Петербург — город культуры, истории и длинных трамвайных маршрутов. Мы гордимся своей протяженной трамвайной сетью, но вот незадача: остановки этих самых трамваев зачастую напоминают полосы препятствий, а не комфортные места ожидания транспорта. Представьте: вы стоите посреди проезжей части, автомобили снуют вокруг с угрожающей скоростью, а единственное, что отделяет вас от потенциальных проблем, — это скромная желтая разметка.
У петербуржцев уже давно встал логичный вопрос: а можно ли сделать привычные трамвайные остановки более безопасными? И здесь начинается самое интересное.
Островки, "венки" и замкнутые пространства: какие бывают безопасные остановки?
Мировая практика давно выработала три основных варианта безопасных остановок:
- Островковая – небольшая приподнятая платформа посреди дороги, на которую легко зайти и которая видна даже самому заспанному водителю.
- Венская – участок проезжей части, поднятый до уровня трамвайного салона. Простое и удобное решение, но требует от автомобилистов малейшей адекватности.
- Замыкающая – ограждённое со всех сторон пространство, при котором автомобили просто не могут объехать остановившийся трамвай, а значит, все вынуждены терпеливо ждать, пока пассажиры спокойно зайдут в вагон.
Звучит логично? Так вот, в Петербурге из 386 остановок большинство по-прежнему остаются обычными "заброшками", наши пассажиры на свой страх и риск прыгают из вагона прямо на дорогу.
Безопасность vs. бюджет: что дороже – остановка или человеческая жизнь?
На помощь приходит урбанист Даниил Воронин, который решил выяснить, во сколько городскому бюджету обойдётся модернизация остановок. Он воспользовался калькулятором и получил следующие цифры:
- - Построить островковую остановку – около 2,08 млн рублей.
- - Сделать венскую платформу – примерно 2,1 млн рублей.
- - Масштабные работы (включая замену почти 400 остановок на современные аналоги) потянут на 3,4 млрд рублей.
В масштабах всего бюджета Петербурга это что-то около 0,23%, что для города с амбициями уровня Европы звучит вполне подъёмно.
Но если вы подумали, что власти тут же кинулись воплощать этот проект в жизнь, вы, наверное, забыли, где живёте.
"Перезвоните позже": чиновничий футбол продолжается
Когда журналисты попытались разузнать, планируется ли в обозримом будущем модернизация остановок, произошло то, что и должно было произойти: разные комитеты начали перебрасывать ответственность друг на друга. Настоящий бумажный бадминтон!
КРТИ посмотрел в сторону Комтранса, Комтранс с недоумением посмотрел на Комблаг, Комблаг пожал плечами. В итоге журналисты остались ни с чем, логика замкнулась, как кольцевая линия метро (которую, между прочим, тоже обещают уже миллион лет).
А что же Петербург? Город терпит.
15 лет мечтаний… и ничего не изменилось
Проект безопасных остановок обсуждается в Петербурге с 2010 года. Тогда казалось, что всё вот-вот изменится: первые платформы появились на Просвещения, Стачек и Новочеркасском. Но пока Москва взяла курс на модернизацию, петербургские чиновники продолжили мучительно размышлять – а стоит ли оно того?
Вот типичный довод:
"Венские платформы небезопасны, автомобили будут врезаться в пассажиров."
То есть водители у нас настолько недостаточно внимательны, что не заметят, куда едут? Или петербуржцы настолько неуклюжи, что прямо-таки бросаются под капоты?
Почему Москва смогла, а Петербург нет?
Здесь легко найти ответ: в столице транспортной и дорожной инфраструктурой занимается единый департамент, которому подчиняются все ведомства. Поэтому решения принимаются гораздо быстрее. В Петербурге же каждый комитет живёт своей жизнью и полностью игнорирует соседей – потому у нас даже выяснить, кто конкретно отвечает за остановки, оказалось сложной задачей.
Экспертное мнение:
"Технические условия, позволяющие сделать безопасные платформы, есть. Нужно лишь желание."
А вот желания, к сожалению, нет.
Чем всё закончится?
Судя по всему, ближайшие несколько лет на трамвайных остановках Петербурга ничего кардинально не изменится. Разве что добавят ещё пару километров пешеходных ограждений – ведь это самое любимое решение в городе на Неве.
Хотя, возможно, пора бы уже признать:
- - Остановки должны быть в первую очередь безопасными.
- - Автомобилисты способны соблюдать простые правила (если, конечно, эти правила грамотно объяснять).
- - Горожане заслуживают комфортного и современного общественного транспорта.
Но пока эти мысли не приходят в головы чиновников, пассажиры будут по-прежнему выходить на "острова выживания", рискуя попасть под колёса.
А если нарисовать "вафлю"?
Внезапное предложение от наблюдательных горожан: может, стоит нарисовать на этих опасных остановках жёлтую вафельную разметку? По аналогии с перекрёстками, куда нельзя въезжать во время пробки – вдруг это бы дисциплинировало водителей?
Но нет, Комтранс против:
"Правила разметки запрещают использовать вафлю вне перекрёстков."
Логика понятна. Безопасность пассажиров? Обсудим позже.
Итог
Петербург нуждается в безопасных трамвайных остановках, но пока чиновники перекидывают ответственность, а бюджету "жалко" каких-то 3 миллиарда, ситуация остаётся прежней.
Будем надеяться, что в ближайшие годы город всё же возьмёт на себя ответственность и модернизирует инфраструктуру. А пока пассажирам остаётся одно: смотреть по сторонам, выходя из вагона, и молиться, чтобы вас никто не сбил.
Если тоже хотите видеть удобные остановки – делитесь статьёй и привлекайте внимание к проблеме!
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!