Наконец-то я решил коснуться такой огромной и многогранной темы, как раннее французское кино. Начну, пожалуй, не с братьев Люмьер и Жоржа Мельеса, а немного с другого конца - из России
Альбатрос
В 1919 году киноателье Ермольева почти в полном составе переехало во Францию. В том числе великий русский режиссер Яков Протазанов и не менее великий актер Иван Мозжухин. Вскоре ателье превратилось в кинокомпанию "Альбатрос". В 1922 году Мозжухин снял на ней по собственному сценарию фильм "Костер пылающий" (Le brasier ardent), известный в советском прокате как "Гримасы Парижа". В список 12 величайших лент всех времён и народов он не вошёл, и я искренне не понимаю, почему. Скорее всего, как обычно, по конъюнктурным соображениям.
От драмы к синтетическому жанру
"Костер" Мозжухина сильно повлиял на дальнейшее развитие французской, и отчасти советской школы киноискусства, например, на творчество Козинцева и Трауберга. В картине гармонично соединились черты немецкого экспрессионизма, французского авангарда и русского дореволюционного кино. Главные роли сыграли сам Мозжухин и его жена Наталья Лисенко. "Отец Сергий" Я. Протазанова, о котором я уже писал, демонстрирует, насколько великолепно Мозжухин умел перевоплощаться. В "Костре" его тяга к перевоплощениям раскрывается еще полнее. Здесь он предстает и в своем традиционном образе светского щеголя и во множестве других, совершенно неожиданных, от католического священника до нищего и дьявола. А в сцене с сыщиками Мозжухин на глазах у зрителя из уродца с перекошенным лицом и вздернутым носом вдруг превращается в самого себя. Устав от дореволюционного амплуа рокового красавца со слезой, Мозжухин в "Костре" становится эксцентриком и комиком.
"Асса" 20-х годов
Жанр фильма, как это нынче называется, - драмеди. Но при этом в нем хватает и гротеска и клоунады и сюра, и много чего еще. А сам Мозжухин в разных сценах выглядит то, демонически-жутким, то вызывающим жалость, то почти по-чаплински смешным.
Приемы и находки новаторские для того времени невозможно перечислить. Например, плавный, без склеек, отъезд камеры с крупного плана на общий в более ранних фильмах я ни разу не видел. Даже стандартную для немого кино круглую диафрагму Мозжухин использует необычно: она открывается и закрывается в любом месте экрана. Чёрно-белая пленка тонирована в яркие цвета - красный, синий, зелёный, жёлтый, особенно в сцене сна героини. Кстати, название фильма отсылает к тому же сну. Там она сгорает на костре и в огне к ней является Мозжухин-демон.
Сюжет картины банален. Ну, почти. Она о любви. О женщине, влюбленной в Париж, о ее богатом, но стареющем муже и его молодом сопернике. Этакая "Асса" Сергея Соловьева, в сюрно-конструктивистсткой Франции 1920-х и (ужасный спойлер) со счастливым концом. Но обыгран этот банальный сюжет прямо-таки виртуозно.
А потом...
После премьеры, как это часто бывает с великими фильмами, "Костер пылающий" у одних вызвал бурный восторг, а у других острое неприятие. Критики заявляли, что кино получилось не русское и не французское, а какое-то ещё невиданное. Выдающийся актер Мозжухин мог бы стать не менее выдающимся режиссером своего времени и к этому были все предпосылки. Но неудачный контракт с Голливудом и наступившая вскоре эра звукового кинематографа поставили на его карьере жирный крест. Несмотря на мировую известность, в 30-е годы Иван Ильич Мозжухин был забыт. Его судьба сложилась трагически.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус