Ваша честь! Господа присяжные заседатели! Подсудимый, безусловно, виновен и ему нет оправдания. Но нас интересует вовсе не он. Куда интереснее посмотреть, как причудливо, а порою и безобразно в его судьбе как в зеркале отразилась эпоха, в которую ему довелось жить. О, то была великая эпоха, до сих пор будоражащая умы. Эпоха, о которую по сей день ломают копья историки. Эпоха, которой восхищались и с которой брали пример преобразователи всех мастей. Так стоит ли пенять на зеркало? Давайте лучше посмотрим в него...
Был ли Донасьен Альфонс Франсуа маркизом - до сих пор непонятно. В некоторых документах он упоминается с титулом граф, который носил его отец - потомок музы великого Петрарки, Лауры де Сад. Графский титул имелся и у сыновей "божественного маркиза", как называли его на родине. Да, да, основоположник научно-популярного садизма состоял в браке, хотя вряд ли по большой любви, поскольку ему куда больше нравилась младшая дочь почётного председателя Парижского податного суда Клода де Монтрея. Но будущий тесть выдавал своих дочерей исключительно в порядке старшинства. Как бы там ни было, а в браке де Сад обзавёл двумя сыновьями и дочерью.
Впрочем, не хочу вас утомлять знакомством с этой личностью - она того не стоит. Просто вообразите, что мог представлять из себя человек, в честь которого получил своё название термин "садизм". Вообразили? Ну и отлично, бьюсь о заклад, если вы и ошиблись, то совсем немного. Я же добавлю к нарисованному вашим воображением портрету лишь один штрих: всё это де Сад проделывал с людьми, находящимися сильно ниже его по социальной лестнице - уличными девицами, нищенками, дочерями бедных родителей. Словом с теми, кого, скорее всего, не услышат ни в полиции, ни в суде. Женщинам своего круга молодой офицер, герой Семилетней войны, умел вскружить голову.
Поначалу семье удавалось замять "шалости" Донасьена, но с каждым разом делать это становилось всё сложнее и сложнее. В 1768 году его впервые арестовали, что, судя по всему, произвело на графа неизгладимое впечатление, но совершенно не побудило взяться за ум. А вскоре лихой кавалерист столкнулся с самым страшным врагом в жизни любого мужчины - с тёщей. Поначалу именно Мари-Мадлен де Монтрей покрывала зятя, дабы не выносить сор из шале. Но когда она узнала, что красавчик де Сад сожительствует сразу с обеими её дочерями с их же согласия, решила упрятать родственничка далеко и надолго. Теперь оргии Донасьена приятно разнообразили то отсидки в тюрьмах, то побеги заграницу.
Национальный день Франции считается главным из 13 французских государственных праздников. Нам он больше известен как День взятия Бастилии. Казалось бы, ну какое отношение к этому событию имеет маркиз де Сад? Если верить распространённой легенде, то самое что ни на есть прямое. В Бастилии Донасьен оказался по совокупности заслуг на почве разврата, богохульства и нанесения своим жертвам телесных повреждений различной степени тяжести, а также благодаря хлопотам горячо ненавистной тёщи. 2 июля 1789 года узнав, что его лишили прогулок, де Сад схватил жестяную трубу с воронкой на конце и начал орать в неё как в рупор, что здесь пытают и убивают узников, призывая народ прийти на помощь заключённым. Через 12 дней парижане разнесли Бастилию по кирпичикам. Правда, Донасьена в ней уже не было, комендант от греха подальше сплавил его в Шарантон - приют для умалишённых.
На свободу де Сад вышел 2 апреля 1790 года в самый разгар событий Великой французской революции. А через два месяца стал ещё свободнее - его жена получила развод, заодно освободив супруга от своего весьма нескромного приданного. Дети один за другим покидали родину, но Донасьен остался. Он отказался от принадлежащих ему титулов и теперь звался просто - гражданин Сад. Провозгласившая свободу слова Революция позволила ему, наконец, опубликовать и поставить на сцене написанные в течение долгих месяцев заключения пьесы, до сих пор считающиеся шедеврами пopнoгpaфичеcкoй литературы. Но даже революционно настроенный народ оказался не готов к творчеству такого рода. Ну вот скажите, куда в таких условиях было податься бывшему узнику Бастилии? Как куда? Конечно в революционеры!
В новелле "Одураченный президент" Донасьен, подобно многим писателям сводя счёты со своими гонителями, так сформулировал претензии к "старому строю":
Вспомните знаменитое дело 1769 года. Тогда сердца судей были куда сильнее растроганы сочувствием к пострадавшим ягодицам просmиmуmкu, нежели к подыхающему с голоду народу, отцами которого они себя именуют. Так вот, они устроили уголовный процесс против одного молодого дворянина, пожертвовавшего лучшие годы жизни на службу своему королю. В результате в награду он получил лишь унижения: их уготовили ему злейшие враги столь рьяно защищаемой им отчизны.
"Знаменитое дело 1769 года" - это тот самый первый арест де Сада за побои и увечья, нанесённые нищей вдове Розе Келлер. Получается, Донасьен был жертвой тирании и узником совести, что роднило его с "подыхающим с голоду народом". Людовик XVI и Роза Келлер против народа и графа де Сада. Вы будете смеяться, но... зашло на ура.
Гражданин Сад вскоре становится секретарём, а затем и председателем секции Пик - одной из 48 секций, на которые Учредительное собрание поделило Париж. Кстати, к той же секции относился сам... Максимильен Робеспьер. На церемонии, посвященной памяти "мучеников свободы", Донасьен толкнул речь "Воззвание к душам Марата и Лепелетье" собственного сочинения. Дабы улучшить тяжкое положение страждущего народа гражданин Сад трудился на его благо как пчёлка. Например, предложил переименовать парижские улицы. Впрочем, не чурался "божественный маркиз" и использования служебного положения в личных целях. Он вычеркнул семейство Монтрей из списка неблагонадёжных. Сам Донасьен утверждал, что проявил небывалое благородство, избавив от неприятностей ненавистную тёщу. Однако некоторые биографы сомневаются в искренности графа. Ведь таким образом он отводил подозрения и от себя любимого.
15 ноября 1793 года опытный богохульник гражданин Сад зачитывает в Конвенте петицию об отказе от всех религиозных культов. Увы, на этот раз он промахнулся. Робеспьер считал атеизм одним из проявлений безнравственности, свойственной только развращённым аристократам. Не прошло и месяца, как Донасьена арестовала новая, теперь уже революционная власть. Которая в отличие от королевской миндальничать с ним не стала. 26 июля 1794 года революционный трибунал вынес "божественному маркизу" смертный приговор. Но на его счастье приставы в тот день так и не отыскали свою жертву, а на следующий день заговорщики арестовали самого Робеспьера.
Снова оказавшись на свободе, гражданин Сад чтобы не умереть от голода опять взялся за перо. Но, увы, теперь власти отнеслись к его творчеству не так лояльно. В 1801 году его в который раз арестовывают, а спустя 2 года переводят всё в тот же Шарантон. Там он 2 декабря 1814 года и отдал душу Богу, которого так хулили при жизни, пережив окончательное падение своего очередного гонителя - Наполеона. Кстати, в 2016 году свою кандидатуру на пост президента Франции выдвинул Анри де Лескен - прямой потомок "божественного маркиза".
Dixi.
Читайте в этом цикле: