Найти в Дзене
Горы. Камни. Люди

Музей военной техники УГМК: лучший в России?

Хотя я живу на Урале уже не первый год, посетить знаменитый музей военной и автомобильной техники в Верхней Пышме – вотчине Уральской горно-металлургической компании – я сподобился только нынче. Даже и не знаю, отчего так получилось. Наверное, из-за того, что музей этот постоянно был на слуху – о нём рассказывали мои друзья и коллеги, о нём то и дело упоминали в средствах массовой информации и на просторах Интернета. Вот и сложилось впечатление, что место это какое-то чересчур распиаренное, "попсовое" – следовательно, не заслуживающее внимания. Так что преодолеть эту инерцию мышления и отправиться в Верхнюю Пышму в первый день лета было, признаться, непросто. Но стоило мне только оказаться на месте, как я тут же забыл обо всём былом скепсисе. Пожалуй, в душе каждого настоящего мужчины с детства живёт любовь или, как минимум, интерес к технике. Особенно военной. Без разницы, служил ты в армии или нет, боевые самолёты, грозные бронированные гусеничные #машины и даже самые незамысловаты

Хотя я живу на Урале уже не первый год, посетить знаменитый музей военной и автомобильной техники в Верхней Пышме – вотчине Уральской горно-металлургической компании – я сподобился только нынче. Даже и не знаю, отчего так получилось. Наверное, из-за того, что музей этот постоянно был на слуху – о нём рассказывали мои друзья и коллеги, о нём то и дело упоминали в средствах массовой информации и на просторах Интернета. Вот и сложилось впечатление, что место это какое-то чересчур распиаренное, "попсовое" – следовательно, не заслуживающее внимания. Так что преодолеть эту инерцию мышления и отправиться в Верхнюю Пышму в первый день лета было, признаться, непросто. Но стоило мне только оказаться на месте, как я тут же забыл обо всём былом скепсисе.

Соответствующее настроение задаёт уже входная группа музея – по-советски торжественная и монументальная
Соответствующее настроение задаёт уже входная группа музея – по-советски торжественная и монументальная

Пожалуй, в душе каждого настоящего мужчины с детства живёт любовь или, как минимум, интерес к технике. Особенно военной. Без разницы, служил ты в армии или нет, боевые самолёты, грозные бронированные гусеничные #машины и даже самые незамысловатые артиллерийские орудия неизменно вызывают восхищение. Не столько своей мощью или внушительностью, сколько удивительным сплавом простоты, функциональности и технологичности. Любая боевая машина – своеобразная квинтэссенция инженерной мысли своего времени. В ней нет ничего лишнего. Каждый обвод корпуса, каждая заклёпка на броне несут вполне понятное функциональное назначение. Если в какой-то детали нет необходимости – нет и самой детали. Как ни странно, эта доведённая до крайности утилитарность и простота, граничащая с примитивностью, нисколько не отталкивают – напротив, порождают совершенно новый уровень эстетического восприятия. Поэтому военную технику мужчины любят. Даже если вы никогда не имели повода задуматься об этом, вы почти наверняка почувствуете что-то сродни детскому восторгу, оказавшись здесь, в Верхней Пышме.

Музейный комплекс расположен в южной части #города . Именно рядом с ним заканчивается кольцом многострадальная трамвайная ветка, наконец-то связавшая Верхнюю Пышму с Екатеринбургом – пассажирское сообщение по ней должно открыться уже в этом году. Сразу же оговорюсь, что, если у вас имеется такая возможность, лучше всего планировать посещение музея в будний день. В выходные, особенно в тёплое время года, здесь буквально яблоку негде упасть. Оно и немудрено, ведь посещение новоявленной #достопримечательности областного значения входит в обязательную программу любой мало-мальски полноценной экскурсии по Екатеринбургу – автобусы с туристами съезжаются сюда с нескольких областей. Как ни крути, постоянное ощущение нахождения в толпе портит впечатление от осмотра экспозиции. А вот в будни здесь очень тихо и спокойно – не самым ранним утром вторника я был здесь чуть ли не единственным гостем.

