Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Уральский экспресс: вперёд, в прошлое!

Всего парой месяцев ранее в своём новогоднем поздравлении я вскользь упомянул о туристическом ретропоезде, который курсирует между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Хотя календарная зима уже две недели как закончилась, март на Урале нынче выдался неожиданно морозным и снежным. Поэтому в минувшие выходные мы всё-таки смогли ухватить немного самого настоящего новогоднего вайба, прокатившись на "Уральском экспрессе". В этой статье я хочу поделиться с вами впечатлениями, оставшимися после поездки. Конечно, подобные мероприятия в моём понимании – тема, прежде всего, новогодняя. Старый паровоз, яркая иллюминация и общее ощущение праздника на самом деле просто идеально вписываются в настроение новогодних каникул или предновогодней декабрьской суеты. Тем не менее, как и большинство ретропоездов РЖД, которых на сегодняшний день насчитывается уже восемь, "Уральский экспресс" курсирует круглогодично – по выходным и праздничным дням. Примечательно, что Екатеринбургу достались сразу два "ретропроект

Всего парой месяцев ранее в своём новогоднем поздравлении я вскользь упомянул о туристическом ретропоезде, который курсирует между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Хотя календарная зима уже две недели как закончилась, март на Урале нынче выдался неожиданно морозным и снежным. Поэтому в минувшие выходные мы всё-таки смогли ухватить немного самого настоящего новогоднего вайба, прокатившись на "Уральском экспрессе". В этой статье я хочу поделиться с вами впечатлениями, оставшимися после поездки.

Конечно, подобные мероприятия в моём понимании – тема, прежде всего, новогодняя. Старый паровоз, яркая иллюминация и общее ощущение праздника на самом деле просто идеально вписываются в настроение новогодних каникул или предновогодней декабрьской суеты. Тем не менее, как и большинство ретропоездов РЖД, которых на сегодняшний день насчитывается уже восемь, "Уральский экспресс" курсирует круглогодично – по выходным и праздничным дням. Примечательно, что Екатеринбургу достались сразу два "ретропроекта": помимо упомянутого "Уральского экспресса" есть ещё и тематический поезд "Вечерний Екатеринбург". Правда, на мой вкус он гораздо менее интересен: во-первых, потому что время в пути у него составляет всего два с небольшим часа (против шести часов у "Уральского экспресса"), во-вторых – потому что в нём в качестве локомотива используется электровоз ЧС2-216. Тоже, конечно, по-своему интересная техника с полувековой историей, но всё-таки не паровоз!

Перед отправлением поезда со станции Екатеринбург-Пассажирский. По случаю морозной погоды проводники одеты в аутентичного вида бекеши
Перед отправлением поезда со станции Екатеринбург-Пассажирский. По случаю морозной погоды проводники одеты в аутентичного вида бекеши

"Уральский экспресс" традиционно отправляется со станции Екатеринбург-Пассажирский в 9 часов 40 минут утра, с первого пути. Поезд легко узнать по характерной окраске вагонов. Правда, я немного удивился, когда увидел во главе состава не стоящий под парами паровоз, а вполне заурядного вида электровоз. Уже потом я узнал, что смена локомотива осуществляется на станции Шувакиш. К чему такие сложности? Если честно, сам не знаю. Может, чтобы не заставлять дышать густым угольным дымом весь вокзал города-миллионника? Или просто для пущего "экшна"? Если вы знаете ответ, напишите в комментариях, самому интересно. Ретропоезд состоит из пяти вагонов: двух купейных вагонов СВ с интерьерами, стилизованными под времена Российской Империи, вагона-ресторана, вагона-бара и вагона первого класса с просторной лаунж-зоной. Интерьер, конечно, производит самое приятное впечатление: дерево, кожа, ковры, идеальная чистота, накрахмаленные скатерти, репродукции акварелей на железнодорожную тематику на стенах, букеты из сухоцветов и множество прочего декора. Проводники, кстати, тоже одеты в историческую форму. Первый перегон до станции Шувакиш занимает всего 30 минут. Этого времени едва хватает, чтобы полюбоваться интерьером и ознакомиться с имеющимися информационными материалами.

