"Отец Сергий" (1917-1918) по одноименной повести Л. Толстого - главный отечественный фильм переходного периода. Съемки начались вскоре после отречения Николая II от престола, а закончились уже при большевиках
Полузапрещенная повесть Льва Толстого
Вот так начнёшь писать о Протазанове и не остановишься. Действительно, о режиссёре, который снял 80 фильмов до революции, а после нее "Аэлиту", "Человека из ресторана", "Закройщика из Торжка", "Праздник святого Йоргена" и многое другое, можно говорить до бесконечности.
"Отца Сергия" режиссер задумал вскоре после съёмок "Пиковой дамы" в 1916-м., но в те годы экранизация этой вещи Толстого была мягко говоря невозможна. Во-первых, сама повесть была не то, чтобы запрещена цензурою, но и не совсем разрешена. Во-вторых, если тот же товарищ Сталин не возражал, когда его образ воплощали на экране, то в случае с венценосными особами это было под строжайшим запретом. Тем более немыслимо было показать на экране государя императора, который крутит романчик со светской дамой. Также под запретом были съёмки православного богослужения.
Февральская революция 1917 года все эти запреты упразднила, так что Протазанов смог со спокойной душой приступить к съемкам "Отца Сергия". Съёмки начались при Керенском, а закончились уже при большевиках, в начале 1918-го. Остаётся только удивляться, как в разрушенной войной и революцией стране режиссеру удалось снять одну из величайших лент не только отечественного, но и мирового кинематографа.
Такой разнообразный Мозжухин
"Отец Сергий" - это, пожалуй, самая выдающаяся работа в кино Ивана Мозжухина. У Протазанова он уже играл Германна в "Пиковой даме" и в некоторых других фильмах. Мозжухин сам по себе был всегда актером неординарным, но в "Отце Сергии" ему предстояла очень непростая задача прожить на экране целую жизнь. В первых кадрах он предстает угловатым подростком-кадетом, а в финале - дряхлым лысым стариком с глубокими морщинами и спутанной седой бородой. Несмотря на чересчур театральный грим (а другого тогда, скорее всего, и не было), Мозжухин одинаково убедителен и в роли юноши и в роли светского повесы-офицера и в роли старца. Конечно, сегодня таким перевоплощением мало, кого удивишь. Но не припоминаю, чтобы кто-нибудь до Мозжухина в "Отце Сергии" отваживался на такие экранные метаморфозы.
Толстовская история о блистательном князе Касатском, который, разочаровавшись в светской жизни ушел в монастырь, а после ушел и из монастыря, была созвучна советской идеологии. "Он пытался молиться, но молиться было некому - гласят титры в конце фильма. - Бога не было". Фильм никогда не запрещали в СССР, а в конце 70-х даже вышла новая экранизация с Бондарчуком (старшим).
Разные концы
Финал ленты Протазанова отличается от финала в повести Толстого. И на этот счёт я, к сожалению, не нашел никакой информации. У Толстого, насколько я помню, Сергий, уйдя из монастыря и помыкавшись по белу свету, встречает хорошую женщину-крестьянку и остаётся с ней жить. Фильм Протазанова кончается тем, что Сергий сослан в Сибирь за бродяжничество и "беспачпортность". Соответственно, меняется тон: в повести Толстого финал жизнеутверждающий. После всех мытарств, разуверившийся во всем герой обретает тихую гавань и тихую радость. У Протазанова финал неопределенный, открытый, оставляющий впечатление, что ничего хорошего героя больше не ждет. Либо финальные кадры "Отца Сергия" не сохранились, либо Протазанов намеренно отказался от хеппи-энда, сделав финал созвучным эпохе создания фильма: таким же неопределенным и непредсказуемым.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус