Утверждают, что «отец народов» Иосиф Сталин был крайне скромным человеком. Да и множество фактов свидетельствует об том, что он категорически отказывался от чрезмерного восславления и восхваления своей персоны и, тем более, - увековечения своего имени.
Известна, например, реакция вождя на освещение в центральной печати 10-летнего юбилея его книги «Основы ленинизма», когда 10 апреля 1934 года на заседании Политбюро было принято вот такое любопытное решение:
«Принять следующее предложение тов.Сталина: «Объявить выговор редакциям «Правды» и «Известий» за то, что без ведома и согласия ЦК и автора объявили 10-летний юбилей книги тов. Сталина «Основы ленинизма» и поставили тем самым ЦК и тов. Сталина в неловкое положение».
Более того, Сталин отказывался от государственных наград либо не подчеркивал факт награждений.
Будучи награждёным 27 орденами и медалями, на своём повседневном кителе он носил одну-единственную награду - врученную ему в 1939 году к 60-летию звезду Героя Социалистического труда под № 1, ибо считал, что только её он достоин. А вот звезду Героя Советского Союза вплоть до окончания войны отказывался получать. Да и после того, как в июне 1945 года награждение всё же произошло, появлялся он с ней на людях крайне редко, полагая, что не сделал ничего геройского. Даже орден «Победа» в 1944 году Сталин получил лишь в третью очередь - после Жукова и Василевского, словно расставляя личностные приоритеты в военных заслугах перед страной.
Заметим, что китель с погонами генералиссимуса никогда не был им одет, да и в маршальском мундире с полным набором своих наград его можно увидеть лишь на одной фотографии и сделанном с неё художественном портрете.
Об этом же свидетельствует отношение Сталина к неоднократным послевоенным попыткам ближайшего окружения учредить орден его имени.
Первая такая была предпринята 22 июня 1945 года: тогда в Политбюро ЦК ВКП (б) поступило ряд предложений за подписью пяти видных советских государственных и военных деятелей (Молотов, Берия, Маленков, Ворошилов и Микоян) об увековечении заслуг Сталина. В частности, предлагалось наградить его орденом «Победа», присвоить звание Героя Советского Союза, учредить орден Сталина и соорудить Сталинскую Арку Победы при въезде в Москву на автостраде Москва - Минск.
Если с первыми двумя «лестными предложениями» вождь всё же согласился, то остальные были им отправлены в архив.
Вышла заминка и с генералиссимусом: вопрос о присвоении Сталину этого воинского звания обсуждался несколько раз, однако тот неизменно отклонял данное предложение.
Его убедил лишь Рокоссовский, выдвинув весомый аргумент:
«Пока Вы, товарищ Сталин, являетесь маршалом, формально Вы не можете приказывать другим маршалам Советского Союза».
В итоге на генералиссимуса Сталин согласился, но военную форму со специально разработанными для него погонами никогда не надевал. Заметим, что та при его жизни официально так и не была утверждена. Такой вот любопытный парадокс: фактический генералиссимус Советского Союза Сталин носил стандартный по покрою форменный генеральский (до введения погон) китель с маршальскими погонами!
Но соратники не успокоились. Когда в 1949 году в СССР широко отмечалось 70-летие Сталина, в числе многих мероприятий, которые планировалось осуществить в подготовительный период, снова возникла тема учреждения и награждения его персональным орденом.
Будучи уверенными, что на сей раз тот будет более благосклонен, художникам И.И.Дубасову, А.И.Кузнецову и Н.И.Москалёву заранее было поручено подготовить несколько эскизов награды. Те постарались. При этом основным элементом стал медальон с портретом Сталина в круге, ромбе или пятиконечной звезде. Однако при уже подготовленном проекте указа Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Сталина и статута награды проект был остановлен на стадии изготовления образцов в металле. Трудно сказать, почему это произошло. Вероятнее всего, по той же самой причине...
Вопрос об ордене Сталина ещё раз поднимался в 1953 году - сразу после смерти вождя.
Тогда были срочно изготовлены четыре экземпляра ордена (без использования драгоценных металлов): три отправили в Москву для утверждения основными членами Президиума ЦК КПСС, один остался на ленинградском Монетном дворе. За основу проекта был принят один из вариантов 1949 года, где портрет, вписанный в круг, положен на пятиконечную звезду, которая, в свою очередь, положена на золотой венок из дубовых и лавровых ветвей. Между лучами звезды - золотое сияние, а по кругу предполагалась надпись: «Генералиссимус СССР Сталин».
Но проект так и не был утверждён в связи с приходом к власти Хрущёва и мероприятиями по развенчанию культа личности Сталина.
Впрочем, продолжатели его дела всё-таки довели начатое до конца: практически такой же орден (правда, неофициальный) был учреждён в 1998 году т.н. Постоянным Президиумом Съезда народных депутатов СССР (его возглавляла Сажи Умалатова), и волна «награждений» (по некоторым данным, за плату) прокатилась по стране. Её не остановила даже появление в 2002 году административной ответственности за учреждение и изготовление знаков, имеющих внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, РСФСР и СССР.
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!