До сегодняшнего дня Шувакиш был памятен мне исключительно по одной из "Майских прогулок", маршрут которой прошёл в тот раз мимо этого знакового для Екатеринбурга местечка – ведь именно здесь в начале XVIII века был основан один из первых в окрестностях будущего города железоделательных заводов. С тех пор (не с начала XVIII века, а с моего последнего посещения, конечно!) на Шувакише многое изменилось. Здесь с любовью и вниманием к деталям воссоздали обстановку типичной малой станции Уральской горнозаводской железной дороги столетней давности. В отреставрированном здании вокзала имеются буфет, где для чаепитий используется посуда из сысертского фарфора, и небольшая музейная экспозиция. Также в наличии множество фотозон, в которых можно почувствовать себя ожидающим поезда аристократом, начальником станции или (вариант только для девушек) буфетчицей. К слову, на протяжении всего следования поезда его сопровождает живая музыка: девушка играет на фортепиано в вагоне-баре, а во время остановки в Шувакише ненадолго перемещается в здание вокзала, где тоже имеется музыкальный инструмент.

В Шувакише поезд стоит 40 минут. В принципе, этого вполне достаточно, чтобы прогуляться по вокзалу и, главное, полюбоваться паровозом, который наконец-то занимает своё место во главе состава. На данный момент с "Уральским экспрессом" работают три локомотива, приписанные к Свердловской железной дороге: Еа-3113 1944 года выпуска, Л-3111 1955 года выпуска и ЛВ-0355 1956 года выпуска. Невозможно предугадать, какой паровоз "достанется" вам в конкретной поездке, поскольку постоянно идёт ротация локомотивов. Безусловно, наибольший интерес представляет паровоз серии Еа – наследник знаменитых "русских декаподов" времён Первой мировой войны, к числу которых, например, принадлежит знаменитый челябинский "Красный коммунар". Паровоз Еа-3113 был построен в американском городе Скенектади и передан СССР в годы Великой Отечественной войны в рамках ленд-лиза. В войну он трудился на Южно-Уральской железной дороге, а в конечном итоге оказался на станции запаса где-то на Дальнем Востоке, откуда его и перегнали обратно на Урал в 2016 году. Паровоз прошёл реставрацию, какое-то время водил "Уральский экспресс", а в 2022 году ходе очередных плановых ремонтных работ в Перми сгорел почти дотла, но был восстановлен и снова вернулся в строй. В общем, трудяга со сложной судьбой. Нам повезло, и в день нашей поездки работал именно этот локомотив.

Дальнейший путь до Верхней Пышмы поезд преодолевает уже на паровой тяге, что, впрочем, никак не сказывается на скорости движения – всего 25 минут в пути до следующего пункта назначения, которым является музейный комплекс УГМК. Вообще, "Уральский экспресс" – совместный проект РЖД и УГМК, поэтому кооперация получилась очень тесной. Например, прямо в поезде можно купить билеты в музей, для чего вагоны оборудованы специальными терминалами. А ещё (и это действительно очень удобно) поезд заезжает фактически прямо на территорию музея. Не нужно никуда идти, просто выходишь с перрона – и ты уже у музейных касс. Правда, если вы хотя бы раз бывали в этом музейном комплексе, то про себя обязательно отметите, что попали на территорию музея с несколько непривычной стороны, оказавшись сразу за павильоном с автомобильной техникой.

