Найти в Дзене
Generalissimus

Хроники Саладина. Канун судьбоносных событий. Часть 2-я. Фатальное безрассудство Рено де Шатийона

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке По традиции, очередную публикацию, одним из главных героев которой будет Рено де Шатийон, начнём с эпиграфа. Представленный фрагмент известного произведения «Крестоносцы» весьма наглядно и объективно характеризуют главные качества этого наиболее колоритного и противоречивого персонажа, оказавшего самое непосредственное влияние на судьбу Иерусалимского королевства. «…варварство прослеживается в поступках и деяниях Рено де Шатийона, ставшего настоящим олицетворением всей грубости и жестокости своего времени. Среди крестоносцев этот человек представлял тип авантюриста, готового на все, которого можно найти в армиях всего мира в любую эпоху, который, кажется, был рожден, чтобы сражаться, неспособный ни на что другое, кроме как грабить и резать»[1]. Известная французская историческая писательница, признанный медиевист – Режин Перну была права в том, что «визитной карточкой» Рено де Шатийона стала его нео
Оглавление

Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке

По традиции, очередную публикацию, одним из главных героев которой будет Рено де Шатийон, начнём с эпиграфа. Представленный фрагмент известного произведения «Крестоносцы» весьма наглядно и объективно характеризуют главные качества этого наиболее колоритного и противоречивого персонажа, оказавшего самое непосредственное влияние на судьбу Иерусалимского королевства.

«…варварство прослеживается в поступках и деяниях Рено де Шатийона, ставшего настоящим олицетворением всей грубости и жестокости своего времени. Среди крестоносцев этот человек представлял тип авантюриста, готового на все, которого можно найти в армиях всего мира в любую эпоху, который, кажется, был рожден, чтобы сражаться, неспособный ни на что другое, кроме как грабить и резать»[1].

Известная французская историческая писательница, признанный медиевист – Режин Перну была права в том, что «визитной карточкой» Рено де Шатийона стала его необузданная натура, склонность к разного рода беззаконным авантюрам, от которых страдал не только он сам и его воины, но и Иерусалимское королевство.

Бесконтрольные грабежи, совершаемые с особой жестокостью, а порой с кощунственным цинизмом, грубейшее нарушение дипломатических, торговых и религиозных договоренностей, алчность и кровожадность, полнейшее отсутствие понятия о дисциплине, чести и повиновении сюзерену – все эти и многие другие черты характера и личности Рено де Шатийона оправдывали два самых известных его прозвища – «барон с большой дороги» и «Волк Керака»[2].

Своим разбойничьим беспределом, дерзкой разнузданностью и беспринципно-вызывающими грабежами сеньор Трансиордании[3] уже неоднократно сильно подставлял своих предшествующих сюзеренов – Балдуина IV и Балдуина V. Теперь пришёл черёд отвечать за систематические шевоше и экспроприации барона де Шатийона его новым покровителям и государям – королеве Сибилле и её супругу-соправителю Ги де Лузиньяну.

В предыдущих циклах публикаций говорилось о том, что в период регентства Раймунда III между ним и Салах ад-Дином было заключено перемирие сроком на четыре года. Убедившись на практике, что граф Триполи исполняет свои обязательства, а «Волк Керака» засел безвылазно в своём логове, из Египта и Магриба (мусульманских стран Северной Африки) через владения Иерусалимского королевства потянулись вереницы торговых караванов в Дамаск, Алеппо и Багдад.

Купцы, путешественники и паломники из Малой Азии, Закавказья, Персии, Багдадского (Аббасидского) халифата двинулись большими и малыми группами в Аравию. Трансиордания и Галилея[4] вновь стали оживленным перекрестьем ближневосточных сухопутных путей, связывавших Европу, Северную Африку, Кавказ, Малую и Центральную Азию, державы Утремера[5], Аравийский полуостров и далёкую Индию.

Здесь и далее по тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли Рено де Шатийона ирландский актёр Брендан Глисон
Здесь и далее по тексту размещены кадры из фильма из «Царство небесное» (Производство: США, Великобритания и Германия. 2005 год; режиссёр – Ридли Скотт, автор сценария – Уильям Монахан). В роли Рено де Шатийона ирландский актёр Брендан Глисон

Но скоро этой взаимовыгодной идиллии настал конец. И виновником очередного обострения и без того непростых отношений между исламским и католическим миром вновь стал Рено де Шатийон. Когда Сибилла и Ги де Лузиньян расплачивались со своими сторонниками, которые помогли им занять иерусалимский престол, сеньор Трансиордании остался недоволен своим вознаграждением.

