Найти тему
Чёрно-белое кино

Ученый-девственник и его невеста с того света

Оглавление

Сегодня я решил рассказать о вольной экранизации повести Тургенева "Клара Милич", снятой, не много не мало в 1915 году

Видения ученого-девственника
Видения ученого-девственника

Наше кино до революции

Долго я собирался написать что-нибудь о синематографе Российской империи 1900-х, в котором, несмотря на декадентские ужимки было достаточно ярких и самобытных лент. Долго собирался и все откладывал по одной простой причине: практически все русское дореволюционное кино слишком грустное. Каждый, кто отважится посмотреть шедевры Ханжонкова, Чардынина, Бауэра - непременно поймает себя на желании рыдать. И лучше пьяными слезами. Фильм "Тургеневские мотивы" (1915 г., реж. Е. Бауэр) для картины переходного периода от кинопримитивов к киноискусству обладает несомненными художественными достоинствами. Особенно удачно и со вкусом применена любимая режиссерами 10-20 годов тонировка: дневные сцены - жёлтый и красный фильтры, ночные - синий, а сцены сна главного героя без тонировки. На фоне яркого цвета остальных сцен, эти чёрно-белые сны выглядят призрачными, нереальными. Скорее всего именно этого эффекта и добивались создатели фильма. Плюс к тому неплохая актерская игра и мастерски продуманный визуальный ряд.

Зоя является
Зоя является

Любовь зла

Сама лента - очень вольное переложение "Клары Милич" Тургенева. Главный герой - ученый-девственник Андрей (да, именно так, причем о предмете его штудий в картине не сказано ни слова), живёт в уединении и сильно тоскует о покойной матери. Судя по вытаращенным глазам он ещё и морфинист, но это только предположение. Уединению ГГ сильно мешает опекающая его тетушка и друг. Последний особенно навязчив: так и норовит затащить несчастного больного интроверта то, на бал, то, на благотворительный вечер. И вот, однажды другу удается таки завлечь ученого-девственника на некую светскую тусу, где тот знакомится с молодой актрисой Зоей. Знакомство совершенно мимолётное и ни к чему не обязывающее, они и парой слов не успевают обмолвиться. Однако вскоре после, девственник Андрей получает от Зои письмо с предложением встретиться. Во время встречи она ему на что-то намекает, а он намекает, что это "что-то" потревожит его уединение. Зоя говорит: прошу пардону, я в вас обманулась и уходит. А через месяц-другой Андрей узнает из газет, что Зоя накушалась яду в гримёрке из-за несчастной любви. Представляете, какие слабые и впечатлительные люди жили при царском режиме! Не удивительно, что их победили крепкие и психические здоровые большевики, которые в противовес тому же Бауэру и пр. стали снимать комедии.

Страдающий Андрей
Страдающий Андрей

Танталовы муки

Так вот, до этой газетной заметки ученый-девственник живет себе не тужит. А тут напрочь слетает с катушек и начинает невыносимо, драматически страдать. Видимо вся нерастраченная нежность к покойной матери вдруг берет и проецируется на покойную Зою, т. к. в силу своих психических отклонений любить живых он не способен в принципе. Страдания Андрея, которые показал Бауэр в финале своей фильмы, вполне сопоставимы со страданиями героя какой-нибудь античной трагедии и настолько же невыносимы. Образ покойной Зои преследует его на каждом шагу: сидит он, скажем, в кресле, а тут пук - за его спиной материализуется Зоя и синяя тонировка меняется на ч/б. А после его находит тетушка в нечеловечески скрюченной позе и укладывает в постель. Пеняет ему, совсем он, дескать, себя довел, а он: полноте, тетушка, я наконец-то впервые в жизни счастлив. Танталовы муки перемежаются красивыми ч/б видениями, саспенс нагнетается. Одним словом, нетрудно догадаться, чем все кончится.

Нет, для 15 года (и, кстати, не только для России, но и для всего мира), фильм в высшей степени достойный. Если не считать, конечно, что большую часть экранного времени его герои невыносимо страдают, заставляя зрителя страдать вместе с ними.

#немое_кино_вера_коралли #немое_кино_лучшие_фильмы #немое_кино_российская_империя

#российские_актеры_немого_кино #российское_немое_кино #русское_немое_кино #старое_немое_кино #черно_белое_немое_кино #эпоха_немого_кино