Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Первый отечественный блокбастер

1911 год… нельзя сказать, что русского кино тогда еще не было совсем, ведь еще в 1908-м В. Старевич снял свои первые мультфильмы, Я. Протазанов экранизировал «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, П. Чардынин «Власть тьмы» Толстого. Уже появлялись и другие игровые киноработы, но фильмов такого масштаба до той поры не было не только в России, но и во всем мире В 1911 году известный творец кинопримитивов Василий Гончаров и не менее известный кинофабрикант Александр Ханжонков, взялись за дело столь грандиозное, что даже сегодня оно вызывает восхищение — и легкое недоумение. Они решили снять первый в России (да и в мире, откровенно говоря), полнометражный фильм. И не просто фильм, а исторический эпос — «Оборона Севастополя». Картина стала настоящим чудом своего времени: полуторачасовое зрелище с батальными сценами, потоплением кораблей и бюджетом в 40 тысяч (по нынешним меркам — около 60 миллионов рублей). Но, как говорится, чудеса случаются не просто так. За каждым чудом стоит история — и эта и
Оглавление

1911 год… нельзя сказать, что русского кино тогда еще не было совсем, ведь еще в 1908-м В. Старевич снял свои первые мультфильмы, Я. Протазанов экранизировал «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, П. Чардынин «Власть тьмы» Толстого. Уже появлялись и другие игровые киноработы, но фильмов такого масштаба до той поры не было не только в России, но и во всем мире

Анонс картины
Анонс картины

Севастопольский эпос

В 1911 году известный творец кинопримитивов Василий Гончаров и не менее известный кинофабрикант Александр Ханжонков, взялись за дело столь грандиозное, что даже сегодня оно вызывает восхищение — и легкое недоумение. Они решили снять первый в России (да и в мире, откровенно говоря), полнометражный фильм. И не просто фильм, а исторический эпос — «Оборона Севастополя». Картина стала настоящим чудом своего времени: полуторачасовое зрелище с батальными сценами, потоплением кораблей и бюджетом в 40 тысяч (по нынешним меркам — около 60 миллионов рублей). Но, как говорится, чудеса случаются не просто так. За каждым чудом стоит история — и эта история заслуживает отдельного внимания.

Солдаты и Черное море
Солдаты и Черное море

Кинофабрикант и кинохалтурщик

Начнем с того, что Александр Ханжонков и Василий Гончаров были людьми разных представлений о кино. Ханжонков — человек дела, прагматик и предприниматель, который, однако, понимал, насколько сложные задачи может решать синематограф и насколько безграничные возможности он дает как инструмент в руках талантливого режиссера. Гончаров же придерживался совсем других взглядов. Он полагал, что, если собрать в кадре побольше людей в костюмах (желательно в исторических), и показать фоном какую-нибудь красивую картинку, это будет достаточно, чтобы зрители млели от восторга. Словом, только хардкор, только кинопримитив, а режиссура, драматургия, выразительность образов — это для слабаков. По такому принципу он снимал кино до последнего, когда снимать так стало уже совсем неприлично. Взять хотя бы его «шедевр» «Жизнь и смерть Александра Пушкина», который, увидев однажды, уже невозможно развидеть. Кадр первый: юный Пушкин в лицее читает стихи. Все аплодируют. Кадр второй: взрослый Пушкин в каком-то светском салоне читает стихи: все аплодируют. Кадр третий: Дантес стреляет в Пушкина. Тот падает. Кадр четвертый: Пушкин в окружении друзей лежит на диване и агонизирует. Конец фильмы.

Адмирал Ушаков
Адмирал Ушаков

Ошибка Ханжонкова

И вот, именно этот «великий» режиссер пришел к Ханжонкову с предложением снять полнометражный! фильм об обороне Севастополя — событии героическом и патриотическом. По вполне понятным причинам отношения между ними на тот момент были уже натянутыми. Гончаров ранее работал у Ханжонкова, но кинофабрикант, к счастью, очень быстро раскусил кинохалтурщика. Теперь же Гончаров вернулся с проектом, который требовал государственной поддержки и немалых денег.

Парусники
Парусники

Ханжонков, не будучи человеком мелочным, решил пойти навстречу бывшему сотруднику — но с оговоркой. «Вот что, Василий Михайлович, — сказал он, наверное, с легкой улыбкой. — Поезжайте в императорскую канцелярию и попробуйте получить добро. Если у вас получится — снимаем. Если нет — больше никаких ваших “гениальных” проектов я не потерплю». Ханжонков был уверен в провале. Но он просчитался.

Николай II, к удивлению многих, не только одобрил идею фильма, но и приказал частично профинансировать его из казны. Он же распорядился привлечь к работе большую группу историков и военных консультантов, чтобы как можно достовернее воссоздать эпоху Крымской войны. Так началась работа над первым российским блокбастером.

Сцена из фильмы
Сцена из фильмы

Масштаб и новаторство

Для своего времени «Оборона Севастополя» была настоящим технологическим прорывом. Батальные сцены снимались не в павильонах, как это было принято тогда, а на натуре — в самом Севастополе. Для съемок привлекли подразделения регулярной русской армии. Солдаты маршировали, стреляли из пушек, ходили в атаку и даже сражались с неприятелем ради искусства. В фильме участвовали и ветераны Крымской войны — люди, которые лично помнили события 1854–1855 годов. А для сцены потопления корабля Гончаров и Ханжонков использовали подводную лодку (!), на которой соорудили декорации кормы и мачт парусника. Правда, в одной из сцен в Севастопольской бухте мелькает современный (для того времени) ни разу не деревянный военный корабль, но это, конечно, мелочи.

Военный совет
Военный совет

Съемки велись сразу двумя камерами — новаторский подход для того времени. Камера покачивалась вслед за волнами, пыталась скользить вдоль панорамы и выделывать другие чудеса, которые на неискушенного зрителя 1911 года производили неизгладимое впечатление.

И. Мозжухин в роли генерала Корнилова
И. Мозжухин в роли генерала Корнилова

Пляски и кривляния

Однако, как бы ни старался Гончаров придать своему блокбастеру хоть чуть-чуть реализма драматизма, многое в нем, а особенно актерская игра, оставляет желать лучшего. Даже Иван Мозжухин — будущая звезда русского кино — переигрывает настолько, что сцена гибели генерала Корнилова превращается в нечто среднее между трагедией и фарсом. Остальные актеры тоже не блещут естественностью: их движения подчеркнуто театральны, а эмоции гипертрофированы до абсурда.

Съемочная группа пляшет барыню
Съемочная группа пляшет барыню

Сам сюжет представляет собой череду разрозненных эпизодов: тут стреляют из пушек, там кто-то погибает героической смертью, а вот уже пляшут «Барыню». Причем пляски оказались единственной по-настоящему живой сценой — возможно потому, что она не была постановочной. Гончаров просто заснял солдат во время их отдыха на съемочной площадке.

Сцена из фильмы
Сцена из фильмы

История или документ?

«Оборона Севастополя» пользовалась огромным успехом в свое время. Зрители восхищались масштабом картины, ее патриотическим духом и техническими новшествами. Однако современный зритель вряд ли выдержит марафон затянутых сцен и театральных кривляний, даже с учетом того, что единственная сохранившаяся копия на полчаса меньше исходного материала: в советское время из «Обороны Севастополя» вырезали все сцены монархического и религиозного содержания. Фильма ценна скорее как исторический документ — свидетельство того, каким было кино на заре своего существования.

Ветераны Крымской войны
Ветераны Крымской войны

И все же нельзя отрицать ее значение для истории кинематографа. «Оборона Севастополя» стала первым шагом России в мир полнометражного кино. Это картина-эксперимент, картина-прорыв, картина-легенда своего времени. Не случайно Ханжонков получил за нее орден Станислава II степени «за исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии», а Гончаров золотую медаль «За усердие». И пусть сегодня «Оборону…» способны выдержать от начала до конца только самые закоренелые поклонники немого кино, важно помнить: без таких экспериментов не было бы ни Эйзенштейна, ни Тарковского.

Так что снимем шляпу перед кинопримитивщиком Василием Гончаровым. Он вместе с Ханжонковым сделал невозможное: превратил кинематограф из ярмарочного развлечения в искусство. Ну почти. Правда, на этом пути им пришлось пожертвовать натурализмом и здравым смыслом. Но разве это важно? Главное ведь — эффектность!