Ему передали в управление несколько ленных владений баронов, не пожелавших служить новым государям Иерусалима и перешедших на службу к князю Антиохии. Земли, доставшиеся Рено, требовали постоянной заботы, внимания и вложения немалых средств для орошения, дополнительного возделывания, удобрения и т.д. Как уже наверняка догадался читатель, углубленное освоение сельскохозяйственной науки с учётом особенностей климата и ландшафта Палестины не входило в планы барона де Шатийона.

Посчитав себя незаслуженно обойденным при раздаче поощрений и наград, Рено пошёл по пути наименьшего сопротивления. Он решил компенсировать свои несбывшиеся ожидания и упущенную выгоду самым лёгким, отлично проверенным, максимально прибыльным и надёжным способом. «Волк Керака» и его бойцы, заскучавшие без «настоящего и прибыльного дела» в очередной раз вышли на самые оживленные караванные пути.

В декабре 1186 года из Каира в Дамаск направился большой караван, который вёз в сирийскую столицу и товары на продажу, и груз, принадлежащий Салах ад-Дину. Памятуя о прошлых разбойничьих налётах Рено, караванщики сделали приличную петлю, чтобы миновать Керак на почтительном расстоянии. Однако эти меры предосторожности не спасли египетских подданных Саладина.

В наиболее удобном месте для устройства засады неистовый барон де Шатийон, разделив своё воинство на два отряда, внезапно атаковал каирский караван, окружив его с двух сторон в узкой гористой теснине. Грабители перебили всех охранников и мужчин, оказавших сопротивление, либо имевших при себе оружие. Весь захваченный груз и пленников, а также верблюдов, лошадей и прочий тягловый скот Рено увёл в Эль-Керак.

Общая стоимость одних только товаров, а также груза, предназначавшегося Саладину, составила баснословную по тем временам сумму – почти 200 000 золотых динаров! А ведь ещё несколько тысяч золотых монет моно было вполне выручить за продажу лошадей и верблюдов. Кроме того, за знатных пленников можно было смело назначать солидный выкуп, а простолюдинов продать оптом скупщикам «живого товара» – работорговцам или их посредникам.

Что касается знатных пленников, то по сведениям ряда европейских авторов Рено де Шатийон в числе прочих египтян захватил сестру Салах ад-Дина, которая путешествовала в закрытом паланкине. В арабских первоисточниках эта информация не подтверждается. Выдающийся отечественный историк, профессор, академик, известный византинист Фёдор Иванович Успенский в одном из своих фундаментальных трудов сообщает о том, что Рено де Шатийон пленил мать Саладина[6].

-3

Относительно эпизода, связанного с пленением родственницы владыки Ближнего Востока, современный израильский историк и автор наиболее подробной биографии Салах ад-Дина – Пётр Ефимович Люкимсон приводит следующий очень подробный и аргументированный комментарий: «Почти все источники сходятся в том, что среди тех, кто находился в этом караване, была близкая родственница Салах ад-Дина, но вот кто именно, точных сведений нет. Одни авторы утверждают, что это была одна из некогда любимых жен султана, который, охладев, решил отослать ее в почетную ссылку. Другие – что это была «любимая сестра» Салах ад-Дина. Третьи – что речь идет о его восьмидесятилетней тетке со стороны отца…»[7]

Стоит подчеркнуть ещё раз, что в арабских первоисточниках ничего не говорится о пленении Рено какой-либо близкой родственницы сирийского султана. Зато практически все средневековые мусульманские хронисты с различной степенью эмоциональной окрашенности и при помощи разных слов описывают наиболее кощунственный (с их точки зрения) эпизод.

Когда пленные караванщики напомнили барону де Шатийону, что между Иерусалимским королевством и державой Саладина заключено перемирие, а потому их – верноподданных султана следует немедленно освободить и отпустить. В ответ Рено громко и протяжно расхохотался: «Вы верите в Мухаммеда, так вот пусть он придёт и защитит вас!»[8]

Итак, самое удачное в плане добытых трофеев и добычи грабительское нападение Рено де Шатийона в совокупности «тянуло сразу на несколько тяжких статей». Сеньор Трансиордании вероломно нарушил перемирие, ограбил подданных Саладина и самого султана, пленил мирных мусульман (в том числе и родственницу ближневосточного владыки), а также позволил себе богохульство в адрес Пророка Мухаммеда.