Первое, что поражает посетителей, впервые оказавшихся на территории музея – масштаб. Даже не верится, что в наши дни могут создаваться такие огромные выставочные комплексы. Казалось бы, эпоха подобных проектов навсегда ушла вместе с распадом СССР – но нет! Это, конечно, не ВДНХ, но что-то приближающееся к ней по "эпичности". Площадь музейного комплекса превышает 8 гектаров, а потому здесь вполне вольготно разместились не только #танки и артиллерийские орудия, но даже #самолёты и военные корабли. К примеру, здесь есть несколько торпедных катеров и даже целая подводная лодка. Не атомный крейсер, конечно, а всего лишь "Малютка" длиной 50 метров, но тем не менее. Имеется и целая железнодорожная станция, пути которой забиты паровозами и целыми эшелонами. Для полноты картины не хватает разве что какой-нибудь межконтинентальной баллистической ракеты наподобие РС-20, установленной в Парке Победы в центре Оренбурга. Но это, как говорится, дело наживное. Техники на открытой площадке и без того так много, что, несмотря на огромную площадь выставочного комплекса, местами уже ощущается некоторая теснота.

Сложно поверить, что начинался #музей с небольшой стелы "Журавли" и двух орудий ЗиС-2, установленных здесь в 2005 году в память о рабочих Пышминского завода, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Она и сейчас занимает важное место в панораме выставочного пространства, встречая посетителей непосредственно у входа. Военную технику начал собирать ещё Александр Козицын, брат бессменного генерального директора УГМК Андрея Козицына. После того, как в 2009 году старший Козицын погиб в ДТП в Ленинградской области, его младший брат продолжил пополнять экспозицию и вскоре превратил небольшую выставку под открытым небом в полноценный музей, в настоящее время насчитывающий свыше 12 тысяч экспонатов, из которых более тысячи составляют образцы военной и гражданской техники. Примечательно, что почти вся представленная здесь #техника до сих пор полностью исправна и даже принимает участие в ежегодных парадах, приуроченных ко Дню Победы. Поступающая в фонды музея техника проходит ремонт неподалёку, в одном из цехов "Уралэлектромеди", работники которого за эти годы стали настоящими асами в непростом деле реставрации.

Особенно приятно, что вход на территорию выставочного комплекса бесплатный. Осматривать уличную часть экспозиции можно совершенно свободно, главное – не нарушать правила посещения: не заходить за ограждения и не забираться на технику. Заплатить за билеты придётся лишь при посещении павильонов. Впрочем, это не значит, что на улице выставлены самые безликие и неинтересные экспонаты. Скорее, даже наоборот. К примеру, здесь собрана почти полная линейка различных модификаций легендарного советского среднего танка Т-34. Это по-своему символично, ведь многие из этих боевых машин были изготовлены именно на уральских заводах – в Свердловске, Перми, Челябинске и Нижнем Тагиле – и теперь, как бы, возвратились домой. Имеется любопытная подборка довоенных лёгких танков 1930-х годов выпуска – в наши дни редкость поистине музейная. А ещё отдельного упоминания заслуживает #коллекция британских и американских боевых машин, которые поставлялись в СССР в годы Великой Отечественной войны по программе ленд-лиза. Уличную часть экспозиции можно осматривать не один час – завершив первый круг по ней, тут же хочется отправиться на второй, чтобы ознакомиться с понравившимися экспонатами повнимательнее. Возможно, здесь не хватает зелени и тени – в жаркий летний день от палящих солнечных лучей попросту негде укрыться, разве что под крыльями самолётов. С другой стороны, растительность, скорее всего, мешала бы полноценному восприятию экспозиции.

Новый павильон музея автомобильной техники и уменьшенная копия знаменитого памятника "Рабочий и колхозница" перед ним
Новый павильон музея автомобильной техники и уменьшенная копия знаменитого памятника "Рабочий и колхозница" перед ним

Выставочные павильоны – отдельная история. Красивые, многоэтажные, выдержанные в строгом торжественном стиле, чем-то напоминающим сталинский ампир, украшенные лепниной, колоннами с капителями и статуями. Некоторое сходство с ВДНХ подчеркивает знаменитый #памятник Веры Мухиной "Рабочий и колхозница", уменьшенная копия которого установлена посреди комплекса. Основных павильонов пока что насчитывается три: первый занимает музей военной техники, второй – музей автомобильной техники, третий – музей авиации. Есть ещё появившаяся не так давно одноэтажная галерея "Парадный расчёт", но она не заслуживает особого внимания, по крайней мере, пока. Экспозиция, размещенная в каждом из павильонов – по сути дела самостоятельный музей, экспонаты которого объединены общей тематикой и концепцией. Поэтому и билеты на посещение каждой из них продаются отдельно. В этом есть определённый смысл – хотя бы потому, что вдумчиво осмотреть наполнение всех трёх павильонов за одно посещение едва ли получится.

Внутри павильона музея военной техники. Экспонатами он забит буквально под завязку
Внутри павильона музея военной техники. Экспонатами он забит буквально под завязку

В этот раз я посетил лишь экспозицию музея военной техники. На беглый осмотр мне понадобилось чуть больше часа. Три этажа павильона буквально переполнены экспонатами: образцы редкой техники, в том числе и трофейной немецкой, стрелковое и холодное #оружие , манекены в форме различных родов войск и различных исторических периодов, огромная подборка воинских регалий и наград – медалей, знаков отличия, наградного оружия. Особенно привлекают посетителей фотозоны, где можно облачиться в шинель или ватник, взять в руки винтовку Мосина и сделать несколько фотографий на память в антураже блиндажа в прифронтовой полосе или изрешеченных осколками развалин домов. Это добавляет экспозиции элемент интерактива и позволяет в прямом смысле слова прикоснуться к истории. В конце концов, где ещё вы сможете почувствовать, сколько на самом деле весил легендарный ППШ, который кажется таким легким и миниатюрным на фотохронике военных лет?

Осмотр экспозиции музея автомобильной техники я оставил на следующий раз, хотя, по слухам, она даже интереснее. В ней собраны более пяти сотен отечественных и зарубежных автомобилей, мотоциклов и велосипедов, иллюстрирующих полуторавековую историю эволюции автомобильного транспорта. А вот музей авиации, как говорят, пока ещё "сыроват": он открылся всего лишь несколько месяцев назад, к 76-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, и здесь пока что ощущается некоторая нехватка экспонатов. Разумеется, "пробелы" будут постепенно заполняться, и через несколько лет эта экспозиция наверняка полноценно встанет в один ряд с более "старшими" коллекциями музея. К тому же, технологии не стоят на месте – говорят, новый павильон уже сейчас отличается интересным световым оформлением и звуковым фоном. Кроме того, здесь имеется авиасимулятор с эффектом полного присутствия, который обеспечивают VR-очки и кресло с гидравлическим приводом.

На одном из этажей павильона музея военной техники
На одном из этажей павильона музея военной техники

На страницах этого канала я уже не раз рассказывал вам об интересных и необычных музеях Екатеринбурга и других уральских городов. К примеру, о Екатеринбургском музее изобразительных искусств, жемчужиной экспозиции которого по праву считается Каслинский чугунный павильон – настоящее чудо из чугуна. Там же имеется прекрасная подборка шедевров весьма самобытной школы иконописи – старообрядческой невьянской иконы, от которой буквально веет чем-то древним, дошедшим до нас из глубины веков. Музей военной и автомобильной техники УГМК может по праву возглавить этот список. Он считается одним из крупнейших в мире музеев военно-технического профиля и уже несколько лет подряд стабильно входит в десятку лучших музеев России. Ежегодно его посетителями становятся до 300 тысяч человек, в числе которых обязательно стоит оказаться и вам.