Планировал подзарядиться по пути только один раз, но...
Привет, уважаемая публика!
Сегодня расскажу про поездку на нашем электромобиле VW ID.4 Crozz по межгороду в середине февраля 2025 года. В ней было всё: морозы до -19 градусов, зимние туманы, дорожные ремонты, скорости до 100 км/ч, ночное время суток, полностью загруженный автомобиль и... планы, которым не суждено было сбыться! Но, обо всём по порядку.
Элементарная задача
Итак, нужно было съездить за семьёй из Казани в Болгар и обратно. Расстояние в одну сторону - около 200 км. Таким образом, туда-обратно - около 400 км. И всё это в рамках одного дня, точнее - вечера.
Красивый выезд
Зарядил автомобиль от домашней розетки до 100% 99%. Ну и прогрел салон по таймеру к моменту выезда, (потому и 99%, а не 100%).
VW пообещал проехать 313 км. На улице возле дома: -10 градусов.
Обнулил счётчик. Мгновенный расход достаточно большой: более 5 кВтч/ч - судя по всему, машина греет не только салон, но и батарею.
Батарея - холодная (автомобиль ночует на улице), доступный уровень рекуперации достаточно низкий:
А в салоне тепло:
Примерно полчаса пробираюсь по Казани к выезду через Оренбургский тракт. Еду в режиме "Комфорт":
От Казани до Камы: ремонты, ограничения, М-12, туманы
После развилки на казанский аэропорт, на трассе Р-239 начинаются бесконечные дорожные работы и ремонты с ограничениями. Здесь действует знак "50 км/ч", еду на скорости 69-70 км/ч:
Дорога сухая, и это хорошо. Погода солнечная, и это просто прекрасно! Нынешней зимой большинство дней у нас выдались пасмурными.
А вот и пересечение с платной трассой М-12:
Ну и населённые пункты по пути попадаются. Почти в каждом из них - древний храм и... ограничение 40 км/ч:
За несколько километров до моста через Каму попал в сильнейший туман: не видно ни зги! Тут уж не до фотографий...
Температура тем временем - всё ниже:
А вот и Кама:
Всё идёт по плану (пока)
Сразу после моста через Каму, (грубо говоря, это середина пути от Казани до Болгара) - удобное место для подзарядки. Здесь сразу две быстрые зарядные станции, (каждая - с тремя коннекторами), расположены непосредственно у круглосуточного кафе "Курлянка" и мотеля.
Поскольку в Болгаре пока нет быстрой зарядной станции с разъёмом GB/T DC, план у меня был следующий: зарядиться до 100% у "Курлянки", доехать на этом заряде до Болгара и дотянуть на нём же обратно до дома или, как минимум, до Казани, в которой уже полно ЭЗС с коннекторами китайского формата. Таков был план - как получилось на самом деле, читайте ниже. :-)
Подъехал к ЭЗС с зарядом на уровне 63%:
Ну и зафиксировал промежуточные итоги:
У ЭЗС никого не оказалось, сессия стартовала с первой попытки - прекрасно! Скорость на старте из-за прохладной батареи была относительно невысокой: 30 кВт в час. Но в процессе зарядки поднялась до 42 кВт. С учётом того, что за бортом было -15 градусов, а уровень заряда в батарее на старте был уже достаточно высоким - считаю, норм.
Пошёл в кафе поужинать и выяснилось, что там бесплатный Wi-Fi - так что, ещё и успел написать для вас эту статью поработать за ноутбуком.
По факту машина зарядилась на 5 минут быстрее, чем пообещала. Итоговый чек получился таким (тариф на станции - 17 руб./кВтч):
"Курлянка" - Болгар
Стартовал от кафе:
Доехал до Болгара без каких-либо происшествий. По пути в некоторых местах наблюдал внешнюю температуру -19 градусов - зима!
В Болгар приехал вот с такими результатами:
На участке от "Курлянки" до Болгара меньше населённых пунктов и ограничений скорости - потому и средняя скорость, и средний расход получились выше. На этот участок израсходовалось 36%:
Болгар - Казань: заряда всё-таки НЕ хватило
В Болгаре провёл не более получаса. Пока собирались, включил машину в розетку, но она там слабенькая, потому заряжались на 9А, и ни одного процента на приборке по факту не прибавилось.
Как видно по скрину выше, машина пообещала проехать 192 км - нам нужно было чуть больше - 195 км. Что ж, выезжаем. На этот раз машина загружена по максимуму: четыре человека + почти полный багажник.
Едем в темноте и местами наблюдаем диковинные (для нынешней зимы) морозы:
На обратном пути значительную часть маршрута удалось проехать за грузовиком, и теория о том, что расход в таком случае заметно ниже, полностью подтвердилась.
Если на маршруте из Казани в Болгар средний расход был на уровне 27 кВтч/100 км, то на обратном пути, несмотря на бОльшую загрузку, средний расход приятно удивил:
Когда уровень заряда опустился ниже 20%, на приборке появился жёлтый значок ВВБ, и слегка ограничилась мощность двигателя. В этот момент мы уже переехали Каму, но были ещё достаточно далеко от Казани. Впрочем, на движение это никак не повлияло: спокойно можно было ехать на скорости 90 км/ч, обгонять на более высокой скорости, климат-контроль в салоне также работал без изменений.
Анализируя показания на приборке, в определённый момент пришло понимание, что до дома мы, скорее всего, не дотягиваем. Всё-таки, морозы сделали своё дело, и заряд уходит чуть быстрее, чем хотелось бы.
Поэтому было решено заскочить на ЭЗС, расположенную непосредственно на трассе Р-239 в селе Сокуры - там тоже две станции от оператора "ЭЗС СК", каждая из которых имеет три коннектора: Chademo, CCS Combo и GB/T DC. Станции установлены на территории АЗС "Ирбис" - удобно, что есть туалет, кафе и т.д. До Казани - 17 км.
Подъехали к ЭЗС с уровнем заряда 6%:
Отмечу, что значок черепашки на ID.4 Crozz зимой появляется достаточно рано: на остатке заряда 6-10%. И для меня, как для бывшего лифовода, это непривычно, поскольку Лиф зажигал черепашку максимально поздно - даже на 0% (прочерках) он ещё едет какое-то время без режима черепашки.
Мне показалось, что на уровне заряда 10% и ниже климат-контроль на ID.4 Crozz работает уже не так эффективно. Да, тёплый воздух по прежнему идёт из воздуховодов, но для собственного комфорта приходится увеличивать температуру. Или мне только показалось? Опытные IDводы, расскажите в комментариях, так ли это?
По итогу, со 100% до 6% мы проехали 255 км. Неплохо, учитывая все условия, но если бы ехали до 0%, то, скорее всего, не проехали бы 310 км, как обещала машина после предыдущей зарядки. Хотя, сколько км способен проехать ID.4 на уровне 0% - мне пока неизвестно.
На одной из ЭЗС зарядка начиналась и тут же заканчивалась. Сделал две попытки и переехал на соседнюю - там всё стартануло, как по маслу. Кстати, через несколько дней читал ошибки в машине через приложение CarScanner и увидел, что зарядка на первой станции отключалась из-за ошибки повышенного напряжения - выходит, что станция выдавала некорректное напряжение...
Эта зарядная сессия была максимально короткой: 11 минут. Этого нам вполне хватило, чтобы добраться до дома. Итоговый ценник видно на скрине:
Далее можно было ехать без какой-то экономии, да и трасса после развилки на аэропорт позволяет двигаться на скорости 110 км/ч - так что, доехали быстро, пробок в это время суток уже нигде не было.
Итоги
К дому подъехал в 23 часа. Статистику на маршруте "Болгар - Казань" также зафиксировал:
Приборка показала остаток 7%:
Получается, что в сильные морозы ID.4 Crozz способен проехать по трассе 220-280 км на полном заряде, (при спокойном темпе езды и в полностью загруженном состоянии). Неплохо, на мой взгляд, хотя понятно, что нам всегда хочется больше.
Ну и в сравнении с городской ездой при аналогичных температурах 250 км - это очень хороший показатель. В следующей статье расскажу подробно про замер запаса хода в городских условиях при уверенном минусе - такие данные теперь у меня тоже имеются.
Вот такая выдалась поездка в тот день. Высказывайте в комментариях свои мысли, задавайте вопросы - я читаю все из них. Ну и подписывайтесь на канал - впереди много интересного!
P. S. У нас электромобиль VW ID.4 Crozz 2022 г.в.: задний привод, ёмкость батареи 85 кВтч брутто/77 кВтч нетто, теплового насоса нет, пробег около 60 тыс. км.
--------