По мнению одного из главных исторических консультантов сегодняшней публикации – Петра Люкимсона «беспредельщик» барон де Шатийон и его подельники запятнали себя ещё одним постыдным и особо тяжким преступлением: «…есть версии, что солдаты Рено убили часть пленников, а женщин, включая родственницу Салах ад-Дина, подвергли групповому изнасилованию. <…> Согласно как мусульманским, так и европейским хроникам, Рено вообще отличался зверской жестокостью по отношению к пленникам-мусульманам. Одной из любимых его забав было сбрасывать этих пленников вниз головой со стены Крака-де-Моав»[9].

Поскольку на данный момент нет каких-либо точных письменных свидетельств о том, что пленная родственница султана подверглась сексуальному насилию, нет смысла углубляться в разбор и критический анализ этой версии. И без фактов изнасилования пленниц и жесточайшего обращения с захваченными подданными Салах ад-Дина на совести Рено де Шатийона накопилось столько преступлений и злодеяний в отношении мусульман, что он уже фактически под писал себе смертный приговор.

Современный российский автор Александр Владимирович Владимирский эпизод с пленением родственницы султана преподносит совсем иначе: «Среди пленниц была и сестра Саладина. Она не пострадала и была отпущена, но Рено де Шатийон отнял у нее драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Когда об этом узнал султан, он поклялся убить Рено собственными руками»[10].

Примечательно, что ни в одном из наиболее авторитетных восточных первоисточников – арабских, тюркских или персидских нет никаких намёков на пленение какой-либо родственницы, а тем более на её изнасилование. Известный курдский историк Ибн аль-Асир в своей хронике описывает злодеяние «барона с большой дороги» и ответную реакцию Салах ад-Дина следующими лаконичными фразами:

«Арнат [Рено де Шатийон] нарушил перемирие и напал на караван, захватил груз – оружие и животных, а пленников бросил в тюрьму. Саладин слал ему письма, упрекая в предательстве и угрожая репрессиями, если он не освободит людей и не вернет им их собственность. Граф отказался. Тогда Саладин поклялся, что, если этот франк когда-нибудь попадет к нему в руки, он убьет его, и это убийство будет угодно Аллаху»[11].

-4

Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим – духовный наставник, доверенный советник, частый собеседник и биограф Саладина, посвятивший султану самый известный исторический средневековый панегирик, также ни словом не обмолвился о сестре повелителя или иной родственнице, оказавшейся в руках сеньора Трансиордании.

В частности Баха ад-Дин про интересующие нас события в своём труде сообщает читателям следующую информацию: «…этот человек [Рено де Шатийон] напал на караван, нарушив свою клятву, и убил (многих) людей. Тщетно путники умоляли его сжалиться над ними ради Бога, напоминая ему о мирном договоре, заключенном им с мусульманами. В ответ он лишь оскорблял Святого Пророка. Узнав об этом, султан, повинуясь религиозному долгу и желанию защитить свой народ, дал клятву, что убьет этого человека, когда тот окажется в его власти»[12].

Выражаясь современным криминальным жаргоном, Рено де Шатийон был «безбашенным» типом, неоправданная жестокость которого периодически зашкаливала, а необузданные, разнузданные, неуправляемые и неконтролируемые поступки его нередко приближались к определению «полный беспредел». Однако огульно и бездоказательно «шить» сеньору Трансиордании самые презираемые в криминальном мире уголовные статьи и деяния, всё-таки не следует.

Следует отдать должное выдержке, хладнокровию и дипломатическому такту правители Египта и Сирии. Он не пошёл тотчас войной на владения Иерусалимского королевства, а отправил официальное посольство в «Святой город», обратившись к Ги де Лузиньяну с просьбой о восстановлении попранной справедливости. Салах ад-Дин просил, чтобы ему вернули отнятое имущество, отпустили на свободу его подданных и компенсировали причиненные убытки.

