Найти в Дзене
ПИН

Как не остаться без машины и работы: Куда катится российский авторынок?

Вы когда-нибудь задумывались, почему сейчас купить новую машину — это почти как приобрести однокомнатную квартиру? Да-да, это не шутка. Цены на авто в России взлетели так, что порой дешевле заказать люксовый кабриолет из Европы, чем купить базовую комплектацию бюджетника у себя в городе. Но, как оказывается, это только вершина айсберга. На самом деле, российский авторынок стремительно летит в пропасть, а за ним следом — десятки тысяч рабочих мест. Как минимум 150 тысяч человек могут лишиться работы уже в ближайшее время. Это не просто продавцы в автосалонах, но и сотрудники заводов, производящих авто и запчасти. Проблема настолько острая, что президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин буквально бьёт тревогу в своем обращении к правительству и лично президенту страны. Причём речь тут не о криках отчаяния дилеров, а о катастрофическом минусе в бюджете на 1 триллион рублей. Но давайте разбираться, как мы дошли до жизни такой. 🙃 Автомобили — это не только про к
Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему сейчас купить новую машину — это почти как приобрести однокомнатную квартиру? Да-да, это не шутка. Цены на авто в России взлетели так, что порой дешевле заказать люксовый кабриолет из Европы, чем купить базовую комплектацию бюджетника у себя в городе. Но, как оказывается, это только вершина айсберга.

На самом деле, российский авторынок стремительно летит в пропасть, а за ним следом — десятки тысяч рабочих мест. Как минимум 150 тысяч человек могут лишиться работы уже в ближайшее время. Это не просто продавцы в автосалонах, но и сотрудники заводов, производящих авто и запчасти. Проблема настолько острая, что президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин буквально бьёт тревогу в своем обращении к правительству и лично президенту страны. Причём речь тут не о криках отчаяния дилеров, а о катастрофическом минусе в бюджете на 1 триллион рублей.

Но давайте разбираться, как мы дошли до жизни такой. 🙃

25% вниз за пару месяцев. Ну что, допрыгались?

Автомобили — это не только про комфорт, но и про экономику. И вот тут звоночек: всего за февраль продажи автомобилей в России рухнули на 25%, грузовиков — на 41%. Ну да, конечно, можно сказать: «А что вы хотели?». Но если такой тренд продолжится, то мы недосчитаемся как минимум четверти авторынка.

-2

Подщеколдин бьёт в колокола: уже к концу года треть дилеров окажется в убытке. Это значит массовые увольнения, сокращения затрат, снижение зарплат и, конечно, полупустые автосалоны, в которых можно будет хоть в футбол играть.

Давайте посмотрим, чем же обусловлена эта катастрофа? И стоит ли нам ждать чудесного спасения?

Почему цена на авто стала дороже крыши над головой

Помните те времена, когда за пару миллионов можно было взять неплохую новую иномарку? Забудьте. Теперь многие модели стоят в два, а то и три раза дороже. Конечно, было бы удобно всё свалить на инфляцию и геополитическую турбулентность, но есть объективные факторы, подливающие масла в огонь.

🔻 Утильсбор: он съедает 50% стоимости авто. Да-да, половину! Причем это касается как импортного авто, так и произведённого в России. Правда, в последнем случае — это уже головная боль производителя (а мы догадываемся, куда он перекладывает эти «издержки»).

🔻 Таможенная пошлина — 15%, привет госпошлинам!

🔻 НДС — 20%. Не забываем, что государство всегда находит способ урвать свой кусок пирога.

🔻 Курс рубля: падение национальной валюты делает импортные авто заложниками финансовых «горок».

Результат? Покупатели хватаются за голову, а машины теперь сравнялись по цене с недвижимостью.

-3

Дилерам уже нечего выжимать!

Ну ладно, государство получает сверхдоходы от утильсбора, налогов и пошлин. А дилеры? Смеётесь? Их маржа — это жалкие 5%. Именно столько остаётся автосалонам с продажи новых машин. Испытывая боль от падающего спроса, автодилеры уже вынуждены были резать ценники на полмиллиона рублей в начале этого года.

Но остается ещё один вопрос: на чем они вообще зарабатывают?

Ответ простой: на всём, кроме новых авто.

- Авто с пробегом — вторичный рынок сейчас активно подхватывает покупателей, которым на новые машины уже не хватает денег.

- Продажа запчастей и сервис — многие крупные компании выживают именно на обслуживании автомобилей, а не на их продаже. Например, у «Рольфа» сервис приносит 60% всей выручки.

Но даже несмотря на эти хитрости, сокращений избежать не удалось.

Массовые увольнения в автобизнесе уже начались

Снижение прибыли неизбежно приводит к снижению штата.

  • 🔻 Во многих компаниях в конце 2023 и начале 2024 прошли массовые увольнения.
  • 🔻 Автополе сократило затраты на сотрудников на 30% и уволило значительную часть административного персонала (ну да, теперь аналитики сами себе станут бухгалтерами и маркетологами).
  • 🔻 Рольф перераспределяет сотрудников из одного сегмента бизнеса в другой — например, из отделов продаж новых авто в сервис.

Но если дилеры уже находятся на краю пропасти, что тогда происходит с производителями?

-4

Заводы пока держатся. Но надолго ли?

Чудеса случаются? Пока что автомобильные заводы избежали массовых сокращений.

  • - Автозавод Санкт-Петербург уверяет, что увольнений нет.
  • - АВТОВАЗ пока держится.

Но вот главный вопрос: когда сокращения коснутся уже и заводов? Если машины никто не покупает, то кому нужны заводы?

Что теперь делать?

Автодилеры не просят подаяния. Они просто хотят, чтобы рынок перестал быть финансовым аттракционом с ценниками-космонавтами.

Подщеколдин говорит прямо:

«Мы не просили: „дайте нам бедным дилерам скидку“. Мы просили: „Ребята, вы же сами сделали так, что цена стала безумной. Давайте вернём адекватность“».

Так что же предлагают дилеры?

  • 1️⃣ Снизить проценты по автокредитам. Сейчас они составляют до 30%, что делает покупку машины в кредит сродни банкротству. Просьба простая: верните ставку хотя бы до 10%!
  • 2️⃣ Отрегулировать утилизационный сбор. Ну правда, почему половина цены машины — это утилизация? Машина ещё в салоне, а её уже списали в утиль.
  • 3️⃣ Дать рынку «откатиться» назад. Без вмешательства будущего у авторынка НЕ БУДЕТ.
-5

Можно, конечно, закрыть на это глаза. Но если автодилеры, заводы и покупатели в один момент окажутся на грани, то пострадает не только авторынок, но и вся экономика в целом.

Так что, покупать машину сейчас или отложить?

Будущее авторынка в России — весьма туманное.

Если цены не начнут падать, то к концу года дилеры окончательно выдохнутся. Покупать ли машину прямо сейчас, пока ещё что-то есть на прилавках? Или ждать "лучших времён"? Решение за вами.

Но одно ясно: авторынок в России уже не будет прежним.

А как вы относитесь к тому, что цены на авто выросли кратно, а купить теперь можно только китайское ведро по цене нормальной машины?
Поделитесь в комментариях!

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!