Это черновик книги «Даосская дневниковая самотерапия», которую я сейчас пишу, заметка к главе «Первый принцип даосизма».
"Ум мешает думать"?
Звучит как оксюморон, как полная ерунда — «ум мешает думать»!..
Но ведь и сам даосский принцип абсурдный, кажется полной ерундой: «Только неправильный метод даёт правильный результат»?
Однако не всё, что кажется, оказывается тем, чем является.
Притча о веревке и змее («В сумерках можно по ошибке принять веревку за змею, но только если образ змеи уже существует в уме») иллюстрирует эту, кажущуюся «полной ерундой», идею.
Ум слишком сложен для того, чтобы работать эффективно. Хуже того — ум непредсказуемо сложен.
Если знать, в каком именно месте машинка ошибается в расчетах, проблема исчезла бы. Но мы не знаем. С умом иная ситуация: мы знаем, что ум врёт, а как и где — понятия не имеем.
Поэтому приходится расшифровывать, то есть усложнять простые, самоочевидные истины — чтобы ум-таки понял. Ум не воспринимает притчи как доказательства именно из-за их простоты и очевидности.
Хотя, если подумать, это, опять же, «полная ерунда» — доказывать аксиомы, «самоочевидные» истины. Что подтверждает правоту (вы заметили это?) первого принципа даосизма: «Только неправильный метод дает правильный результат».
Вернемся к примеру с высказываниями, которые выглядят логично, хотя с логикой и близко не лежали, не то что в одной постели.
Честный лжец, лживый правдолюбец
«Содержимое произносимого мною высказывания — ложь».
Или совсем просто: «Я лгу».
Если предположить, что само высказывание истинное (я действительно лгу), то утверждение «я лгу» должно быть ложным. Но это противоречит предположению о его истинности.
Если же предположить, что само высказывание ложное (я говорю правду), то утверждение («я лгу») должно быть истинным. Что также приводит к противоречию.
Это высказывание не может быть ни истинным, ни ложным без нарушения логической согласованности. То есть это — «полная ерунда», только уже на самом деле, а не в даосской трактовке.
По-умному — это классический пример самоопровергающего утверждения, «ошибка аутореференции». (Зацените чувство, которое возникло, когда мы выразились «по-умному», аж мурашки по спине пробежали!)
Но — обратите внимание — как попытка осознать даже столь несложные высказывания сворачивает мозги набекрень!
И подумайте — если даже при свете дня, имея эту логическую несуразность, «полную ерунду» перед глазами, имея возможность анализировать её сколь угодно долго и каким угодно способом, мы сталкиваемся с явными затруднениями, то что происходит во тьме нашей психики? В «подсознании», в «неосознанном», там, куда наш рациональный ум не имеет повседневного доступа?
Это и есть те «камни преткновения» в уме, в психике человека, о которые мы регулярно спотыкаемся. Причины возникновения «негативных эмоций», странных решений, ведущих к неожиданным, то есть нежелательным последствиям, к страданиям, которых у обычного человека всегда сверх необходимого для счастливой жизни.
Наш ум не приучен думать логически, ум не умеет использовать словесные конструкции осмысленно.
Но если даже думать получается с трудом — трудностей в жизни не избежать.
Немного запутанно получилось? Эта книга — руководство по распутыванию подобных клубков, существующих в уме и портящих реальную жизнь.
P.S. Юрий Петрович Власов
Вчера я пересматривал книгу Юрия Петровича Власова: «Стечение сложных обстоятельств».
Её написал человек, победивший американца Пола Андерсона. Многие тогда считали, что феномен Андерсона столь невероятен, что побить его рекорд смогут не ранее, чем через несколько десятков лет.
Предсказатели, как всегда, оказались в zhope.
«Правильная» логика, в полном соответствии с первым принципом даосизма, дала нелогичный, ошибочный результат.
И что же я прочитал у самого сильного человека Планеты, отнюдь не у кисейной барышни, не у «филолога» («филолог» в нашей семье — ругательная обзывалка, метафора человека, не умеющего думать, ловко обращающего со словами, но не улавливающего смысл)?
«Временами мне становилось настолько не по себе, что я садился за стол и исписывал целые кипы бумаги. Это были доводы против искусственного сна».
Исписывал кипы бумаги, потому что понимал, точно знал:
«Иначе быть не может: при накоплении определенной информации, соответствующем уровне сигнала организм неизбежно совершает поворот в сторону, диктуемую психическим состоянием».
Лучше остальных зная, что такое настоящая сила, Юрий Петрович также лучше других узнал и что такое настоящая слабость. Поэтому применял текстотерапию, чтобы, пройдя через слабость, вернуть свою силу.
---------------------------------------------------------------
Приглашаю в свою группу ВК - там чуть больше показов, а, значит, чуть выше вероятность увидеть статьи.
Здесь же каждая опубликованная статья уменьшает количество показов (подписчиков). Нужно суметь пройти между Сциллой и Харибдой - до опубликования книги постараться не свести количество показов к пренебрежимо малой величине :)
На комментарии отвечаю.
-------------------------------------------------------------