Монарх иерусалимский полностью признал обоснованность и законность требований повелителя мусульманского Ближнего Востока. Король потребовал, чтобы сеньор Трансиордании выполнил все условия султана. Рено де Шатийон совершенно не уважал своего сюзерена и ничуть не боялся его, а потому дерзко ответил, что не признаёт никаких договоренностей с сарацинами, а на своей земле он является таким же абсолютным и полновластным господином, как и Ги де Лузиньян в своих иерусалимских владениях[13].

Известный отечественный медиевист, профессор, кандидат исторических наук – Дмитрий Эдуардович Харитонович считает, что помимо требований о возмещении ущерба, выплате компенсации и немедленного освобождения пленников, Саладин настаивал на том, чтобы король самым суровым образом наказал своего непутёвого и зарвавшегося вассала[14]. В других источниках эта информация не находит ни подтверждения, ни опровержения.

Как бы то ни было, Ги де Лузиньян ничего не смог поделать со своим строптивым, предерзостным, своенравным и разнузданным бароном, который почти нескрываемым презрением относился к собственному государю-сюзерену. Признаваясь и расписываясь в своем бессилии, правитель Иерусалима в послании, отправленном Салах ад-Дину, сетовал на то, что не имеет на своеволие Рено де Шатийона никакой действенной и эффективной управы.

-5

Жалкий и невнятный извинительно-оправдательный лепет Ги де Лузиньяна, конечно же, не удовлетворил султана. Теперь, когда все общепринятые дипломатические процедуры и протоколы были соблюдены, Салах ад-Дин имел полное право взяться за оружие, чтобы наказать дерзкого и давнего своего обидчика. Приготовления владыки Египта и Сирии к масштабным боевым действиям ещё не означали официального объявления войны Иерусалимскому королевству.

Однако Рено де Шатийон был вассалом Ги де Лузиньяна, и король нёс за его действия, в том числе и за преступления, персональную ответственность. Очередная безрассудная грабительская выходка «барона с большой дороги» де-факто поставила Иерусалимскую державу на грань войны с самым могущественным, влиятельным и всесильным правителем исламского Ближнего Востока. И речь шла не просто о масштабных боевых действиях, а о джихаде – священной войне мусульман против католиков Утремера.

Узнав о том, что Салах ад-Дин собирает многотысячное войско для похода против Иерусалимского королевства, мирные договоры с султаном поспешили заключить Боэмунд III и Раймунд III. Женой графа Триполи была Эскива II де Бюр – княжна Галилеи. Вполне обосновано Раймунд III тревожился за обширные владения своей супруги.

Галилея неоднократно становилась ареной противостояния Саладина и иерусалимских королей. В свою очередь, Боэмунд III опасался, что разорив владения Рено де Шатийона и Ги де Лузиньяна, ближневосточный владыка запросто может часть своего войска послать для грабежей в земли княжества Антиохийского.

Салах ад-Дин охотно заключил договор о нейтралитете (ненападении на владения друг друга) с Боэмундом III, а с графом Триполийским правитель Сирии и Египта заключил самый настоящий военно-политический союз. Раймунд III обязался не участвовать в войнах против Саладина на стороне Ги де Лузиньяна и Рено де Шатийона, а султан дал слово, что его воины не разорят города, поселения и сельскохозяйственные угодья Галилеи.

В своих обещаниях Салах ад-Дин пошёл ещё дальше. Он был готов поддержать притязания Раймунда III, если тот однажды решит стать правителем Иерусалимского королевства. Известный современный британский историк-медиевист и ведущий специалист по изучению эпохи Крестовых походов открыто осуждает графа Триполи за его излишне тесные сепаратные дипломатические контакты с Саладином, откровенно высказывая своё мнение о том, что какой бы разумной ни была политика Раймунда III, от неё явно попахивало предательством[15].

Главный исторический эксперт сегодняшней публикации – Пётр Люкимсон более осторожен в своих оценках. Характеризуя взаимоотношения графа Триполи и сирийского султана, он пишет следующее: «Раймунд часто встречался с Салах ад-Дином для улаживания различных конфликтов между ним и Иерусалимским королевством, и их отношения были, мягко говоря, неоднозначными. С одной стороны, и Салах ад-Дин, и граф Раймунд во время этих встреч яростно отстаивали интересы своих сторон.

