Когда речь заходит о звездах отечественного дореволюционного кинематографа, в первую очередь вспоминается Вера Холодная: а ведь была и еще одна — не менее знаменитая, и тоже Вера
Из актрис в балерины
Замечательная актриса, о которой мы сегодня поговорим, и на сцене блистала, и в кино снималась, и даже в собственной личной жизни успела наделать столько шума, что в пору было бы написать об этом роман. Звали её Вера Каралли. Это была дама с характером, с изюминкой, и, как говорится, с «огоньком».
Родилась Вера в семье театралов. Отец — режиссёр, мать — актриса. Девочка, разумеется, с детства крутилась за кулисами, смотрела спектакли и мечтала о сцене. Отец, правда, пытался её отговорить: мол, артистическая карьера — это не сахар, но Вера, как истинная будущая звезда, упёрлась и сказала: «Нет, папа, я буду актрисой» И ведь стала!
Правда, не сразу. В 12 лет её отправили в театральное училище, но тут случилась беда — проблемы с позвоночником. Вера полгода пролежала в постели, но, как истинный боец, не сдалась. Встала на ноги, вернулась в училище и… перешла на хореографическое отделение. Из драматической актрисы она превратилась в балерину. И, надо сказать, не зря.
На экзаменах её заметил сам Александр Горский — знаменитый в то время балетмейстер. Он сразу разглядел в Каралли талант и взял под своё крыло. И вот, в 1907 году она дебютировала в Большом театре в «Лебедином озере». Успех был оглушительный. Зал аплодировал стоя, а Горский и директор театра Теляковский, как вспоминала сама Вера, «перекрестились по древнему русскому обычаю». Ну, знаете, как бывает: успех — это всегда стресс.
И обратно в актрисы
Но Вера не остановилась на балете. Она решила попробовать себя в кино. И тут, началось самое интересное. В те времена актёрам императорских театров запрещалось сниматься, но Вера, как истинная бунтарка, правила нарушила. И не просто нарушила, а стала одной из самых популярных актрис немого кино. Снималась у Ханжонкова, Бауэра, Чардынина. Картины с её участием шли по всей России, и в каждом городке её ждали как любимицу публики. Особенно хороша она была в декадентско-мистических лентах Евгения Бауэра. В «Тургеневских мотивах» (1915) Вера исполнила роль актрисы Зои Кадминой, которая отравилась из-за несчастной любви и стала являться своему возлюбленному во сне. В «Умирающем лебеде» (1917) — первом отечественном фильме ужасов, нашлось место для всех талантов Каралли. Она не только отлично сыграла танцовщицу Гизеллу. Одна из самых впечатляющих сцен в «Лебеде…» — танец Гизеллы, увидев который, художник-маньяк Глинский понял, что наконец-то нашел свой идеал. А заодно и жертву.
Куда же без клубнички?
Что касается личной жизни, Веры Каралли — тут целый бразильский сериал. У Веры был роман с тенором Леонидом Собиновым. Но, как это часто бывает, любовь закончилась разочарованием. Собинов, видите ли, не хотел быть в тени знаменитой балерины. Ну, а Вера, как женщина с характером, не стала это терпеть и ушла.
Но на этом её любовные приключения не закончились. Поклонником творчества (и не только) Веры Каралли оказался даже князь Дмитрий Павлович, брат императора. Но если вопрос об взаимотношениях самого императора с балеринами никто поднимать не осмеливался, то тут начался настоящий скандал. Князь был замешан в убийстве Распутина, а Вера, по слухам, знала о заговоре. В общем, её выгнали со сцены и запретили сниматься в кино. Что оставалось делать? Конечно, эмигрировать.
В эмиграции
Еще до октября 1917-го Вера уехала в Париж, где продолжила танцевать и сниматься в кино. Картина «Месть женщины» (1921) сделала Веру одной из самых знаменитых актрис Европы, но, как говорится, сердце её осталось в России. В 1920-е годы она даже давала благотворительные концерты для русских эмигрантов. Потом переехала в Литву, потом в Румынию, а с началом Второй мировой войны — в Австрию.
И вот, на склоне лет, Вера решила вернуться на родину. Написала прошение советскому правительству: мол, хочу провести остаток жизни в Москве, среди друзей и коллег. Ей даже выдали советский паспорт, но, увы, вернуться она не успела. Через две недели после получения паспорта Вера Каралли скончалась.
Жизнь Веры Каралли — причудливая смесь таланта, успеха, скандалов, любви и разочарований. Главное, она всегда оставалась верна себе и своему искусству. Пускай Каралли так и не вернулась на родину, но её имя навсегда осталось в истории русского балета и кино.
Друзья, если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и писать комментарии. Мне будет приятно, а канал будет быстрее развиваться.