Многие из нас позабыли, что в России ловили жемчуг, который поражал своей красотой. Однако, его было столько на Руси, что могла позволить себе роскошества такие и русская царица, и красная девица. Женщины всех сословий и достатка расшивали одежду жемчугом, носили многорядные бусы, чем поражали приехавших в нашу страну иностранцев богатством убранств.
Конечно, в большинстве своем носил жемчужины прекрасный пол. А вот добывали их лишь мужчины. Делалось это так. Ловец ложился на плот, который несло течением, и глядел в трубку «водоглядку» где-где раковина. Увидев, он цеплял ее специальным сачком, а после уж доставал драгоценные жемчужинки. После ловец брал жемчуг в рот, называлось это «замариванием». Держал так два часа, а после бережно пеленал в тряпицу, и ради «яркого» цвета, носил на груди.
Платья, кокошники, свадебные красивейшие венцы, оклады старинных икон – все было украшено русским жемчугом. Его ловили столько, что продавали за границу. Серебристо-белый или голубоватый, словно морозный туман, драгоценный жемчуг карельских рек особенно ценился и местными и перекупщиками.
Жемчужные бусы были и каждой крестьянки, и почти каждой «по карману» было расшить белым шитьем праздничный наряд для особых случаев. Особые мастерицы-расшивальщицы безбедно жили, расшивая местными жемчугами головные уборы, платья, и прочие наряды. В середине девятнадцатого века корова стоила десять рублей, а за расшитый жемчугом головной убор умелой мастерицей давали порою до пяти откормленных дойных буренок.
Чужестранцы немели, видя в праздники затканных жемчугами купчих, дворянок. Поражались они и тому, что и у простой рыбачки на шее бусы, а подол да рукава жемчугом шиты. А в России никто не удивлялся – носили и носили. Сама природа одаривала русских женщин драгоценностями, подчеркивающими их красоту.
Единственным недостатком жемчуга было то, что он не долговечен – всего сто лет живет жемчужина, а после рассыпается пылью.