Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Канун судьбоносных событий. Часть 4-я. Защитники Веры Христовой готовы к решающей битве!

Оглавление

Окончание. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

Узнав о масштабных военных сборах, которые затеял Салах ад-Дин, намереваясь в ближайшее время вторгнуться в северо-восточные владения Иерусалимского королевства, Ги де Лузиньян издал указ об объявлении и последующем незамедлительном проведении всеобщего воинского призыва, носившего франкоязычное название – arrière-ban. Согласно положениям этого чрезвычайного документа, каждый житель королевства – мужчина в возрасте от 15 до 60 лет, способный держать оружие, обязан был в точный срок явиться к обозначенному месту общего сбора латинского воинства.

На призыв короля откликнулись все без исключения его вассалы – сеньоры, бароны и рыцари. В числе первых в Иерусалим привёл своё воинство Рено де Шатийон. Трансиордании одной из первых угрожало вторжение орд Саладина. Кроме того, «барон с большой дороги» давно мечтал сойтись с ненавистным ему султаном на поле боя.

На правах союзника и ленного владетеля Галилеи свой достаточно многочисленный вооруженный отряд привёл Раймунд III. Даже князь антиохийский – Боэмунд III, несмотря на заключенный с Саладином пакт о ненападении и нейтралитете, прислал полсотни рыцарей, пообещав, что вскоре Балдуин Ибелин приведёт ещё несколько сотен воинов. Забегая вперёд, следует отметить, что обещанная правителем Антиохии дополнительная помощь так и не была им отправлена.

Всех, кого только возможно для участия в решающей битве мобилизовали духовно-рыцарские Ордена тамплиеров и госпитальеров. Кандидат исторических наук Максим Владимирович Нечитайлов и его соавтор Евгений Александрович Гуринов – два современных российских медиевиста, длительное время скрупулёзно и тщательно изучавшие военную историю средневекового Латинского Востока, приводят в одном из своих исследований следующие данные.

По их подсчётам (на основе документальных свидетельств первоисточников) Великий магистр тамплиеров Жерар де Ридфор привёл с собой порядка 230 полностью экипированных и вооруженных конных воинов, а Вильгельм Борель – временный руководитель Ордена иоаннитов мобилизовал для решающей битвы около 300 братьев-госпитальеров[1].

В свою очередь французская писательница Марион Мелвиль, также длительное время изучавшая историю Ордена тамплиеров, полагает, что отряд храмовников, возглавляемый Жераром де Ридфором, насчитывал 250 отборных рыцарей. При этом автор отмечает следующую важную особенность. Потери, понесенные тамплиерами в битве у источника Крессон, привели к дефициту опытных кадров.

Король иерусалимский Ги де Лузиньян объявляет своим вассалам, вельможам, прочим подданным и союзникам о скором начале решающей войны против султана Салах ад-Дина. Здесь и далее по тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли Ги де Лузиньяна – новозеландский актёр венгерского происхождения Мартон Пол Чо́каш
Король иерусалимский Ги де Лузиньян объявляет своим вассалам, вельможам, прочим подданным и союзникам о скором начале решающей войны против султана Салах ад-Дина. Здесь и далее по тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли Ги де Лузиньяна – новозеландский актёр венгерского происхождения Мартон Пол Чо́каш
-3

Кроме того, Великому магистру пришлось увеличить общее количество братьев-сержантов, сержантов-наемников и местных наемников-пехотинцев, а также отозвать всех рыцарей и воинов Ордена из замков Палестины и Ливана. Лишь в составе гарнизонов Сафета, Тортосы и Газы осталось незначительное количество рыцарей-храмовников и сержантов[2]. В Иерусалиме – столице королевства, святом городе для всех христиан в цитадели Ордена Храма тамплиеров не осталось вовсе – все они по зову сердца, а также повинуясь приказу магистра, пошли сражаться с ненавистным Саладином!

Согласно данным Дэна Джонса – известного современного британского историка-медиевиста, общее количество тамплиеров и госпитальеров, присоединившихся к иерусалимскому войску, достигало нескольких сотен рыцарей, что составляло приблизительно третью часть всей тогдашней боевой силы Ордена Храма в государствах Латинского Востока[3].

Читателей наверняка интересует один из главных вопросов: сколько же всего рыцарей, профессиональных воинов, наёмников и прочих бойцов собрал под своими знамёнами Ги де Лузиньян? Скажем сразу, что абсолютно точного и достоверного ответа на сегодняшний день не существует. Диапазон разброса цифр, содержащихся в первоисточниках и трудах современных авторов, достаточно велик. Однако большое количество литературы по данной теме позволяет детально разобраться в данном вопросе, чтобы максимально точно определить соотношение сторон и последующее число потерь.

Сообщения мусульманских первоисточников о том, что армия Иерусалимского королевства насчитывала 50 000, 60 000 и даже 70 000 воинов[4], являются привычными методами возвеличивания масштаба и степени важности победы, одержанной объединенными силами исламского мира над христианским воинством. Кроме того, по мысли авторов, прославлявших подвиги и ратные доблести Салах ад-Дина, чем больше врагов он уничтожил, тем более великим полководцем он является.

Как это ни странно, но наибольшую и явно завышенную оценку численности армии крестоносцев среди авторитетных современных европейских историков-медиевистов приводит Жан Ришар, прежде всегда очень скептически относившийся к подобным пятизначным цифрам. По его данным Ги де Лузиньян собрал под своим началом 30 000 человек[5].

Могущественные иерусалимские сеньоры, влиятельные бароны и знатные рыцари составляли элитарную основу и костяк армии Ги де Лузиньяна. Так же элитой крестносного воинства, бесспорно, являлись опытные, бесстрашные, закалённые в предыдущих боях, осадах и походах братья-рыцари Ордена тамплиеров и госпитальеров (иоаннитов)
Могущественные иерусалимские сеньоры, влиятельные бароны и знатные рыцари составляли элитарную основу и костяк армии Ги де Лузиньяна. Так же элитой крестносного воинства, бесспорно, являлись опытные, бесстрашные, закалённые в предыдущих боях, осадах и походах братья-рыцари Ордена тамплиеров и госпитальеров (иоаннитов)
-5

Большинство современных историков-медиевистов, а также авторов, длительное время самым серьёзным образом изучавших эпоху Крестовых походов, считают, что общая численность иерусалимского войска (с учётом рыцарей тамплиеров и госпитальеров, а также сил Раймунда III) максимально составляла 20-22 тысячи человек. При этом собственно рыцарей было порядка 1200, конных сержантов и туркополов – около 4000, пехотинцев 15-18 тысяч, включая ополченцев[6].

Есть среди историков разных стран и эпох мнения, которые не совпадают с общепринятой оценкой большинства учёных мужей. Так, например, ряд авторов приводят сведения о том, что общее количество конных рыцарей в латинском войске составляло 2000 человек[7].

Кандидат исторических наук Максим Владимирович Нечитайлов и его соавтор Евгений Александрович Гуринов – современные российские медиевисты, длительное время скрупулёзно и тщательно изучавшие военную историю средневекового Латинского Востока, на основе сохранившихся документов и первоисточников произвели приблизительный подсчёт общей численности латинской кавалерии. Согласно данным их исследований и расчётов, всего в христианской армии с учётом туркополов и конных сержантов насчитывалось порядка 5500 вооружённых всадников[8].

Стивен Рансимен – известный современный британский профессор истории, признанный медиевист и ведущий специалист по изучению эпохи Крестовых походов характеризует численность крестоносной армии следующим образом: «К концу июня в лагере франков у Акры собрались 1200 полностью вооруженных рыцарей, большое количество легковооруженных всадников, полукровок туркополов и почти 10 000 пехотинцев»[9].

Наконец, есть отдельные авторы, которые полагают, что в действительности армия, которую возглавлял Ги де Лузиньян, насчитывала всего 12 000 человек[10]. В частности, британский историк-медиевист Келли Девриз в одном из своих трудов приводит данные о том, что под началом Ги де Лузиньяна во время решающей битвы против войска Саладина имелось 4000 всадников (включая рыцарей) и 8000 пехотинцев[11].

Какой бы из озвученных версий не придерживался тот или иной любитель истории (за исключением последних минимальных цифр), вывод напрашивается вполне определенный и существенный. Никогда прежде в истории Утремера и Иерусалимского королевства не собиралась воедино столь многочисленная и представительная армия. Даже участники достопамятного Первого крестового похода, самоотверженно осаждавшие Иерусалим в июле 1099 года, имели в своём распоряжении значительно меньшие по количеству и качеству силы.

Пешая рать иерусалимского воинства
Пешая рать иерусалимского воинства

Несмотря на то, что Ги де Лузиньян, образно выражаясь, вошёл в «Книгу рекордов Гиннесса» как монарх, собравший под своими знамёнами самое большое католическое воинство в истории Латинского Востока, иерусалимский государь ещё на стадии сбора армии допустил несколько непростительных стратегических ошибок. На них в своём комментарии указывает Альбер Шамдор – известный французский специалист по исследованию истории, культуры и религии средневекового Ближнего Востока:

«Поспешная мобилизация всех франкских сил привела к тому, что в городах и крепостях Палестины остались только женщины, дети да старики. Безусловно, король Иерусалима сумел собрать одну из самых больших армий за всю историю крестовых походов. Но в тылу он не оставил никого, способного в случае необходимости преградить дорогу курдскому завоевателю, если тому удастся победить королевские войска. Со стороны Ги не предусмотреть эту возможность было большой ошибкой. Решать судьбу восточно-христианского королевства на одном поле битвы – конечно, непростительная глупость»[12].

Даже имея под своим началом около двух десятков тысяч воинов, правитель «Святого города» не чувствовал уверенности в конечном успехе судьбоносной кампании. Заручившись поддержкой всех союзников и вассалов, на которых только можно было рассчитывать, Ги де Лузиньян для пущей уверенности, «дополнительного заряда храбрости и оптимизма» настойчиво склонял патриарха католической иерусалимской церкви к личному участию в предстоящем походе.

Собственно, согласно существовавшей традиции во время решающих битв, походов и осад глава всех католиков Иерусалима и Утремера всегда присутствовал при крестоносном войске вместе с Истинным Крестом Господним. Однако патриарх Ираклий с самого начала мобилизационных мероприятий «отмазывался» от личного своего участия в решающей и эпической битве двух миров – исламского и католического.

Главный церковный иерарх Утремера, сославшись на свой почтенный возраст, многочисленные хвори, которые одолевали его немощное тело, общую слабость и хроническое недомогание, предпочёл остаться в «Святом городе». Малодушный патриарх заверил короля, что будет денно и нощно молиться за победу «Святого воинства Христова» над магометанскими нечестивыми ордами.

Истинный Крест Господень «болящий» патриарх доверил сопровождать двум своим сыновьям – епископам Акры и Лидды. Оба этих высокопоставленных прелата были рождены во грехе и пороке, а потому не имели права возглавлять столь ответственные епархии. Дело в том, что оба сына Ираклия были рождены вне брака от его любовниц. Как известно, католические иерархи обязаны были самым строжайшим образом соблюдать целибат – обет безбрачия и сексуального воздержания.

Многие из прихожан и участников предстоящего похода увидели в поступках своего патриарха не просто недопустимую порочность и греховность «высокочтимого отца церкви». Отказ сопровождать войско, отправлявшееся на защиту «Святого города», истиной веры католической, храма Святого Гроба Господня и прочих святынь палестинских, многие жители Иерусалимского королевства расценили как малодушное кощунство патриарха и предвестие большой беды.

Заканчивая эпизод, связанный с уклонением Ираклия от одной из своих главных, непреложных, почётных и основных обязанностей, а также завершая сегодняшнюю публикацию, её автору хотелось бы привести весьма показательный и исчерпывающий комментарий известного современного израильского историка Петра Ефимовича Люкимсона:

«Отсутствие патриарха было встречено в армии скабрезными шутками – все знали, что в лучшие свои годы Ираклий не пропускал мимо себя ни одной юбки, а теперь старый сластолюбец ревновал всех и каждого к новой юной любовнице и не решался оставить её одну в городе. Однако некоторые историки убеждены, что патриарх предчувствовал поражение и попросту спасал свою шкуру»[13].

Истинный Крест Господень (Крест Животворящий) на протяжении всей истории Иерусалимского королевства был главнейшей её реликвией и святыней, которую непременно брали в походы и битвы, от исхода которых зависела судьба «Святого города» и всего Утремера
Истинный Крест Господень (Крест Животворящий) на протяжении всей истории Иерусалимского королевства был главнейшей её реликвией и святыней, которую непременно брали в походы и битвы, от исхода которых зависела судьба «Святого города» и всего Утремера
-8
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9. С. 16.

[2] - Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Марион Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2006. С. 127.

[3] - Джонс Д. Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена / Дэн Джонс; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

[4] - Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 338;

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 134-135;

- Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9. С. 16.

[5] - Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002. С. 171.

[6] - Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависа и А. Рамбо. – Смоленск: Русич, 2001. С. 307;

- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 158;

- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 338;

- Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 385;

- Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 111, 119;

- Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67. С. 13;

- Донец И. Битва при Хаттине 1187 год // Военно-исторический альманах «Новый солдат», 2002. – №12. С. 44.

[7] - Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 238;

- Успенский Ф. И. История Крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2000. С. 134;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 152;

- Хлевов А. А. Хаттин // Величайшие битвы средних веков: Сборник. – М.: Эксмо, Яуза, 2009. С. 190.

- Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 134.

[8] - Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9. С. 16.

[9] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 460.

[10] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 120.

[11] - Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008. С. 96.

[12] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 152.

[13] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 135.

-9
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.

Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) – известный российский и советский историк, антрополог, археолог, философ, преподаватель, академик АН СССР, специалист по истории Византии и Средневековья, автор фундаментального трёхтомного труда «История Византийской империи», а также «Истории крестовых походов» – первого в России исторического исследования, посвящённого данной тематике.

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Эрнест Лависс (1842-1922) – французский профессор истории; член Французской академии. Длительное время был заместителем по кафедре истории Средних веков в Парижском университете. Значительное место в научной деятельности Эрнеста Лависса занимала совместная работа с профессором А. Н. Рамбо работа по подготовке и редактированию многотомных коллективных трудов по всеобщей истории и истории Франции. В соавторстве с Альфредом Рамбо работал над выпуском и редакцией фундаментального труда «Эпоха крестовых походов».

Альфред Николя Рамбо (1842-1905) – известный французский профессор истории, много лет работавший и преподававший на кафедрах истории в университетах Парижа, Кана и Нанси. В 1896-1898 гг. занимал должность министра народного просвещения Франции. Специализировался на истории Византии, политической истории России и Германии.

Альфред Рамбо являлся почётным иностранным членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и членом Академии моральных и политических наук. Совместно с профессором Эрнестом Лависсом занимался редакцией многотомного коллективного издания под названием «Всеобщая история с IV столетия до нашего времени», а также выпустил фундаментальный труд «Эпоха крестовых походов».

Жан Бартельми Ришар (1921-2021) – известный французский историк-медиевист, признанный специалист по эпохе Средневековья, профессор истории и литературы. За свою долгую жизнь занимал много должностей: возглавлял кафедру истории Бургундии, был деканом Факультета искусств, сначала являлся почётным членом Академии надписей и изящной словесности, а затем стал её президентом.

Жан Ришар длительное время был бессменным почётный президентом Общества изучения крестовых походов и Латинского Востока. Он является автором многочисленных фундаментальных трудов, монографий, статей и публикаций оп истории государств латинского Востока, эпохи Крестовых походов, миссии католической церкви в эпоху Средневековья, а также по истории Кипрского королевства и Бургундского герцогства.

Бернгард фон Куглер (1837-1898) – ведущий немецкий историк, профессор, специализировавшийся по изучению эпохи Крестовых походов. Его фундаментальный труд – «История крестовых походов» был впервые опубликован в 1875 году. Однако и сегодня эта книга считается среди историков-медиевистов одной из лучших обобщающих работ о крестовых походах.

Дэниел (Дэн) Джонс (род. 1981) – один из самых молодых и перспективных британских историков-медиевистов. Основными направлениями его изысканий является история Средневековой Англии и Европы, а также история рыцарских духовных орденов. Большинство его произведений, ряд из которых переведены на русский язык, получили широкое положительное признание критиков, исторических редакторов-консультантов, а также широкой читательской аудитории.