Паровоз Еа-3113. Трудяга со сложной судьбой – он ржавел на станции запаса, горел в ремонтном депо в Перми, но в конечном итоге до сих пор остаётся на ходу
Паровоз Еа-3113. Трудяга со сложной судьбой – он ржавел на станции запаса, горел в ремонтном депо в Перми, но в конечном итоге до сих пор остаётся на ходу

Здесь я не буду рассказывать в деталях о самом музейном комплексе. О части его экспозиции я уже однажды писал на своём канале ранее, а другие павильоны безусловно заслуживают отдельных публикаций. Скажу только, что этот частный музей военной и гражданской техники по праву считается одним из лучших музейных комплексов подобной тематики в мире. Он занимает площадь более 13 гектаров, а его коллекция насчитывает свыше 15 тысяч экспонатов. "Уральский экспресс" стоит в Верхней Пышме 3 часа 10 минут. За это время можно вдумчиво осмотреть один из четырёх основных музейных павильонов – или бегом, впопыхах, пробежаться по двум из них. Тут уж каждый решает для себя сам, но я всё-таки рекомендую не посещать больше одного павильона за раз: если останется время, лучше посвятить его осмотру уличной части экспозиции. На самом деле, экспонатов здесь собрано столько, что только по улице при желании можно гулять не меньше двух часов.

Музейному комплексу УГМК я посвящу отдельную публикацию в ближайшее время. Пока же просто представлю здесь вот такую обзорную фотографию
Музейному комплексу УГМК я посвящу отдельную публикацию в ближайшее время. Пока же просто представлю здесь вот такую обзорную фотографию

Большую часть обратного пути – а он занимает час с четвертью, включая двадцатиминутную техническую остановку в Шувакише, где вновь происходит смена локомотива – мы провели в вагоне-баре. Кстати, меня ещё на подъезде к Верхней Пышме заинтересовал один технический вопрос: как будет разворачиваться локомотив? Ведь для этого нужен поворотный круг – достаточно редкий в наши дни элемент железнодорожной структуры. Как оказалось, он здесь имеется – специально построен заново, что лишний раз подчёркивает, сколько усилий пришлось вложить, чтобы создать подобный туристический маршрут. В вагоне-баре, как и во всём "Уральском экспрессе", тоже царит очень уютная атмосфера. Меню довольно незатейливое, без изысков – зато и цены по нынешним меркам вполне демократичные. Лично я попробовал грибной суп-пюре, овощи на пару с бифштексом, блинчики с творогом, приятный авторский чай с клюквой и чабрецом – всё было очень вкусно и сытно.

В целом поездка оставила сугубо положительные впечатления... Да ладно, долой этот официальный тон! Поездка мне очень, очень понравилось – вплоть до совершенно детского восторга! Шесть часов пролетели незаметно и, если честно, под конец даже не хотелось покидать уютный вагон. Я бы с удовольствием прокатился на таком поезде... ну, до Перми, например. Или до Тобольска. Увы, пока что все ретропоезда РЖД ходят исключительно по коротким маршрутам протяжённостью несколько часов. А ведь было время, когда в подобном формате между Москвой и Санкт-Петербургом курсировал шикарный "Николаевский экспресс", отменённый лишь в 2009 году. С учётом того, что интерес к подобным проектам в последние годы стабильно растёт, невольно напрашивается вопрос: может, пришло время попытаться ещё раз?

Возможно, вы заметили, что в последнее время на страницах моего канала появлялось достаточно много публикаций на железнодорожную тематику. Ну, так уж вышло. Например, в прошлом году я делился с вами впечатлениями от посещения замечательного музея Южно-Уральской железной дороги в Челябинске, в экспозиции которого особую ценность представляют исторические локомотивы – ровесники и даже "дедушки" упомянутого выше Еа-3113. Ссылку на рассказ о челябинском "Красном коммунаре" вы уже могли встретить в тексте статьи, но на всякий случай продублирую её здесь – уж больно замечательная история у этого локомотива под номером Ес-350, который в своё время совершил едва ли не целое кругосветное путешествие! Ну а в Екатеринбурге погрузиться в историю отечественных железных дорог вам поможет уникальный барельеф в сквере имени Константина Бабыкина – эпичное полотно, отразившее планомерное развитие железнодорожного сообщения в России со времён Николая I и вплоть до наших дней.