Найти в Дзене

Маркетинговая задача номер один: преодолеть отсутствие выбора

Оглавление
Маркетинговая проблема бизнеса номер один
Маркетинговая проблема бизнеса номер один

Как компании выделиться среди конкурентов, а потребителю выбрать нужный ему продукт или услугу, если все вокруг одинаковое?

Конечно, идеального выбора не существует. Он может показаться идеальным, если есть из чего выбирать, то есть, если нас окружает и нам предлагают что-то уникальное, не похожее на другое. Но с тех пор, как Котлер назвал однообразие основной проблемой современного бизнеса, прошел не один десяток лет и стало только еще очевиднее, что

мы живем в мире управления однообразием и выбираем не лучшее, а среди одинакового

Это – куда более серьезная проблема для бизнеса, чем низкоквалифицированный персонал, отсутствие понимания происходящего в экономике, высокие ставки по кредиту или продукты на полках с просроченным сроком годности.

А все потому, что одинаковость стирает грань между плохим и хорошим, создавая для потребителя иллюзию выбора, а перед бизнесом – ставя куда более серьезный, я бы сказал – экзистенциальный вопрос:

Если всё вокруг одинаковое, то как выбрать лучшее?

Чтобы ответить на этот вопрос, начну с потребителя. Он формирует спрос в экономике и является ее основным драйвером.

Самое распространенное мнение – потребитель платит за качество товара. Но так ли это на самом деле, если его окружают:

Одинаковые продукты "высокого качества"

Как покупателю определить какое такое «высокое качество», о котором все говорят, – самое качественное или – «высокая эффективность» – самая эффективная, или что-то свежее – самое свежее?

То, к чему это ведет нагляднее всего показать на примере

Еще в 2024 году началось падение спроса на китайский автопром. И это – не про их «премиум». Он – своеобразный, конечно. Человеку, ездившему до этого на европейском «аналоге», кажется каким-то ненастоящим и искусственным. Я за все наши «народные» Хавалы, Чери и Омоды говорю, которые в феврале 2025 года опередили по падению продаж Российскую Ладу.

Можно выдвигать разные гипотезы происходящему, я же сейчас только о рынке: наигрался наш водитель в инновационность и «много функций за мало денег», не нашел для себя преимуществ в одинаковых продуктах под разными марками и вернулся к тому, чему он может дать понятное определение того, за что он готов заплатить.

Это было про «инновационную инновационность», кстати.

А вот – пример о продуктах в магазине

Яркая упаковка со слоганом в формате стишка в рифму к названию торговой марки на ней – это понятно, это – чтобы заметили и лучше запомнили. А вот что конкретно такого особенного должно запомниться в результате использования самого продукта – не понятно. Именно это «непонятно» и определяет разницу между плохим и хорошим. Последним становится тот, о котором потребитель сам все для себя придумывает и про качество, и про эффективность и про свежесть. Было бы о чем придумать.

И тут даже исследовать ничего не нужно, и вопросы ЦА задавать бессмысленно. Не поможет. Не подскажут.

Потребитель не знает чего он хочет пока мы ему не покажем чего хотеть.

Спасибо Джобсу за науку!

А Булгакову – за четкое определение «свежести»:

«Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»

Жаль, что это все из прошлого. А есть кто теперь нам поможет не стать одинаковыми? Может быть рекламщики? Любят они все позиционировать и коммуницировать ведь!

Раз уж я заговорил о них, то следующий пункт:

Одинаковая реклама и рекламщики

Они, как никто другой в силах разрулить создавшуюся пробку или …все еще больше запутать.

Откуда ноги растут:

Российский рекламный рынок был создан по образу и подобию западного, который рассказал нам:

  • как изучать конкурентов и находить себе место на карте позиционирования
  • как анализировать и строить воронки продаж
  • как планировать и выбирать медиа
  • как размещать рекламу и отчитываться за результаты кампании

Принятая калька научила копировать, а не развивать собственные компетенции в отрасли, способные творить, созидать, конкурировать.

Они ушли, а мы остались с тем, что нам оставили.

Поэтому наша реклама чаще всего «добивается показателей» за счет медийного бюджета и продвигает категорийные (усредненные, одинаковые, характерные для всех) свойства в общем наборе потребительских привычек, а не конкретный бренд.

Бренд? О чем это я?

