Найти тему

«Можно смело оставаться собой»: японский номинант на «Оскар» — короткий метр «Волшебные леденцы»

Недавно состоялась церемония вручения премии «Оскар», где на звание лучшей короткометражной анимации претендовал японский CGI-фильм «Волшебные леденцы» — история об одиноком мальчике Дон-Доне, который получает возможность слышать мысли окружающих (даже дивана!). Режиссером выступил Дайсукэ Нисио, работавший над «Драконьим жемчугом», «Ван-Писом» и хаус-мюзиклом «Интерстелла5555: и5тория 5екретной 5олнечной 5истемы», где звучит музыка Daft Punk, а за производство отвечали Toei Animation («Красавица-воин Сейлор Мун», «Мазингер Зет», «Плач девичьей группы») и Dandelion Animation Studio, которые недавно вместе сделали полнометражный хит «Коронный бросок».

«Волшебные леденцы»
«Волшебные леденцы»

Анимационный портал AWN взял интервью у продюсера фильма Такаси Васио, а «Покебол с предсказанием» перевел его, чтобы расширить ваше (и свое) представление о разных техниках, с которыми работают в мультипликационной индустрии. «Волшебные леденцы» основаны на иллюстрированной детской книге корейской писательницы Хины Пэк (кстати, издана на русском), и это первый для Toei целиком CGI-проект. Васио рассказывает, как творческая группа искала подход к материалу и учитывала разницу культур. Посмотреть фильм можно тут.

Другие претенденты, кстати: «Красавцы» (Beautiful Men), «Фу!» (Yuck!), «Путешествие к чуду» (Wander to Wonder) и «В тени кипариса» (In the Shadow of the Cypress). Статуэтка досталась последнему.

Режиссер Дайсукэ Нисио и продюсер Такаси Васио на церемонии
Режиссер Дайсукэ Нисио и продюсер Такаси Васио на церемонии

— Как вам пришла идея фильма «Волшебные леденцы»? Я предполагаю, что всё началось с одноименной иллюстрированной книги корейской писательницы Хины Пэк?

— Я прочитал «Волшебные леденцы» после того, как издатель порекомендовал мне её как очень интересную книгу с картинками. Её стиль, напоминающий пластилиновую анимацию, был для меня чем-то новым, а эмоции главного героя, Дон-Дона, были переданы удивительно живо и убедительно. Меня очень заинтриговало, что в Южной Корее существует такая замечательная книга, и я задумался, можно ли её адаптировать.

Когда я решил заняться адаптацией, то впервые встретился с Хиной Пэк осенью 2022 года в Саппоро, Хоккайдо. Прежде, чем мы увиделись, я беспокоился, что она может отклонить мое предложение. Однако она с радостью его приняла.

«Волшебные леденцы»
«Волшебные леденцы»

— Почему вам было важно рассказать эту историю именно сейчас? Какими мыслями или эмоциями вы хотели поделиться со зрителями?

— Сегодня многие люди боятся выражать настоящие чувства. Я хотел напомнить и детям, и взрослым, что окружающие замечают больше, чем вам кажется, так что можно смело оставаться собой.

На первый взгляд может показаться, что Дон-Дон — очень одинокий ребёнок. На самом же деле он никогда не был один: все вокруг наблюдали за ним. Для тех, кто испытывает разочарование в жизни или ощущает, что уперся в стену, я хочу сказать: всегда есть люди, которые тихо поддерживают вас. И жизнь не так уж плоха.

— Почему вы решили использовать 3DCG-анимацию и выбрали именно такой стиль для фильма? Как, по вашему мнению, визуальная составляющая усиливает историю?

— Поскольку в первоисточнике использовались пластилиновые куклы, я подумал, что, даже если мы визуализируем её в пластилиновой анимации (или технике стоп-моушн), нам вряд ли удастся превзойти книгу. Поэтому я решил использовать полностью CGI-анимацию, что позволило нам детально проработать мимику и жесты персонажей. Вдобавок обширные пейзажи в фильме стали символом того, расширяется будущее Дон-Дона.

«Волшебные леденцы»
«Волшебные леденцы»

— Что стало наибольшим вызовом во время производства? А что — главным вознаграждением?

— Корея и Япония кажутся близкими, но наши культуры и традиции всё же сильно различаются. С учетом этого режиссеру Дайсукэ Нисио было непросто сделать поведение Дон-Дона жизнеподобным. Мы отправились для съемки референсов в Сеул, где постарались охватить как можно больше деталей: обычные дома, виды с крыш, городские пейзажи, детские комнаты и магазины канцелярии.

Местом, которое сложнее всего было найти, оказалась лавка, торгующая безделушками, — именно там Дон-Дон находит волшебные леденцы. В Японии нет такого понятия, как Mun-bang-gu [Традиционный корейский магазин канцтоваров и мелочей — прим. Покебола], так что я был очень заинтригован. Нисио хотел найти район с холмистым ландшафтом, где старые дома и лавки соседствуют с небоскребами. Кажется, мы обошли буквально все холмы в Сеуле. В финальных титрах можно увидеть наши благодарности людям, которые помогали в поиске локаций.

«Волшебные леденцы»
«Волшебные леденцы»

Госпожа Хина Пэк, всемирно известная создательница детских книг, осталась довольна фильмом и сказала: «Атмосфера города передана просто замечательно». Для нас это был один из самых ценных моментов. Мы надеемся, что благодаря экранизации еще больше людей смогут проникнуться красотой мира, который она сочинила.

— На какие еще малозаметные аспекты фильма вы бы хотели обратить внимание людей, которым повезет увидеть вашу работу? Или, может быть, что-то соблазнит зрителей пересмотреть фильм еще раз?

— Дайсукэ не просто так показывает в начальной сцене сорок, которых мы часто встречали на улицах. Мы узнали, что сорока — национальная птица Кореи, приносящая удачу.

— Сколько времени заняло создание фильма? Насколько большой была команда?

— Разрешение госпожи Хины Пэк на экранизацию мы получили в 2019 году. После этого я собрал производственную команду, и мы начали работать над моделированием персонажей. Думаю, в общей сложности на создание фильма ушло около трех лет, а участвовало в этом примерно 100 человек, включая творческую группу и артистов озвучания.

«Волшебные леденцы»
«Волшебные леденцы»

— Чего вы ожидаете от продолжающегося фестивального и наградного сезона? Многие говорят, что снимают фильмы не ради одобрения и призов. Вы надеетесь, что ваш фильм тронет людей и западет им в душу?

— Мы не стремимся к победе или почестям в этой гонке, но хотим, чтобы как можно больше людей увидели наш фильм. Наше главная радость — видеть, как зрители испытывают те же эмоции, что и мы, и считывают послание, которое мы стремились передать. Мы будем рады, если эта номинация привлечет к «Волшебным леденцам» интерес и побудит как можно больше людей их посмотреть.