пению грош цена. Именно поэтому он настоятельно рекомендовал крестоносцам поверить византийскому царевичу. Тем более, что помочь несчастному скитальцу - благое дело. Папа его точно одобрит.

А дальше всё прошло как по маслу. Убедившись, что с крестоносцами договориться не получится, византийский император Алексей III выгреб что мог из казны и был таков. Исаак II вернулся на престол, но, разумеется, выполнить обещания, данные сыном, оказался не в состоянии. Вскоре его снова свергли. Понимая, что обещанной платы они не получат, обозлённые рыцари пошли на штурм Константинополя. Страшный слепец Дандоло не мог этого видеть, но слыша звон мечей, радостно потирал руки. Византийская империя, казалось бы, исчезла с мировой карты навсегда (на самом деле только на полвека). Её обломки поделили между собой вожаки крестоносцев и местные греческие аристократы.

Итальянский броненосец "Энрико Дандоло" (изображение из открытых источников)
Итальянский броненосец "Энрико Дандоло" (изображение из открытых источников)

Узнав о взятии и разграблении столицы Византии, Иннокентий III пришёл в ярость. Он отправил предводителям похода письмо, в котором потребовал немедленно вернуть Константинополь где взяли и идти в Святую землю. Однако новоявленные императоры, короли и герцоги, ещё вчера бывшие всего лишь графами, разводили рукам: ну уж коль взяли, не отдавать же теперь обратно. Да и кому отдавать-то? Раз уж так получилось, давайте считать это маленькое недоразумение даром Божьим. Иннокентий прикинул, что так будет проще распространить власть папы на православное население Византии, и, скрипя сердцем, согласился. До Святой земли крестоносцы в этот раз так и не дошли. Четвёртый крестовый поход закончился в Константинополе...

10 июля 1878 года итальянцы спустили на воду один из самых мощных броненосцев своего времени. Он назывался "Энрико Дандоло" - в честь величайшего венецианского дожа, превратившего Венецианскую республику в могущественнейшую средиземноморскую державу.

Dixi.

Читайте в этом цикле: