Найти в Дзене

«Волжский Гагарин»: Виктор Полуэктов, капитан-скорость на «крылатых» судах

Суда на подводных крыльях произвели революцию в отечественном судостроении. Казалось, они обгоняли само время. Их создатель Ростислав Алексеев получил всемирную известность, а первого капитана «Ракеты» Виктора Полуэктова, который испытывал весь скоростной флот Волжского пароходства, стали называть «волжским Гагариным». Ведь он первым стоял у штурвала судна, развивавшего скорость 60 км/ч вместо привычных 15! Первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1» под управлением Алексеева и Полуэктова преодолело 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Специалисты назвали это космическим результатом. Об известном волжском капитане и сподвижнике знаменитого конструктора, почетном работнике речного флота СССР Викторе Полуэктове (1928 – 2005) рассказываем на канале «История Волжского пароходства». В тему: 💡 Легендарный капитан Федор Павлычев – двигатель прогресса на Волге. Виктор Полуэктов родился в 1928 году в Васильсурске (сейчас относится к городскому округу Воротынский Нижегородской
Оглавление
Волжский капитан Виктор Полуэктов первый управлял «крылатым» флотом и открывал новые маршруты. Фото из архива Волжского пароходства.
Волжский капитан Виктор Полуэктов первый управлял «крылатым» флотом и открывал новые маршруты. Фото из архива Волжского пароходства.

Суда на подводных крыльях произвели революцию в отечественном судостроении. Казалось, они обгоняли само время. Их создатель Ростислав Алексеев получил всемирную известность, а первого капитана «Ракеты» Виктора Полуэктова, который испытывал весь скоростной флот Волжского пароходства, стали называть «волжским Гагариным». Ведь он первым стоял у штурвала судна, развивавшего скорость 60 км/ч вместо привычных 15!

Первое пассажирское судно на подводных крыльях «Ракета-1» под управлением Алексеева и Полуэктова преодолело 420 км от Горького до Казани за 7 часов. Специалисты назвали это космическим результатом.

Об известном волжском капитане и сподвижнике знаменитого конструктора, почетном работнике речного флота СССР Викторе Полуэктове (1928 – 2005) рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

В тему:

💡 Легендарный капитан Федор Павлычев – двигатель прогресса на Волге.

Главный капитан-испытатель «Ракеты» Виктор Полуэктов и главный конструктор Ростислав Алексеев в Москве, 1957 год. https://2009-2020.oborona.ru.
Главный капитан-испытатель «Ракеты» Виктор Полуэктов и главный конструктор Ростислав Алексеев в Москве, 1957 год. https://2009-2020.oborona.ru.

От приемщика на пристани до капитана-испытателя

Виктор Полуэктов родился в 1928 году в Васильсурске (сейчас относится к городскому округу Воротынский Нижегородской области).

С 13 лет трудился на пристани приемосдатчиком, проработал всю войну, отслужил в армии и окончил Горьковское речное училище. Работу на флоте начал с матроса и дошел до капитана.

Вторая половина 1950-х годов в российском судостроении ознаменована успешной разработкой и строительством судов на подводных крыльях (СПК). В истории это событие навсегда связано с именем не только конструктора-изобретателя Ростислава Алексеева, но и первого капитана-испытателя новейшего типа судов — Виктора Полуэктова.

Кстати, как создавался легендарный парящий над водой теплоход «Ракета», как его придумал и воплотил в жизнь Алексеев, читайте в нашем материале👇🏻

💡 Полёты над водой — рассказываем историю легендарного речного теплохода «Ракета».

Суда на подводных крыльях удивляли своей скоростью, «летая» по Волге. Горький, 1958. Фото fleetphoto.ru/Семен Фридлянд
Суда на подводных крыльях удивляли своей скоростью, «летая» по Волге. Горький, 1958. Фото fleetphoto.ru/Семен Фридлянд

Первый рейс технического чуда

К моменту испытаний Ростислав Алексеев прошел со своим проектом большой и сложный путь, ведь впервые свою идею о «крылатом» флоте он озвучил в начале 1940-х, в дипломном проекте. Тогда никто даже подумать не мог, что скоростные суда будут «летать» по Волге.

По словам историков, добро на создание отечественного пассажирского СПК Алексеев получил, но речь шла о его пробной версии, которую должны были показать на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Тогда это событие стало не только праздником юности, но и выставкой передовых достижений промышленности, транспортных новинок.

Во время экспериментальных рейсов у «Ракеты» не было рубки и остекления салона. Фото из архива музея судостроительного завода.
Во время экспериментальных рейсов у «Ракеты» не было рубки и остекления салона. Фото из архива музея судостроительного завода.

За год в экспериментальном цехе горьковского судостроительного завода в авральном режиме соорудили революционное судно. 8 мая 1957 года начались испытания первого теплохода на подводных крыльях «Ракета» проекта 340. Как отмечают эксперты, судно было недостроенным: на нем еще не было рубки, в салоне отсутствовало остекление. Алексеев спешил проверить «Ракету» на воде. В качестве капитана-испытателя выбрали 29-летнего волгаря Виктора Полуэктова.

Под его командованием и контролем Алексеева техническое чудо «Ракета-1» показало отличные ходовые и скоростные характеристики. При длине 27 м и ширине 5 м судно имело полное водоизмещение всего 25 тонн. Осадка «Ракеты» на плаву составляла 1,8 м, а при ходе на крыльях – 1,1 м. СПК развивало максимальную скорость 70 км/час и эксплуатационную 60 км/час! Дальность его плавания при полной загрузке тоже оказалась приличной — 600 км.

Экспериментальный рейс первого судна на подводных крыльях провели Виктор Полуэктов и Виктор Полуэктов. Фото из архива Волжского пароходства.
Экспериментальный рейс первого судна на подводных крыльях провели Виктор Полуэктов и Виктор Полуэктов. Фото из архива Волжского пароходства.

За штурвалом мировой сенсации

26 июля 1957 года «Ракета» с передовиками-судостроителями отправилась на праздник в Москву. Речной путь от Горького до столицы длиной в 840 км она прошла за 14 ходовых часов. И вот первое в мире пассажирское судно на подводных крыльях пронеслось у стен Московского Кремля, открывая парад в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

«Ракета» под управлением капитана Полуэктова стала мировой сенсацией. За три недели пребывания в Москве на ее борту побывали многие гости, советские и зарубежные журналисты, руководители партии и правительства. Успех был колоссальным.

«Мы по-настоящему счастливы, что нам удалось вплотную познакомиться с этой жемчужиной советской техники и совершить на этом судне столь увлекательную и единственную в своем роде поездку», – писал корреспондент итальянской газеты L’Unita.

С большим интересом с «Ракетой» ознакомился и дал ей высокую оценку создатель космической техники, который также вскоре получит мировую славу, — Сергей Королев.

Экипаж «Ракеты» с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов. 1987 год. Фото из архива Волжского пароходства.
Экипаж «Ракеты» с участниками Всемирного фестиваля молодежи и студентов. 1987 год. Фото из архива Волжского пароходства.

По прибытии в родную гавань судно передали в Волжское объединенное речное пароходство (ВОРП) для организации пассажирских перевозок. 25 августа 1957 года «Ракета-1» вышла в первый рейс на пассажирскую линию Горький - Казань под управлением двух профессионалов — капитана-наставника Виктора Полуэктова и капитана-дублера Михаила Девятаева. Перед этим Виктор Георгиевич обучал коллегу, как работать с новым «крылатым» судном, парящим над водой со скоростью свыше 60 км/час.

Историю Героя Советского Союза, известного волжского капитана Михаила Девятаева читайте в нашей статье👇🏻

💡 Полет к солнцу Михаила Девятаева: подвиг летчика и история капитана «Ракеты».

Главный капитан-испытатель

Испытания — важный этап для нового судна. Это не просто прогулка по реке, а скрупулезный профессиональный анализ, разработка предложений по улучшению ходовых качеств, обтекаемости, осадки, оснастки. Иногда споры с конструкторами до хрипоты. Поэтому в 1962 году вместе с авторами проекта за создание и испытание «Метеора» Виктор Полуэктов был удостоен Ленинской премии.

Именно Виктор Григорьевич стал капитаном-испытателем экспериментальных судов на подводных крыльях «Метеор», «Спутник», «Чайка», «Беларусь», «Буревестник», катер «Волга».

«Во время проектирования следующего судна, «Метеора», Алексеев заблаговременно назначил капитаном нового СПК В.Г. Полуэктова, который с интересом наблюдал за процессом. И не только наблюдал… По задумке главного конструктора рубка судна предусматривалась в носовой части, а посадка пассажиров — в корме, как на «Ракете». Полуэктову это не понравилось: он объяснил, что причаливать и наблюдать из рубки за пассажирами крайне неудобно. Это замечание было учтено во время проектирования», — вспоминал ведущий конструктор А. Звягин.

Подробнее о «Метеоре» вы можете узнать в нашей статье👇🏻

💡Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях.

Виктор Полуэктов вспоминал, как «крылатые» суда поначалу пугали пассажиров своей скоростью. Чтобы убедить людей, что ездить не страшно, он взял с собой в рейс жену и маленького сына. И после скоростного путешествия с Виктором Григорьевичем пассажиры выходили счастливые и восторженные — больше никто не боялся. А Полуэктова прозвали «капитан-скорость».

В июне 1968 года Виктор Григорьевич испытывал новый газотурбоход «Буревестник», также созданный горьковскими судостроителями. На тот момент Виктор Полуэктов уже работал на реке 27 лет! Опытный 40-летний капитан удивил репортера газеты «Известия» этими цифрами — он казался молодым, подтянутым, правда, молчаливым.

«Скупой на слово, он оживляется, когда говорит о своем новом корабле. «Буревестник» делает 100 км/ч — во всем мире нет более быстроходного речного судна. За 4 часа оно доставляет 150 пассажиров из Горького в Казань, и ощущение у людей при этом такое, будто они совершают воздушный перелет. Действительно, «Буревестник» сродни самолету ИЛ-18. Здесь те же газотурбинные двигатели, только вместо воздуха лопасти на валу засасывают воду и со стремительной силой выталкивают ее через сопла. В отличие от «Метеора» тут нет винтов. Реактивная сила струи — вот что дает «Буревестнику» небывалую на воде скорость», — написал столичный журналист.

Имя легендарного капитана-испытателя Виктора Полуэктова носит новенький «Метеор», который спустили на воду в конце 2023 года в Нижнем Новгороде. Фото fleetphoto.ru/ Hydrofoiler.
Имя легендарного капитана-испытателя Виктора Полуэктова носит новенький «Метеор», который спустили на воду в конце 2023 года в Нижнем Новгороде. Фото fleetphoto.ru/ Hydrofoiler.

Виктор Полуэктов до 1971 года испытывал скоростные суда. Затем до конца 1980-х как наставник вместе с механиком Николаем Горбиковым готовил капитанов-скоростников, которые пришли с «Волго-Донов» и других грузовых судов. А выйдя на пенсию читал студентам Академии водного транспорта курс лекций «Управление судами на подводных крыльях», делился знаниями и опытом.

Имя Виктора Григорьевича увековечено на новом «Метеоре», который в конце 2023 года спустили на воду в Нижнем Новгороде. В 2024 году он вышел на регулярную линию. И теперь «крылатые» суда снова летают по Волге.