Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Человек, который плакал лучше всех

Это далеко не все достоинства выдающегося актера немого кино, о котором мы сегодня поговорим, но запомнили его именно плачущим Если бы в начале XX века существовал рейтинг самых обаятельных и харизматичных мужчин России, Иван Мозжухин занял бы в нём первое место. И не только потому, что он был красив, как греческий бог, но и потому, что умел плакать так, что зрители в зале рыдали вместе с ним. Да-да, речь идёт о тех самых легендарных «мозжухинских слезах», которые до сих пор изучают в театральных вузах по всему миру. А ведь начинал он свою карьеру с того, что играл в любительских спектаклях в Пензе, где, кстати, учился в одной гимназии с самим Всеволодом Мейерхольдом. Вот уж действительно: «всё начинается с детства». Иван Мозжухин родился в селе Кондоль, что в Саратовской губернии. Его дед был крепостным, но сумел выбиться в управляющие имением, а отец продолжил семейное дело. Однако Иван, видимо, решил, что управлять поместьями — это слишком скучно, и выбрал себе более экстравагантную
Оглавление

Это далеко не все достоинства выдающегося актера немого кино, о котором мы сегодня поговорим, но запомнили его именно плачущим

Мозжухинские слезы

Если бы в начале XX века существовал рейтинг самых обаятельных и харизматичных мужчин России, Иван Мозжухин занял бы в нём первое место. И не только потому, что он был красив, как греческий бог, но и потому, что умел плакать так, что зрители в зале рыдали вместе с ним. Да-да, речь идёт о тех самых легендарных «мозжухинских слезах», которые до сих пор изучают в театральных вузах по всему миру. А ведь начинал он свою карьеру с того, что играл в любительских спектаклях в Пензе, где, кстати, учился в одной гимназии с самим Всеволодом Мейерхольдом. Вот уж действительно: «всё начинается с детства».

Мозжухин в роли генерала Корнилова в "Обороне Севастополя" Василия Гончарова (1911)
Мозжухин в роли генерала Корнилова в "Обороне Севастополя" Василия Гончарова (1911)

Внук крепостного

Иван Мозжухин родился в селе Кондоль, что в Саратовской губернии. Его дед был крепостным, но сумел выбиться в управляющие имением, а отец продолжил семейное дело. Однако Иван, видимо, решил, что управлять поместьями — это слишком скучно, и выбрал себе более экстравагантную профессию — актёр. И не просто актёр, а актер синематографа. Уже в 1911 году он начал сниматься в картинах компании Ханжонкова, и буквально через пару лет стал настоящей кинозвездой. Его талант был настолько многогранен, что он с лёгкостью перевоплощался из трагического героя в комического, из любовника в гротескного персонажа вроде гусара-Марфуши из «Домика в Коломне» П. Чардынина или Чёрта в «Ночи перед Рождеством» Владислава Старевича. А-то и в алкоголика, одержимого белой горячкой как в научно-популярной фильме «Пьянство и его последствия» (1913).

Мозжухин в роли Марфуши, "Домик в Коломне", 1914
Мозжухин в роли Марфуши, "Домик в Коломне", 1914

Слезы доктора Рено и отца Сергия

Но настоящая слава пришла к Мозжухину после картины Евгения Бауэра «Жизнь в смерти», где он сыграл доктора Рено, который убивает свою возлюбленную, чтобы сохранить её красоту навеки. Именно в этой фильме впервые появились те самые «мозжухинские слезы», которые стали легендой. Говорят, что после этого фильма даже самые чёрствые зрители выходили из кинотеатров с красными глазами. А уж как плакали женщины! Мозжухин стал настоящим символом русского кино, и конкурирующие киностудии начали буквально охотиться за ним. Но потом в России произошла революция. Поначалу все было хорошо. Мозжухин даже сыграл одну из самых знаковых своих ролей — князя Касатского в «Отце Сергии» Я. Протазанова. Но позднее «вихри враждебные» добрались и до него. В 1919 году в Ялте Мозжухин был приговорен к расстрелу. Хорошо, что один из комиссаров оказался большим поклонником актера.

Германн в "Пиковой даме" Я. Протазанова (1916)
Германн в "Пиковой даме" Я. Протазанова (1916)
"Отец Сергий" Я. Протазанова (1917)
"Отец Сергий" Я. Протазанова (1917)

Взлет «Альбатроса»

Но Иван Ильич не был бы Мозжухиным, если бы не умел удивлять. В 1920 году он вместе с женой Натальей Лисенко и другими актерами ателье Ермольева покинул Россию и обосновался в Париже. Здесь он стал ведущим актёром эмигрантской студии «Альбатрос». Французы его обожали. После выхода картины «Казанова» с Мозжухиным в главной роли, в Париже даже открыли кафе с тем же названием. Кстати, оно существует до сих пор. А уж когда он снял свой культовый «Костёр пылающий», где сыграл сразу несколько очень разных ролей, французская публика просто сходила с ума. Мозжухина называли русским Чарли Чаплином.

Сыщик, "Костер Пылающий" (1923)
Сыщик, "Костер Пылающий" (1923)

Роковой голливудский контракт

Однако, как это часто бывает, за океаном его ждало разочарование. В Голливуде Мозжухин подписал контракт с Universal Pictures, но там его заставили изменить фамилию на «Москин» и даже сделали пластическую операцию, чтобы уменьшить его знаменитый, но далекий от голливудских стандартов нос. Увы, успеха в Америке он не достиг. После неудачного фильма с символическим названием «Капитуляция» Иван Ильич вернулся в Европу, но от былой славы не осталось уже практически ничего. А появление звукового кино и вовсе поставило крест карьере актера — у него был сильный акцент, а голос, как оказалось, плохо получался на записи. По мнению друга Мозжухина Александра Вертинского, его неудача в Голливуде была результатом заговора: американские кинопродюсеры попросту хотели устранить успешного европейского конкурента.

Снова в Париже

Остаток жизни Мозжухин провёл в уединении, умер в 1939 году в Париже и, как всякий уважающий себя русский во Франции, был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Но память о нём жива до сих пор. В Пензе, где он провёл детство, есть улица, названная в его честь, а на здании бывшей гимназии, где он учился, установлена мемориальная доска. А уж «мозжухинские слезы» до сих пор остаются эталоном актёрского мастерства.

"Казанова" (1927)
"Казанова" (1927)

Так что, если вдруг вам захочется посмотреть, как плакал и смеялся настоящий гений, найдите картины с Иваном Мозжухиным. Только не забудьте запастись носовыми платками — они вам точно понадобятся.