Найти в Дзене

Три плюса соавторства, которые иначе не получить

Оглавление

Может ли соавторство быть долгим и успешным? Да, и мы с вами знаем в истории такие примеры (см. справочник).
Однако, возможно, долгое и успешное соавторство – это исключение из правил? Судя по тому, насколько мало таких соавторов, я склонен считать, что, да, исключение.

И все же соавторство дает писателю то, чего он никогда не получит в одиночку. Что же это такое? Об этом в конце.

Соавторство – сложнейшее явление и трудный процесс.
Что же делать тем, кто хочет работать в соавторстве, а если уже работает, то желает, чтобы трудностей было как можно меньше, а КПД больше?
Есть ли какие-то приемы?
Конечно, есть. Рассмотрим основные проблемы и способы их решения. Главное, чтобы все участники соавторства знали, понимали и готовы были решать все на равных условиях.

I. Понимание проблемы и ее решение

Проблемы, которые возникают у соавторов, не только те, которые регулируются законом.
Эти как раз решаются легко. Профессиональные, психологические – труднее, нужны усилия.

1️⃣ Конфликты личностей

Проблема: личностные различия могут негативно сказаться на сотрудничестве. Одна из самых сложных проблем. Как правило, ведет к «распаду» соавторства, или оно вообще не складывается. Редко, но бывает, что писатель по каким-то причинам вынужден работать в соавторстве.

Решение: уважение тут не поможет, а вот стремление к взаимопониманию способно сгладить острые углы. Важно оставаться профессионалом и сосредоточиться исключительно на работе.

2️⃣ Коммуникация

Проблема: недостаток общения, спонтанность совместной работы вносит в процесс хаос, может привести к неправильному пониманию намерений и идей.

Решение: желательно запланировать регулярные встречи, придерживаться плана и открыто обсуждать все текущие вопросы, это поможет поддерживать ясность и понимание между соавторами.

3️⃣ Разные творческие видения

Проблема: каждый автор может иметь свое понимание произведения, сюжета истории, что может привести к конфликтам. Вдохновленные совместной идеей соавторы пишут какие-то части сюжета – каждый свое. Если писатель-одиночка может безболезненно для себя переписать сто раз, скажем, начало, работать без всякого плана, то соавторам отказаться от написанного лично будет труднее, как и собрать «кусочки».

Решение: важно заранее обсудить концепцию произведения, определить общие цели и согласовать основные элементы сюжета. Это не значит, что сюжет не может меняться, речь именно о концепции, которую принимают оба писателя.

4️⃣ Творческие блоки

Проблема: творческий блок, «затык» случается у всех писателей. Когда один из авторов испытывает творческий кризис, это может замедлить весь процесс.

Решение: как действует писатель-одиночка? Ищет вдохновения, разбирается в причинах «затыка», переключается на технические работы с текстом (редактирование, корректирование). В соавторстве есть два пути.
Первый (непродуктивный): не понуждать напарника, заниматься отдельными задачами, а тому, кто в кризисе, решать эту проблему как автор-одиночка. В конце концов, от «затыка» никто не застрахован. Иногда важнее сделать остановку в процессе, чем форсировать события.
Второй (продуктивный): важно поддерживать друг друга и, возможно, обоим временно переключиться на другие аспекты проекта или вместе обсуждать что-то методами «мозговой штурм», «вопрос/ответ», что часто помогает преодолеть творческий кризис.

5️⃣ Неравное распределение работы

Проблема: один из авторов может взять на себя больше ответственности, чем другой, что вызывает недовольство обоих. У первого возникает ощущение, что он-то и «тянет» весь проект, а у второго, что его вклад недооценивают.

Решение: четкое распределение задач и обязанностей поможет избежать недопонимания. Кроме того, такое распределение не позволить обвинить каждого из авторов в случае провала, неудачи. Регулярные проверки прогресса также могут быть полезными. Что это за проверки? Грубо говоря, через какое-то время (раз в неделю, в месяц и пр.) соавторы анализируют проделанную работу и отмечают, чего удалось достичь.

6️⃣ Разные сроки выполнения

Проблема: разные графики могут привести к задержкам и напряжению. Тоже одна из сложных проблем, которая часто ведет к разрыву соавторства. Речь тут не о внешних причинах, а о творческих способностях и особенностях. Например, один пишет главу за два дня, а второй – месяц. Как правило, с такими разными способностями люди соавторами не становятся. Однако даже разрыв в два-три дня может привести к конфликтам.

Решение: установление четких сроков и обязательств, которые устраивают обоих авторов. Главное, чтобы они были честными и посильными. Если все же кто-то отстает, для другого должно быть дело. Это помогает сохранять общий темп работы и уменьшает стресс.

7️⃣ Авторские права и вознаграждение

Проблема: неясности касательно того, кто считается автором, могут привести к юридическим спорам, как и денежные вопросы. Самая простая проблема, на мой взгляд.

Решение: обсуждение и документирование договора и соглашений по всем вопросам соавторства, в том числе об авторских правах на произведение до начала работы. Это поможет предотвратить испытание «медными трубами»

II. Что делает соавторство успешным?

На мой взгляд, у людей, которые работают вместе, должны быть особые черты характера:
– гибкость способность находить компромиссы,
– умение уступать,
– терпение.
И особенности, если хотите, мироощущения:
– любовь к работе, когда соавторы становятся друг для друга вдохновителями, единомышленниками, аналитиками и необходимым иногда «тормозом», творческий симбиоз,
– получение удовольствия от совместной работы, совместных достижений,
– способность создавать синергию.

А проверка успешности единственная: вместе получается лучше. Братья Стругацкие, к примеру, писали и самостоятельные романы. Аркадий Стругацкий под псевдонимами С. Ярославцев и С. Бережков, а Борис – С. Витицкий. Наиболее известен роман Аркадия Натановича «Экспедиция в преисподнюю» и «Бессильные мира сего» – Бориса Натановича. Однако все романы, написанные ими в одиночку, не имели такого успеха, как те, что были созданы в тандеме, и это несмотря на то, что в сюжетах были использованы те заготовки, которые были отвергнуты кем-то из них в ходе совместной работы.

III. Чего никогда не получить в одиночку?

Тут все просто.
Первое,
синергия. Это само собой.
Второе,
«зеркало». У автора может быть помощник, ридер, критик и т.д., но «зеркалом» может быть только соавтор. Он «отразит» (заметит, обратит внимание, исправит, разделит) все недочеты и достижения в едином пространстве творчества со стопроцентным понимаем этого пространства.
Третье,
время. Понятно, что в соавторстве будет создано больше, чем в одиночку.

Мне кажется, во время увеличения, убыстрения всего и вся, в том числе скоростей, потоков информации, практических внедрений и пр., за соавторством – будущее.

Другие статьи в подборке "Мастерство, опыт"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.