Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Отчего «Девушка с татуировкой дракона» — не только плохо, но и опасно?

Недавняя дискуссия вокруг фильма «Девушка, подающая надежды» и, связанная с ней, критика искажения имени Лисбет Саландер в знак презрения к вымышленному персонажу, подчеркивает тревожную тенденцию: нетерпимость к критике, маскирующуюся под «толерантность», и способность отдельных групп давить на дискурс, используя угрозы и доносы.

Этот феномен тесно связан с проблемами, присущими «Девушке с татуировкой дракона» Стига Ларссона и последующим экранизациям, которые далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Анализ этих проблем требует более глубокого погружения, чем простое заявление о «плохости» произведения.

Во-первых, сам роман, даже без учета искаженного восприятия в некоторых экранизациях, не свободен от серьезных недостатков. Заявленная социальная критика, направленная на разоблачение мизогинии и насилия, часто теряется в потоке графического насилия, cекcуализации и неубедительных, стереотипных образов как жертв, так и преступников. Лисбет Саландер, несмотря на свой бунтарский имидж, предстает как плоскостная фигура, более подходящая для фетишизации, чем для глубокого эмпатического понимания.

-6

Её травма используется как удобный инструмент для подчеркивания её «отличности», но не для исследования глубины этой травмы и путей её преодоления. Вместо проработанного образа жертвы мы получаем карикатурную героиню, с чрезмерно акцентированными атрибутами бунтарства и cекcуальности.

-7

Оригинальное название романа, указывающее на презрение мужчин к женщинам, само по себе сигнализирует о проблематичной постановке проблемы. Роман не предлагает глубокого анализа корней мизогинии и способов его преодоления, а скорее концентрируется на спектакле насилия и мести. Это не социальная критика, а сенсационная история, использующая социальные проблемы как декорации.

-8

Подобный подход не только не решает затронутые проблемы, но и может привести к их усугублению через популяризацию сенсационности и эстетизации насилия. Экранизации, в свою очередь, добавляют своих проблем. Работа Дэвида Финчера, несмотря на его режиссерский талант, не избежала коммерциализации и конформизма. «Казус Лондсдейла» показывает, как даже талантливые режиссеры могут подчиняться коммерческим интересам и стремлению к широкой аудитории, при этом игнорируя более глубокий смысл исходного материала или даже искажая его.

-9

Финчер, известный своей способностью создавать атмосферу и детализировать визуальный ряд, в этом случае представил лишь стилизованную версию романа, не пытаюсь разобрать его серьезные проблемы. Кроме того, сами истории о Лисбет Саландер используют устаревшие и проблематичные стереотипы о женщинах, особенно о женщинах с нетрадиционными представлениями о себе и своей жизни.

-10

Её образ часто воспринимается как cекcуализированная версия женщины-бунтарки, что укрепляет гендерные стереотипы, а не рушит их. Этот образ, повторяемый в разных вариантах экранизаций и фанфиках, становится катализатором для фетишизации и объективации, не способствуя подлинному пониманию сложностей женского опыта.

-11

Вместо глубокого исследования травмы, мы наблюдаем её эксплуатацию для создания скандальной истории. Фокус смещается с проблем насилия и мизогинии на саму героиню, её образ превращается в маркетинговый инструмент. Такой подход порождает не критическое осознание, а поверхностное восприятие сложных социальных проблем.

-12

И вот тут мы возвращаемся к первоначальной теме – «толерантность», как инструмент цензуры, запрещающая любую критику популяризированных образов. Угрозы и доносы — симптомы глубокого недоверия к дискуссии и нежелания отказаться от упрощенных интерпретаций. В итоге мы получаем не только некачественную литературу и кино, но и токсичную атмосферу нетерпимости к любой критике, не соответствующей заданным «толерантными» стандартам. И это, возможно, самая большая проблема.