Хотя я живу на Урале уже не первый год, посетить знаменитый музей военной и автомобильной техники в Верхней Пышме – вотчине Уральской горно-металлургической компании – я сподобился только нынче. Даже и не знаю, отчего так получилось. Наверное, из-за того, что музей этот постоянно был на слуху – о нём рассказывали мои друзья и коллеги, о нём то и дело упоминали в средствах массовой информации и на просторах Интернета. Вот и сложилось впечатление, что место это какое-то чересчур распиаренное, "попсовое" – следовательно, не заслуживающее внимания. Так что преодолеть эту инерцию мышления и отправиться в Верхнюю Пышму в первый день лета было, признаться, непросто. Но стоило мне только оказаться на месте, как я тут же забыл обо всём былом скепсисе.
Пожалуй, в душе каждого настоящего мужчины с детства живёт любовь или, как минимум, интерес к технике. Особенно военной. Без разницы, служил ты в армии или нет, боевые самолёты, грозные бронированные гусеничные #машины и даже самые незамысловатые артиллерийские орудия неизменно вызывают восхищение. Не столько своей мощью или внушительностью, сколько удивительным сплавом простоты, функциональности и технологичности. Любая боевая машина – своеобразная квинтэссенция инженерной мысли своего времени. В ней нет ничего лишнего. Каждый обвод корпуса, каждая заклёпка на броне несут вполне понятное функциональное назначение. Если в какой-то детали нет необходимости – нет и самой детали. Как ни странно, эта доведённая до крайности утилитарность и простота, граничащая с примитивностью, нисколько не отталкивают – напротив, порождают совершенно новый уровень эстетического восприятия. Поэтому военную технику мужчины любят. Даже если вы никогда не имели повода задуматься об этом, вы почти наверняка почувствуете что-то сродни детскому восторгу, оказавшись здесь, в Верхней Пышме.
Музейный комплекс расположен в южной части #города . Именно рядом с ним заканчивается кольцом многострадальная трамвайная ветка, наконец-то связавшая Верхнюю Пышму с Екатеринбургом – пассажирское сообщение по ней должно открыться уже в этом году. Сразу же оговорюсь, что, если у вас имеется такая возможность, лучше всего планировать посещение музея в будний день. В выходные, особенно в тёплое время года, здесь буквально яблоку негде упасть. Оно и немудрено, ведь посещение новоявленной #достопримечательности областного значения входит в обязательную программу любой мало-мальски полноценной экскурсии по Екатеринбургу – автобусы с туристами съезжаются сюда с нескольких областей. Как ни крути, постоянное ощущение нахождения в толпе портит впечатление от осмотра экспозиции. А вот в будни здесь очень тихо и спокойно – не самым ранним утром вторника я был здесь чуть ли не единственным гостем.
Первое, что поражает посетителей, впервые оказавшихся на территории музея – масштаб. Даже не верится, что в наши дни могут создаваться такие огромные выставочные комплексы. Казалось бы, эпоха подобных проектов навсегда ушла вместе с распадом СССР – но нет! Это, конечно, не ВДНХ, но что-то приближающееся к ней по "эпичности". Площадь музейного комплекса превышает 8 гектаров, а потому здесь вполне вольготно разместились не только #танки и артиллерийские орудия, но даже #самолёты и военные корабли. К примеру, здесь есть несколько торпедных катеров и даже целая подводная лодка. Не атомный крейсер, конечно, а всего лишь "Малютка" длиной 50 метров, но тем не менее. Имеется и целая железнодорожная станция, пути которой забиты паровозами и целыми эшелонами. Для полноты картины не хватает разве что какой-нибудь межконтинентальной баллистической ракеты наподобие РС-20, установленной в Парке Победы в центре Оренбурга. Но это, как говорится, дело наживное. Техники на открытой площадке и без того так много, что, несмотря на огромную площадь выставочного комплекса, местами уже ощущается некоторая теснота.
Сложно поверить, что начинался #музей с небольшой стелы "Журавли" и двух орудий ЗиС-2, установленных здесь в 2005 году в память о рабочих Пышминского завода, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Она и сейчас занимает важное место в панораме выставочного пространства, встречая посетителей непосредственно у входа. Военную технику начал собирать ещё Александр Козицын, брат бессменного генерального директора УГМК Андрея Козицына. После того, как в 2009 году старший Козицын погиб в ДТП в Ленинградской области, его младший брат продолжил пополнять экспозицию и вскоре превратил небольшую выставку под открытым небом в полноценный музей, в настоящее время насчитывающий свыше 12 тысяч экспонатов, из которых более тысячи составляют образцы военной и гражданской техники. Примечательно, что почти вся представленная здесь #техника до сих пор полностью исправна и даже принимает участие в ежегодных парадах, приуроченных ко Дню Победы. Поступающая в фонды музея техника проходит ремонт неподалёку, в одном из цехов "Уралэлектромеди", работники которого за эти годы стали настоящими асами в непростом деле реставрации.