С другой – они симпатизировали друг другу, и каждый умел отдать должное достоинствам противника. В какой-то степени они даже были друзьями. Возможно, начало этой дружбе было положено еще в 1165 году, когда Раймунд Триполийский провел восемь месяцев в плену у правителя Дамаска Нур ад-Дина, в ближайшее окружение которого как раз в это время входил молодой Салах ад-Дин. И все же не надо обольщаться: у каждого из них был свой, специфический взгляд на эту дружбу»[16].

Согласно замыслам сценариста и режиссёра фильма, главный маршал (марешаль) Иерусалимского королевства Тиберий является собирательным образом и, прежде всего, прототипом Раймунда III. В роли маршала Тиберия (Раймунда III Триполийского) известный британский актёр Джереми Джон Айронс
Согласно замыслам сценариста и режиссёра фильма, главный маршал (марешаль) Иерусалимского королевства Тиберий является собирательным образом и, прежде всего, прототипом Раймунда III. В роли маршала Тиберия (Раймунда III Триполийского) известный британский актёр Джереми Джон Айронс

Великий магистр Ордена тамплиеров, узнав о тайных договоренностях Саладина и Раймунда III, настоял на том, чтобы король иерусалимский отнял у потенциального предателя Галилею. Ги де Лузиньян объявил общий сбор военных отрядов своих вассалов в Назарете, намереваясь осадить Тиберию[17] – главный город Галилеи, где в данный момент находился граф Триполи.

К счастью, до кровавой междоусобицы дело не дошло. В назревающий масштабный конфликт вовремя вмешался Балиан II Ибелин. Он убедил недальновидного короля в том, что у графа Триполи войско ничуть не меньше королевской рати, а если на помощь Раймунду III свои отряды пришлёт Салах ад-Дин, то Ги де Лузиньян сам останется в численном меньшинстве.

Испугавшийся король согласился уладить дело миром при посредничестве Балиана II. Узнав, что монарх пошёл на попятную, приободрившийся граф Триполи потребовал возвращения ему Бейрута. Тут жадность возвратила Ги де Лузиньяну утраченное мужество и воинственность. Он заявил, что требования Раймунда III непомерно высокие, и продолжил подготовку к вторжению в Галилею.

Тогда Балиан II Ибелин, обращаясь к королю, произнёс фразу, которая окончательно предотвратила гражданскую войну: «Ваше величество, вы уже потеряли своего лучшего рыцаря – сеньора Рамлы – моего брата Балдуина. Если вы еще потеряете помощь и советы графа Раймунда, то вашему царствованию наступит конец»[18].

Ряд авторов неоднократно подмечали одну интересную особенность характера Ги де Лузиньяна: он очень часто соглашался с мнением тех собеседников, которые твёрдо, решительно и настойчиво говорили с ним, не взирая на его королевские регалии и монарший статус[19]. Вот и на этот раз правитель «Святого города» вновь изменил свои намерения.

Он отправил в Тиберию посольство, в состав которого вошли Балиан II Ибелин архиепископ Тира, а также Великие магистры Орденов тамплиеров и госпитальеров. Целью этой дипломатической миссии было предварительное обсуждение с графом Триполи условий мирного договора, который предстояло заключить Ги де Лузиньяну и Раймунду III, чтобы положить конец губительному их противостоянию.

Масштабной междоусобицы в самый последний момент удалось избежать. Однако известный курдский средневековый историк Ибн аль-Асир очень точно подметил в одной из своих хроник удручающее положение дел, сложившееся ранней весной 1187 года во владениях Иерусалимского королевства: «Итак, между христианами начались распри. Это стало одной из основных причин, позволивших правоверным [мусульманам] отвоевать их страны и вернуть себе Иерусалим»[20].

Тиберий (Раймунд III, граф Триполи) и барон Балиан II Ибелин. В роли Балиана британский актёр Орландо Джонатан Бланчард Блум
Тиберий (Раймунд III, граф Триполи) и барон Балиан II Ибелин. В роли Балиана британский актёр Орландо Джонатан Бланчард Блум
-8
ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] - Перну Р. Крестоносцы. Перевод с французского: Карачинский А. Ю. и к.и.н. Малинин Ю. П. / Научный ред. к.и.н. Малинин Ю. П. – СПб.: «Евразия», 2001. С. 111.

