Найти в Дзене
ПИН

Убрать опасные остановки трамваев: как избавиться от высадки пассажиров на проезжую часть?

Оглавление

Петербург — город культуры, истории и длинных трамвайных маршрутов. Мы гордимся своей протяженной трамвайной сетью, но вот незадача: остановки этих самых трамваев зачастую напоминают полосы препятствий, а не комфортные места ожидания транспорта. Представьте: вы стоите посреди проезжей части, автомобили снуют вокруг с угрожающей скоростью, а единственное, что отделяет вас от потенциальных проблем, — это скромная желтая разметка.

У петербуржцев уже давно встал логичный вопрос: а можно ли сделать привычные трамвайные остановки более безопасными? И здесь начинается самое интересное.

Островки, "венки" и замкнутые пространства: какие бывают безопасные остановки?

Мировая практика давно выработала три основных варианта безопасных остановок:

- Островковая – небольшая приподнятая платформа посреди дороги, на которую легко зайти и которая видна даже самому заспанному водителю.

- Венская – участок проезжей части, поднятый до уровня трамвайного салона. Простое и удобное решение, но требует от автомобилистов малейшей адекватности.

- Замыкающая – ограждённое со всех сторон пространство, при котором автомобили просто не могут объехать остановившийся трамвай, а значит, все вынуждены терпеливо ждать, пока пассажиры спокойно зайдут в вагон.

Звучит логично? Так вот, в Петербурге из 386 остановок большинство по-прежнему остаются обычными "заброшками", наши пассажиры на свой страх и риск прыгают из вагона прямо на дорогу.

Пример хорошей остановки в городе Страсбург
Пример хорошей остановки в городе Страсбург

Безопасность vs. бюджет: что дороже – остановка или человеческая жизнь?

На помощь приходит урбанист Даниил Воронин, который решил выяснить, во сколько городскому бюджету обойдётся модернизация остановок. Он воспользовался калькулятором и получил следующие цифры:

  • - Построить островковую остановку – около 2,08 млн рублей.
  • - Сделать венскую платформу – примерно 2,1 млн рублей.
  • - Масштабные работы (включая замену почти 400 остановок на современные аналоги) потянут на 3,4 млрд рублей.

В масштабах всего бюджета Петербурга это что-то около 0,23%, что для города с амбициями уровня Европы звучит вполне подъёмно.

Но если вы подумали, что власти тут же кинулись воплощать этот проект в жизнь, вы, наверное, забыли, где живёте.

"Перезвоните позже": чиновничий футбол продолжается

Когда журналисты попытались разузнать, планируется ли в обозримом будущем модернизация остановок, произошло то, что и должно было произойти: разные комитеты начали перебрасывать ответственность друг на друга. Настоящий бумажный бадминтон!

КРТИ посмотрел в сторону Комтранса, Комтранс с недоумением посмотрел на Комблаг, Комблаг пожал плечами. В итоге журналисты остались ни с чем, логика замкнулась, как кольцевая линия метро (которую, между прочим, тоже обещают уже миллион лет).

А что же Петербург? Город терпит.

Пример хорошей остановки из города Хиросима
Пример хорошей остановки из города Хиросима

15 лет мечтаний… и ничего не изменилось

Проект безопасных остановок обсуждается в Петербурге с 2010 года. Тогда казалось, что всё вот-вот изменится: первые платформы появились на Просвещения, Стачек и Новочеркасском. Но пока Москва взяла курс на модернизацию, петербургские чиновники продолжили мучительно размышлять – а стоит ли оно того?

Вот типичный довод:

"Венские платформы небезопасны, автомобили будут врезаться в пассажиров."

То есть водители у нас настолько недостаточно внимательны, что не заметят, куда едут? Или петербуржцы настолько неуклюжи, что прямо-таки бросаются под капоты?

Почему Москва смогла, а Петербург нет?

Здесь легко найти ответ: в столице транспортной и дорожной инфраструктурой занимается единый департамент, которому подчиняются все ведомства. Поэтому решения принимаются гораздо быстрее. В Петербурге же каждый комитет живёт своей жизнью и полностью игнорирует соседей – потому у нас даже выяснить, кто конкретно отвечает за остановки, оказалось сложной задачей.

Экспертное мнение:

"Технические условия, позволяющие сделать безопасные платформы, есть. Нужно лишь желание."

А вот желания, к сожалению, нет.

Пример хорошей остановки из крошечного пригорода Херванта. что под Тампере, Финляндия
Пример хорошей остановки из крошечного пригорода Херванта. что под Тампере, Финляндия

Чем всё закончится?

Судя по всему, ближайшие несколько лет на трамвайных остановках Петербурга ничего кардинально не изменится. Разве что добавят ещё пару километров пешеходных ограждений – ведь это самое любимое решение в городе на Неве.

Хотя, возможно, пора бы уже признать:

  • - Остановки должны быть в первую очередь безопасными.
  • - Автомобилисты способны соблюдать простые правила (если, конечно, эти правила грамотно объяснять).
  • - Горожане заслуживают комфортного и современного общественного транспорта.

Но пока эти мысли не приходят в головы чиновников, пассажиры будут по-прежнему выходить на "острова выживания", рискуя попасть под колёса.

А если нарисовать "вафлю"?

Внезапное предложение от наблюдательных горожан: может, стоит нарисовать на этих опасных остановках жёлтую вафельную разметку? По аналогии с перекрёстками, куда нельзя въезжать во время пробки – вдруг это бы дисциплинировало водителей?

Но нет, Комтранс против:

"Правила разметки запрещают использовать вафлю вне перекрёстков."

Логика понятна. Безопасность пассажиров? Обсудим позже.

Тоже Тампере, станция Rautatieasema: обратите внимание что по путям ездят обычные автобусы и машины.
Тоже Тампере, станция Rautatieasema: обратите внимание что по путям ездят обычные автобусы и машины.

Итог

Петербург нуждается в безопасных трамвайных остановках, но пока чиновники перекидывают ответственность, а бюджету "жалко" каких-то 3 миллиарда, ситуация остаётся прежней.

Будем надеяться, что в ближайшие годы город всё же возьмёт на себя ответственность и модернизирует инфраструктуру. А пока пассажирам остаётся одно: смотреть по сторонам, выходя из вагона, и молиться, чтобы вас никто не сбил.

Если тоже хотите видеть удобные остановки – делитесь статьёй и привлекайте внимание к проблеме!

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!