Наиболее известными трудами Дэна Джонса являются следующие книги по средневековой истории: «Тамплиеры: рождение и гибель великого ордена», «Плантагенеты. Короли и королевы, создавшие Англию», «Война Алой и Белой розы. Крах Плантагенетов и воцарение Тюдоров», «Крестоносцы. Полная история», «Силы и престолы: Новая история Средних веков».

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Александр Алексеевич Хлевов (род. 1969) – известный российский историк, специалист широкого гуманитарного профиля, культуролог, архивист. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Член редакционного совета нескольких ведущих научно-исторических журналов, автор более 150 научных публикаций, в том числе 12 монографий.

Александр Алексеевич считается признанным специалистом в области изучения истории и археологии Северной Европы эпохи викингов и Раннего Средневековья, а также общей истории и культуры европейского средневековья. Много работ он посвятил источниковедению и изучению документов периода Раннего Средневековья, археографии, военному документоведению. В настоящее время активно изучает вопросы военной истории Древнего Мира, Средневековья и Раннего Нового Времени.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОЗДАНИИ ДАННОГО ЦИКЛА ПУБЛИКАЦИЙ:

Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024.

Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023.

Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003.

Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019.

Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013.

Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9.

Гуринов Е. А., Нечитайлов М. В. Армии франкских государств Сирии и Палестины 1100-1205 гг.: численность // Военно-исторический журнал «Воин», 2001-2010. – №9.

Девриз К. Великие сражения крестоносцев 1097-1444 / Келли Девриз, Мартин Догерти, Йен Дикки, Филлис Джестайс, Крис Йоргенсен, Майкл Павкович; [пер с англ. А. Колина]. – М.: Эксмо, 2008.

Джонс Д. Тамплиеры: Рождение и гибель великого ордена / Дэн Джонс; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2022.

Донец И. Битва при Хаттине 1187 год // Военно-исторический альманах «Новый солдат», 2002. – №12.

Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020.

Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016.

Маалуф А. Крестовые походы глазами арабов / Пер. с франц. И. Л. Лащука по изданию Amin Maalouf. Les croisades vues par les arabes. Paris, 1983.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Марион Мельвиль; пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2006.

Мишо Ж.-Ф. История Крестовых походов / Перевод, составление и научная редакция А. П. Левандовского. – М.: Вече, 2005.

Ньюман Ш. Подлинная история тамплиеров / Шаран Ньюман; [перевод с англ. В. И. Генкина]. – М.: Книжный Клуб 36.6, 2008.

Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. – СПб.: «Евразия», 2001.

Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020.

Рестон Д. Священное воинство / Пер. с англ. С. С. Луговского. – М.: ООО АСТ; Хранитель, 2008.

Рид П.П. Тамплиеры / Пирс Пол Рид; пер. с англ. В. М. Абашкина. – М.: ACT: Астрель, 2010.

Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002.

Успенский Ф. И. История Крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2000.

Харитонович Д. Э. История Крестовых походов. – М.: Мир энциклопедий Аванта +; Астрель; ВКТ; ОГИЗ, 2009.

Хаттин, 1187 // 100 битв, которые изменили мир, 2012. – № 67.

Хлевов А. А. Хаттин // Величайшие битвы средних веков: Сборник. – М.: Эксмо, Яуза, 2009.

Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018.

Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависа и А. Рамбо. – Смоленск: Русич, 2001.

Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013.

The conquest of Jerusalem and the Third Crusade: sources in translation // by Peter W. Edbury. – Aldershot; Brookfield, USA: Ashgate, 1998.

-11

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Канун судьбоносных событий» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Последние шаги к вершине абсолютной власти

Часть 2-я. Фатальное безрассудство Рено де Шатийона

Часть 3-я. Султан против Ордена тамплиеров

Часть 4-я. Защитники Веры Христовой готовы к решающей битве!

-12

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ СУЛТАНА САЛАХ АД-ДИНА, ГИ ДЕ ЛУЗИНЬЯНА, РЕНО ДЕ ШАТИЙОНА И ДРУГИХ ГЕРОЯХ ЭТОЙ И ПРЕДЫДУЩИХ СТАТЕЙ БУДЕТ РАССКАЗАНО В СЛЕДУЮЩЕМ ЦИКЛЕ ПУБЛИКАЦИЙ «Битвы цивилизаций: Хаттин, 1187»

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)