Да вот же, например:

  • Бренд категории «колбаса на доске»
  • Бренд категории «бутерброд»
  • Бренд категории «колбасное ассорти»
  • Бренд категории «колбаса в лукошке»
  • Бренд категории «актеры едят колбасу»

А это точно про Ваш бренд или о том как, кто и в каком виде употребляет продукты Вашей категории?

Забавно, правда?

Но только ли продуктов и рекламы это касается?

Что легко копируется в современном бизнесе

  • Товары и услуги
  • Системы дистрибуции
  • Программы продвижения
  • Цены
  • Инструменты и показатели
  • Знания и навыки
  • Цели и задачи
  • Бизнес-модели

То, есть – практически все!

И, чем больше конкуренты изучают друг друга, тем больше они становятся друг на друга похожими.

Или, как говорил датский бизнесмен Jesper Kunde:

«Компании так долго изучали и

внедряли «лучшую практику»

(бенчмаркинг и пр.), что стали

практически одинаковыми»

Отсюда следующий и, на мой взгляд, самый важный пункт:

Одинаковые компании с одинаковыми сотрудниками

А какими они еще могут быть? …если все читают одни и те же книги по бизнесу и учатся у одних и тех же коучей, которые, в свою очередь, читают и учатся по тем же самым книгам.

О книгах

Принято считать, что читать бизнес литературу нужно чтобы получить прикладные знания и опыт, улучшить управленческие навыки, развить лидерские качества и критическое мышление. Я даже встречал в инете мнения о том, что бизнес литература может заменить специальное образование и годы университетов (без уточнения того, какое конкретно образование и каких именно университетов).

По мне, так это – очень гремучий микс, слепленный по принципу «из того, что было, то и полюбила». Как минимум потому, что:

навыкам должны обучать средне-специальные заведения, а в университетах заниматься нужно интеллектом, ни кем еще не переработанным в традиционные утилитарные скиллс

В результате подобных оксюморонов мы считаем, что Бизнес – это люди, а люди для бизнеса – это набор прокачиваемых знаний, опыта и навыков. И – требуем от этого «набора» непременно высшего образования.

Зачем? Чтобы потом заменить его на китайские микрочипы и рассказывать о том, как Искусственный Интеллект делает университетское образование невостребованным?

Конечно, для продвижения и развития ИИ – это большой плюс, для бизнеса и человечества в целом – сомнительная выгода.

К чему эта "одинаковость" уже привела на практике

Сегодня знания большинству уже не интересны. Все хотят навыков и четких инструкций, которые, почему-то, стало быть принято называть стратегиями.

Вот ведь еще одно бесовское определение!

А что теперь принято называть стратегиями?

На языке, например, рыболовов «стратегия» выглядит примерно так: «инструкция по ловле рыбы в прозрачной воде». Почему именно в прозрачной? Потому, что для мутной воды есть другая инструкция, а для холодной – третья, для быстро текущей – четвертая, для медленно – пятая.

А если в реальных условиях совпадут сразу несколько параметров, то нужно поочередно воспользоваться соответствующими инструкциями или …написать еще одну – соответствующую ситуации.

При общем количестве комбинаций из пяти базовых, общее число инструкций будет равно 120. То есть, 120 вариантов решения задачи при разных условиях. Или – 120 стратегий. И каждую из них с уверенностью можно назвать уникальной.

Круг замкнулся.

Мы перешли от человека думающего, к человеку имеющему инструкции.

Как же компании выделиться среди конкурентов, а потребителю выбрать нужный ему продукт, если все вокруг одинаковое?

Лучший вариант ответа на этот вопрос дал Richard Czerniawski, в своей книге «Creating Brand Loyalty»:

«То, как думаешь становится основой для конкурентного преимущества на рынке»

И это касается не только бизнеса, но и нашей повседневной жизни. Ведь если следовать выше озвученному, то все даже в случае с нашим рыболовом могло бы быть и по-другому:

  • Нужна рыба – купи ее в магазине. Это проще и чаще всего дешевле.
  • Если на рыбалку идешь за удовольствием, тогда при чем здесь рыба?
  • А хочешь и рыбку съесть и удовольствие получить, тогда думай системно и действуй целенаправленно, а не со «стратегиями» экспериментируй.

А какие проблемы бизнеса самыми важными считаете Вы?

Статьи о «экспериментаторах и экспериментах»: