Кисти русского художника Мясоедова принадлежит картина «Смотрины невесты», которая якобы описывает один из утраченных ритуалов, уходящих в далёкое прошлое - разглядывание обнажённой натуры юной и невинной претендентки на брак.
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) - русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок. Основная тема, к которой обращался художник - крестьянский быт.
Сегодня изображаемое на картине покажется настолько диким и унизительным, что многие (ваш покорный слуга в их числе) усомнятся в реальности этой традиции. Даже если учитывать, что в старину люди мыслили несколько по-другому и честь семьи и рода стояли на первом месте, всё равно для простого люда (особенно деревенского) вряд ли подобное было свойственно. Иное дело- если девушка выходила замуж за мужчину, занимавшего высокое положение в обществе. В такой ситуации эта предсвадебная процедура вполне могла иметь место.
На Руси считалось, что детей людям даёт Бог. Бездетным супругам сочувствовали, считали их несчастными. Брак являлся делом ответственным: его заключали в основном для появления наследников и продолжения рода. Потому-то подготовка к нему являлось делом серьёзным и многоступенчатым.
Давайте обо всём по порядку.
Если невеста в ходе сватовства сватам понравилась, то происходил так называемый предварительный сговор о свадьбе и знакомство с женихом. На втором этапе (он проходил, как правило, недели через две) проводили смотр приданого, которое родители невесты обязались дать за дочерью. Без приданого нечего было и думать выдать ту замуж - тут обычаи блюли строго! После этого девушка освобождалась от всех работ по дому - веретено, прялка, пяльцы, иголки и коклюшки убирались с глаз долой! Не разрешалось также выходить из дома; исключение составляли лишь походы в церковь, да и то в сопровождении родителей и родственников.
А ещё перед тем, как сыграть свадьбу, и жениха, и невесту старались всестороннее проверить на т.н. фертильность: сможет ли первый зачать ребёнка, а вторая - выносить малыша и разродиться без проблем. Как это осуществлялось на практике?
Для невесты было несколько способов. Самое ответственное действо- смотрины: ту отводили в баню, где в присутствии матери её осматривала будущая свекровь в сопровождении свахи и повивальной бабки (или знахарки). Под «осмотром» подразумевалось следующее. На Руси ценились девушки «справные» (высокие, крупные, дородные), ведь основная функция жены - рожать детей, много работать, а для этого необходимо было обладать отменным здоровьем, быть, что называется, «кровь с молоком».
Модная сегодня стройность, наоборот, не поощрялась, так как могла быть свидетельством плохого питания. А недоедание, как известно, не может хорошо влиять на здоровье. Именно поэтому худые девушки старались во время смотрин надеть на себя целый ворох одежды. Предсвадебная баня была призвана выявить подобные уловки и показать во всей красе физиологические параметры будущей невесты. При этом оценивались широта таза, пышность волос, состояние ногтей и зубов. Малейшая болячка, царапинка, шрам, не говоря уж о перенесённых переломах, становились серьёзным препятствием. В таком случае (если девка не вполне здорова) семейству невесты нередко приходилось раскошеливаться и увеличивать приданое.
В более серьёзных случаях свадьбу могли отменить - невесту объявляли «бракованной» (а это было большим позором). Поэтому её буквально держали «под колпаком», а ушибы и царапинки старались залечить до свадьбы.
Кстати, многие мужчины женились на уже беременных дамах - это их нисколько не смущало, поскольку беременная невеста по определению не могла быть бесплодной.
Помимо смотрин выясняли, сколько детей было у её ближайших родственниц и страдает ли кто-нибудь в семье невесты серьёзными заболеваниями. Вот тут родственникам жениха приходилось проводить настоящую детективную работу. Взвесив всё это, оценивали шансы невесты на беременность, и лишь после этого выносился окончательный вердикт.
Как раз момент «осмотра» мы и наблюдаем на картине Мясоедова. Всё наше внимание сосредоточено на центральной части полотна, где на деревянном полу стоит обнажённая девушка. Её глаза стыдливо опущены, белоснежная рубаха, сарафан и пояс лежат на полу под ногами, густые волосы золотистого цвета заплетены в косу. Бьющий в окно свет освещает тело русской красавицы: молочная кожа, длинные пшеничные волосы, фигура - всё соответствует идеалам той эпохи. Посему у девушки отличные шансы!
Коль полна, лицом румяна,
Хворь её не станет брать...
И, конечно, же детишек
Много сможет нарожать!
Остаётся лишь догадываться - кто участвует в этом унизительном действе. Скорее всего, это родня со стороны жениха, которая и выбирает невесту для знатного (по всей видимости) господина. Сидящие на скамье перед девушкой прямо под окном (чтобы лучше было видно) женщины в народных костюмах внимательно и придирчиво рассматривают красавицу. Что ж, выбрать невесту знатному жениху - задача непростая, тут ошибиться нельзя: девушка должна быть красивой, здоровой и безо всяких внешних изъянов.
Под этими испытующими взглядами она смущается, испытывает неловкость, но речь не идёт о каком-либо крайнем унижении - через этот ритуал проходили многие потенциальные невесты. Две свахи вовсю расхваливают невесту. Рядом с родственницами - мать девушки. Она очень волнуется и даже подалась вперёд, как бы стремясь броситься к своему чаду, одеть её, обнять. Её успокаивает ласковым жестом сидящая рядом женщина (возможно, сестра невесты). Любопытная служанка подсматривает из-за дверного проёма, другая сидит неподалёку на лавочке - её задача помочь девушке одеться, когда смотрины будут завершены.
Светлый, лирический, полный чистоты и нежности образ невесты в то же время наполнен какой-то грустью: ведь мы не знаем - по любви ли она идёт под венец…
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!