Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Еще одна Вера русского немого кино

Когда речь заходит о звездах отечественного дореволюционного кинематографа, в первую очередь вспоминается Вера Холодная: а ведь была и еще одна — не менее знаменитая, и тоже Вера Замечательная актриса, о которой мы сегодня поговорим, и на сцене блистала, и в кино снималась, и даже в собственной личной жизни успела наделать столько шума, что в пору было бы написать об этом роман. Звали её Вера Каралли. Это была дама с характером, с изюминкой, и, как говорится, с «огоньком». Родилась Вера в семье театралов. Отец — режиссёр, мать — актриса. Девочка, разумеется, с детства крутилась за кулисами, смотрела спектакли и мечтала о сцене. Отец, правда, пытался её отговорить: мол, артистическая карьера — это не сахар, но Вера, как истинная будущая звезда, упёрлась и сказала: «Нет, папа, я буду актрисой» И ведь стала! Правда, не сразу. В 12 лет её отправили в театральное училище, но тут случилась беда — проблемы с позвоночником. Вера полгода пролежала в постели, но, как истинный боец, не сдалась. В
Оглавление

Когда речь заходит о звездах отечественного дореволюционного кинематографа, в первую очередь вспоминается Вера Холодная: а ведь была и еще одна — не менее знаменитая, и тоже Вера

Вера Каралли фото из открытых источников
Вера Каралли фото из открытых источников

Из актрис в балерины

Замечательная актриса, о которой мы сегодня поговорим, и на сцене блистала, и в кино снималась, и даже в собственной личной жизни успела наделать столько шума, что в пору было бы написать об этом роман. Звали её Вера Каралли. Это была дама с характером, с изюминкой, и, как говорится, с «огоньком».

Родилась Вера в семье театралов. Отец — режиссёр, мать — актриса. Девочка, разумеется, с детства крутилась за кулисами, смотрела спектакли и мечтала о сцене. Отец, правда, пытался её отговорить: мол, артистическая карьера — это не сахар, но Вера, как истинная будущая звезда, упёрлась и сказала: «Нет, папа, я буду актрисой» И ведь стала!

Вера Каралли фото из открытых источников
Вера Каралли фото из открытых источников

Правда, не сразу. В 12 лет её отправили в театральное училище, но тут случилась беда — проблемы с позвоночником. Вера полгода пролежала в постели, но, как истинный боец, не сдалась. Встала на ноги, вернулась в училище и… перешла на хореографическое отделение. Из драматической актрисы она превратилась в балерину. И, надо сказать, не зря.

На экзаменах её заметил сам Александр Горский — знаменитый в то время балетмейстер. Он сразу разглядел в Каралли талант и взял под своё крыло. И вот, в 1907 году она дебютировала в Большом театре в «Лебедином озере». Успех был оглушительный. Зал аплодировал стоя, а Горский и директор театра Теляковский, как вспоминала сама Вера, «перекрестились по древнему русскому обычаю». Ну, знаете, как бывает: успех — это всегда стресс.

Вера Каралли фото из открытых источников
Вера Каралли фото из открытых источников

И обратно в актрисы

Но Вера не остановилась на балете. Она решила попробовать себя в кино. И тут, началось самое интересное. В те времена актёрам императорских театров запрещалось сниматься, но Вера, как истинная бунтарка, правила нарушила. И не просто нарушила, а стала одной из самых популярных актрис немого кино. Снималась у Ханжонкова, Бауэра, Чардынина. Картины с её участием шли по всей России, и в каждом городке её ждали как любимицу публики. Особенно хороша она была в декадентско-мистических лентах Евгения Бауэра. В «Тургеневских мотивах» (1915) Вера исполнила роль актрисы Зои Кадминой, которая отравилась из-за несчастной любви и стала являться своему возлюбленному во сне. В «Умирающем лебеде» (1917) — первом отечественном фильме ужасов, нашлось место для всех талантов Каралли. Она не только отлично сыграла танцовщицу Гизеллу. Одна из самых впечатляющих сцен в «Лебеде…» — танец Гизеллы, увидев который, художник-маньяк Глинский понял, что наконец-то нашел свой идеал. А заодно и жертву.

Куда же без клубнички?

Что касается личной жизни, Веры Каралли — тут целый бразильский сериал. У Веры был роман с тенором Леонидом Собиновым. Но, как это часто бывает, любовь закончилась разочарованием. Собинов, видите ли, не хотел быть в тени знаменитой балерины. Ну, а Вера, как женщина с характером, не стала это терпеть и ушла.

Но на этом её любовные приключения не закончились. Поклонником творчества (и не только) Веры Каралли оказался даже князь Дмитрий Павлович, брат императора. Но если вопрос об взаимотношениях самого императора с балеринами никто поднимать не осмеливался, то тут начался настоящий скандал. Князь был замешан в убийстве Распутина, а Вера, по слухам, знала о заговоре. В общем, её выгнали со сцены и запретили сниматься в кино. Что оставалось делать? Конечно, эмигрировать.

Вера Каралли, фото из открытых источников
Вера Каралли, фото из открытых источников

В эмиграции

Еще до октября 1917-го Вера уехала в Париж, где продолжила танцевать и сниматься в кино. Картина «Месть женщины» (1921) сделала Веру одной из самых знаменитых актрис Европы, но, как говорится, сердце её осталось в России. В 1920-е годы она даже давала благотворительные концерты для русских эмигрантов. Потом переехала в Литву, потом в Румынию, а с началом Второй мировой войны — в Австрию.

И вот, на склоне лет, Вера решила вернуться на родину. Написала прошение советскому правительству: мол, хочу провести остаток жизни в Москве, среди друзей и коллег. Ей даже выдали советский паспорт, но, увы, вернуться она не успела. Через две недели после получения паспорта Вера Каралли скончалась.

Вера Каралли, фото из открытых источников
Вера Каралли, фото из открытых источников

Жизнь Веры Каралли — причудливая смесь таланта, успеха, скандалов, любви и разочарований. Главное, она всегда оставалась верна себе и своему искусству. Пускай Каралли так и не вернулась на родину, но её имя навсегда осталось в истории русского балета и кино.

Друзья, если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и писать комментарии. Мне будет приятно, а канал будет быстрее развиваться.