[2] - Керак – название средневековой палестинской крепости. Учитывая специфические лингвистические и морфологические особенности перевода географических названий с арабского на русский язык, очень часто наряду с общепринятым наименованием Эль-Карак встречаются и другие варианты этого наименования – Эль-Керак, Карак, Аль-Карак. Франкоязычные крестоносцы называли этот замок Крак-де-Моав. Город Эль-Карак существует и сегодня, он расположен в западной части Иордании.

[3] - Трансиордания – историческое название обширного ближневосточного региона, лежащего к востоку от реки Иордан. В средние века сеньория Трансиордания, входившая в состав Иерусалимского королевства, занимала территории, лежавшие на 50-70 км восточнее и северо-восточнее Мёртвого моря – центральные районы западной части современной Иордании.

[4] - Галиле́я – древнейшая историческая область, расположенная на севере современного Израиля, близ границы с Ливаном. С западной стороны ограничена Средиземным морем, с южной – Изреельской долиной. Восточной границей Галилеи считается Иорданская долина.

[5] - термин Утремер (иначе – Отремер или Утреме) в дословном переводе с французского языка (Outre-mér) означает «Земля за морем». До эпохи Крестовых походов определение Утремер обозначало какую-либо далёкую заморскую территорию без указаний на конкретное море или страну. После завершения Первого крестового похода термин Утремер приобрёл конкретную географическую привязку. Именно этим определением – Утремер европейцы, говорившие на французском языке, в последней четверти ХII века называли государства, созданные крестоносцами на территории Сирии, Леванта и Палестины – Иерусалимское королевство, княжество Антиохийское и графство Триполи.

[6] - Успенский Ф. И. История Крестовых походов. – СПб.: Евразия, 2000. С. 134.

[7] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 129.

[8] - Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 154;

- Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 148.

[9] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 129.

[10] - Владимирский А. В. Саладин – победитель крестоносцев / Александр Владимирский. – М.: Вече, 2023. С. 102.

[11] - Габриэли Ф. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама в Средние века / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центр полиграф, 2019. С. 132-133.

[12] - Баха ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафии ибн Тамим. Саладин: Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: Диля, 2024. С. 112.

[13] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 383;

- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство / Пер. с фр. А. Ю. Карачинского; Вступ. ст. С. В. Близнюк. – СПб.: «Издательская группа Евразия», 2002. С. 169.

[14] - Харитонович Д. Э. История Крестовых походов. – М.: Мир энциклопедий Аванта +; Астрель; ВКТ; ОГИЗ, 2009. С. 130.

[15] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 455.

[16] - Люкимсон П. Е. Саладин / Петр Люкимсон; послесл. Ч. Гусейнова. – М.: Молодая гвардия, 2016. С. 127.

[17] - Тиберия (иначе – Тивериада) – средневековое латинское название современного израильского города Тверия (Тиверия).

[18] - Рансимен С. Завоевания крестоносцев. Королевство Балдуина I и франкский Восток / Пер. с англ. А. Б. Давыдовой. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2020. С. 456.

[19] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 383-384.

[20] - Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 332.

-9
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:

Фёдор Иванович Успенский (1845-1928) – известный российский и советский историк, антрополог, археолог, философ, преподаватель, академик АН СССР, специалист по истории Византии и Средневековья, автор фундаментального трёхтомного труда «История Византийской империи», а также «Истории крестовых походов» – первого в России исторического исследования, посвящённого данной тематике.

Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».

Джеймс Кокран Стивенсон Рансимен (1903-2000) – известный британский историк-медиевист, византинист. Профессор истории, доктор философских наук, член-корреспондент Британской академии и Американской академии медиевистики, профессор византийского искусства Стамбульского университета. Автор трёх десятков книг, посвященных истории Византии и эпохе Крестовых походов. Главный его фундаментальный труд – трёхтомная «История крестовых походов».

Франческо Габриели (1904-1996) – известный итальянский медиевист, авторитетный европейский востоковед, профессор арабского языка и литературы Римского университета. Сфера его научной деятельности – изучение средневековой истории стран Азии и Ближнего Востока, литературы арабских стран и истории ислама. Профессор Габриели – один из главных авторов второго издания фундаментальной «Энциклопедии ислама». В своём фундаментальном труде – «Крестовые походы. Взгляд с Востока. Арабские историки о противостоянии христианства и ислама» он собрал и обобщил труды семнадцати авторов средневекового Востока.

Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.

Жан Бартельми Ришар (1921-2021) – известный французский историк-медиевист, признанный специалист по эпохе Средневековья, профессор истории и литературы. За свою долгую жизнь занимал много должностей: возглавлял кафедру истории Бургундии, был деканом Факультета искусств, сначала являлся почётным членом Академии надписей и изящной словесности, а затем стал её президентом.

Жан Ришар длительное время был бессменным почётный президентом Общества изучения крестовых походов и Латинского Востока. Он является автором многочисленных фундаментальных трудов, монографий, статей и публикаций оп истории государств латинского Востока, эпохи Крестовых походов, миссии католической церкви в эпоху Средневековья, а также по истории Кипрского королевства и Бургундского герцогства.

Петр Ефимович Люкимсон (род. 1963) – русскоязычный писатель и журналист, на данный момент проживающий в Израиле. Известен в России как автор исторических очерков, научно-популярных статей и повестей, посвященных библейской истории. В Израиле приобрёл широкую известность как мастер политического интервью, а также как автор целого ряда журналистских расследований на криминальные и злободневные темы.

Пётр Люкимсон автор увлекательных биографий известных библейских и античных персонажей: трёх легендарных правителей – Ирода Великого, Давида и Соломона, а также пророка Моисея, историка Иосифа Флавия, философа Бенедикта Спинозы, братьев Нобелей и основателя психоанализа – Зигмунда Фрейда. Однако наибольшей известностью и популярностью среди всех книг Петра Люкимсона пользуется биография Салах ад-Дина.

Абу-ль-Махасин Баха ад-Дин Юсуф ибн Рафи ибн Тамим (1145-1234) – средневековый курдский историк, богослов, биограф, сочинитель, биограф, мусульманский правовед, более известный как Баха ад-Дин («Светоч Религии»). К своему 45-летию он заслужил репутацию образцового правоверного мусульманина, жившего по канонам ислама, совершившего хадж в Мекку и посетившего все священные для мусульман места в Палестине.

Баха ад-Дин был не только биографом Салах ад-Дина, но и его личным советником, а также духовным наставником. Кроме того, Баха ад-Дин преподавал в престижном медресе Мосула, занимал должности кади (верховного судьи по гражданским и религиозным делам) и кади ал-аскар (верховного военного судьи в войске Саладина). Юсуф ибн Рафи ибн Шаддад подарил Салах ад-Дину книгу о важности ведения священной войны с неверными.

Баха ад-Дин лично сопровождал Саладина во время его последних военных походов, а потому его труд «Жизнь Салах ад-Дина», известный западному и российскому читателю под названием «Саладин: Победитель крестоносцев», представляет собой очень важную историческую ценность. Баха ад-Дин, как ближайший советник султана, был в курсе многих не только военных, но и политических дел последних лет жизни Саладина.

Впрочем, назвать его беспристрастным биографом нельзя, ведь труд Бахи ад-Дина – это панегирик Саладина, который предстает перед читателем практически идеальным правителем и почти безгрешным мусульманином. Помимо биографии Салах ад-Дина, перу Бахи ад-Дина принадлежат труды по истории Халеба, а также трёхтомник по мусульманскому праву (фикху).

Режин Перну (1909-1998) – известный современный французский историк-медиевист, писательница, доктор филологии, основатель исследовательского центра Жанны д’Арк в Орлеане. Из-под её пера вышли более 20 книг по истории Средневековья, в том числе об эпохе Крестовых походов.

Александр Владимирович Владимирский (род. 1966) – современный российский писатель. Первоначальную известность и популярность приобрёл благодаря своим книгам, написанным в разных жанрах – от фантастики и детектива до приключенческого романа. Однако наибольший читательский успех имели его исторические и биографические произведения. Александр Владимирский более всего известен как автор популярных биографий двух султанов Саладина (Салах ад-Дина) и Сулеймана Великолепного. Кроме того, из-под его пера вышли биографии известных политиков Кемаля Ататюрка, Махатмы Ганди, Джона Кеннеди, а также Григория Распутина.

Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».

-10

ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Хроники Саладина. Канун судьбоносных событий» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:

Часть 1-я. Последние шаги к вершине абсолютной власти

Часть 2-я. Фатальное безрассудство Рено де Шатийона

Часть 3-я. Султан против Ордена тамплиеров

Часть 4-я. Защитники Веры Христовой готовы к решающей битве!

-11

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)