Особенно приятно, что вход на территорию выставочного комплекса бесплатный. Осматривать уличную часть экспозиции можно совершенно свободно, главное – не нарушать правила посещения: не заходить за ограждения и не забираться на технику. Заплатить за билеты придётся лишь при посещении павильонов. Впрочем, это не значит, что на улице выставлены самые безликие и неинтересные экспонаты. Скорее, даже наоборот. К примеру, здесь собрана почти полная линейка различных модификаций легендарного советского среднего танка Т-34. Это по-своему символично, ведь многие из этих боевых машин были изготовлены именно на уральских заводах – в Свердловске, Перми, Челябинске и Нижнем Тагиле – и теперь, как бы, возвратились домой. Имеется любопытная подборка довоенных лёгких танков 1930-х годов выпуска – в наши дни редкость поистине музейная. А ещё отдельного упоминания заслуживает #коллекция британских и американских боевых машин, которые поставлялись в СССР в годы Великой Отечественной войны по программе ленд-лиза. Уличную часть экспозиции можно осматривать не один час – завершив первый круг по ней, тут же хочется отправиться на второй, чтобы ознакомиться с понравившимися экспонатами повнимательнее. Возможно, здесь не хватает зелени и тени – в жаркий летний день от палящих солнечных лучей попросту негде укрыться, разве что под крыльями самолётов. С другой стороны, растительность, скорее всего, мешала бы полноценному восприятию экспозиции.
Выставочные павильоны – отдельная история. Красивые, многоэтажные, выдержанные в строгом торжественном стиле, чем-то напоминающим сталинский ампир, украшенные лепниной, колоннами с капителями и статуями. Некоторое сходство с ВДНХ подчеркивает знаменитый #памятник Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", уменьшенная копия которого установлена посреди комплекса. Основных павильонов пока что насчитывается три: первый занимает музей военной техники, второй – музей автомобильной техники, третий – музей авиации. Есть ещё появившаяся не так давно одноэтажная галерея "Парадный расчёт", но она не заслуживает особого внимания, по крайней мере, пока. Экспозиция, размещенная в каждом из павильонов – по сути дела самостоятельный музей, экспонаты которого объединены общей тематикой и концепцией. Поэтому и билеты на посещение каждой из них продаются отдельно. В этом есть определённый смысл – хотя бы потому, что вдумчиво осмотреть наполнение всех трёх павильонов за одно посещение едва ли получится.
В этот раз я посетил лишь экспозицию музея военной техники. На беглый осмотр мне понадобилось чуть больше часа. Три этажа павильона буквально переполнены экспонатами: образцы редкой техники, в том числе и трофейной немецкой, стрелковое и холодное #оружие , манекены в форме различных родов войск и различных исторических периодов, огромная подборка воинских регалий и наград – медалей, знаков отличия, наградного оружия. Особенно привлекают посетителей фотозоны, где можно облачиться в шинель или ватник, взять в руки винтовку Мосина и сделать несколько фотографий на память в антураже блиндажа в прифронтовой полосе или изрешеченных осколками развалин домов. Это добавляет экспозиции элемент интерактива и позволяет в прямом смысле слова прикоснуться к истории. В конце концов, где ещё вы сможете почувствовать, сколько на самом деле весил легендарный ППШ, который кажется таким легким и миниатюрным на фотохронике военных лет?
Осмотр экспозиции музея автомобильной техники я оставил на следующий раз, хотя, по слухам, она даже интереснее. В ней собраны более пяти сотен отечественных и зарубежных автомобилей, мотоциклов и велосипедов, иллюстрирующих полуторавековую историю эволюции автомобильного транспорта. А вот музей авиации, как говорят, пока ещё "сыроват": он открылся всего лишь несколько месяцев назад, к 76-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и здесь пока что ощущается некоторая нехватка экспонатов. Разумеется, "пробелы" будут постепенно заполняться, и через несколько лет эта экспозиция наверняка полноценно встанет в один ряд с более "старшими" коллекциями музея. К тому же, технологии не стоят на месте – говорят, новый павильон уже сейчас отличается интересным световым оформлением и звуковым фоном. Кроме того, здесь имеется авиасимулятор с эффектом полного присутствия, который обеспечивают VR-очки и кресло с гидравлическим приводом.
На страницах этого канала я уже не раз рассказывал вам об интересных и необычных музеях Екатеринбурга и других уральских городов. К примеру, о Екатеринбургском музее изобразительных искусств, жемчужиной экспозиции которого по праву считается Каслинский чугунный павильон – настоящее чудо из чугуна. Там же имеется прекрасная подборка шедевров весьма самобытной школы иконописи – старообрядческой невьянской иконы, от которой буквально веет чем-то древним, дошедшим до нас из глубины веков. Музей военной и автомобильной техники УГМК может по праву возглавить этот список. Он считается одним из крупнейших в мире музеев военно-технического профиля и уже несколько лет подряд стабильно входит в десятку лучших музеев России. Ежегодно его посетителями становятся до 300 тысяч человек, в числе которых обязательно стоит оказаться и вам.