После цикла статей о типовых проектах московских школ пришло время написать статью-обобщение, где я расскажу о всех типах школ и их истории. В названиях абзацев находятся ссылки на отдельные, более детальные статьи, посвящённые конкретным проектам.
Итак, начнём.
"Дотиповой" период
В 1920-х остро встал вопрос обеспечения Москвы достаточным количеством школ - этот тип зданий тогда был совершенно не распространён, и специально построенных в качестве школ дореволюционных зданий были считанные единицы.
До конца 1940-х годов в столице не существовало, как таковых, типовых проектов школьных зданий - все они строились по индивидуальным, классицистическим или конструктивистским, проектам, и, как правило, были довольно массивны, особенно для тех лет. Кстати, в этом плане Москва отставала от регионов, где с середины 30-х строились школы подобных размеров, но по типовым проектам (например - 2070), хотя, конечно, не в таких больших количествах, чтобы назвать их массовыми.
Школа Л.А. Степановой (обр. 1949 г.)
Первым типовым проектом, строившимся в Москве, стала школа проекта архитектора Л.А. Степановой, сделанная на базе индпроекта её же авторства десятилетней давности. За короткий срок с 1949 по 1951 по этому проекту было построено несколько десятков школ, преимущественно на севере города.
По сравнению с шикарным фасадом эксплуатационные характеристики у школ этого проекта были плоховаты - тесный и тёмный коридор, в который выходило два ряда классов, тесные помещения, не соответствующие нормам, а также высокая стоимость строительства. Все эти факторы привели к появлению в 1951 году новой, "улучшенной и переработанной" версии степановской школы.
Школа Л.А. Степановой (обр. 1951 г.)
Новая школа, появившаяся в 1951 году, была избавлена от минусов предыдущего проекта - вместо двух рядов классов, выходящих в коридор, одну из стен заняли окна, что позволило и разгрузить, и осветить коридор - кстати, здесь он стал шире. Помимо коридора были увеличены размеры всех помещений. За это школа, правда, стала выше - 5 этажей вместо 4 у предыдущей версии, но, всё же, это лучше, чем предыдущий проект. Также здание стало дешевле в строительстве, что сказалось на массовости - около 200 школ по всей Москве - самая массовая сталинская школа!
Эти здания построены во многих районах сталинской Москвы и легко узнаются по неизменным медальонам с портретами Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского в простенках пятого этажа, а также, зачастую, по фирменной красно-белой окраске.
С-1 и Ю-1
Два разных проекта, объединённые одной идеей - это школы для строительства на затеснённых участках, они в плане более приближены к квадрату, чем вытянутая в ширину школа Степановой. Названия С-1 и Ю-1, очевидно, означают северную и южную ориентацию главного фасада, впрочем, инсоляция была довольно плохой, особенно в С-1.
С-1 внешне отличается тем, что она представляет собой параллелепипед с двумя выступами лестниц на заднем фасаде. Оформление фасадов у обоих типов школ может сильно разниться от здания к зданию, так что лучше определять эти школы чисто по пропорциям и по трёхгранным ризалитам лестниц.
Ю-1, в свою очередь, отличается, как правило, более нарядным фасадом, а также легко отличима по П-образной форме с очень длинными "ножками" и по ризалитам лестниц, расположенным на боковых фасадах, а не на заднем.
Т-2
Школа Степановой тоже была довольно дорогой в строительстве, и было принято решение о переходе с кирпича на крупные железобетонные блоки - это должно было, помимо снижения стоимости, также ускорить строительство.
Была построена единственная экспериментальная школа по проекту Т-1 (современный адрес - 5-й пр. Подбельского, 2) - первая в Москве из унифицированных железобетонных деталей. После небольшой доработки эта школа пошла в серию под индексом Т-2. Фактически, это была та же школа Степановой, только собранная из блоков - планировки и габариты были весьма схожи.
Этот проект был, конечно, дешевле школы Степановой, однако был всё ещё слишком дорогим и продержался в строительстве относительно недолго. Начали их строить в 1954 году, а уже в 1956 была готова замена. Однако всё же за такой короткий промежуток времени успели построить несколько десятков этих школ.
Внешне Т-2 можно отличить по двум симметричным крыльцам (у остальных проектов оно одно), а также по общей нарядности здания по сравнению с преемницей.
МЮ и МС
На смену Т-2 пришли ещё более дешёвые школы - МЮ (с южной ориентацией фасада) и МС (с северной). Буква М, в свою очередь, означала "Моспроект".
Первая версия, более редкая, получила скромный набор декора в виде четырёх пилонов с небольшими портретами русских писателей в простенках 1 и 2 этажей, лепной картуш на крыше и четырёхскатную крышу, однако от картуша быстро отказались, школ с ним совсем мало.
Также довольно рано отказались и от спортзала на пятом этаже - топот во время уроков физкультуры раздавался по всему зданию. Его вынесли в отдельную пристройку сзади слева - это стало первым шагом к переходу от небольших по площади, но высоких сталинских школ к более современному типу, "размазанному" по большой территории.
Эти проекты пережили указ об излишествах и продолжили строиться в составе уже хрущёвских кварталов в ещё более упрощённой и подогнанной под тогдашний стиль форме с плоской крышей и высоким чердаком, однако почти везде ещё оставались пилоны у входа. Именно таких МЮ, похожих на простые белые кубики без декора, больше всего было построено.
Из двух проектов - МЮ и МС - большее распространение получила МЮ с перевесом примерно в десять раз. Отличить их легко - если у МЮ главный фасад довольно плоский и однообразный, то у МС на него выходят окна лестниц, нарушающие общий ритм.
65-426/1
Первой школой нового типа, а также самой распространённой в городе, стал знаменитый "самолётик" со сложным названием 65-426/1. Первый такой был построен в 1963 году и 10 лет, с 1966 (когда было прекращено массовое строительство МЮ) до 1976 года (когда началось массовое строительство V-76), этот проект был монополистом среди московских школ.
Однако до постройки первого блочного "самолётика" школы подобной формы пытались строить из панелей - первые две школы-панельки в Москве были построены на улицах Свободы и Шверника по проектам V-29 и V-27 соответственно, однако каждая такая школа так и осталась единственной.
"V" в названиях московских школ - это римская цифра, и V-27 читается как пять - двадцать семь, никаких "вэ" и "ви"
Первый же настоящий "самолёт" был построен на Кутузовском проекте, и от серийного он отличается только развитым крыльцом, значительно упрощённым в серийном варианте.
Эта школа принципиально отличалась от всех предыдущих - с переходом от тесной квартальной планировки к более просторной микрорайонной для школ появилось больше места, и это позволило снизить этажность до 2-3 этажей и "размазать" здание по территории ради инсоляции.
Также одним из преимуществ нового проекта стала модульность - блок с классами был отделён от блока с залами переходом, что позволило, во-первых, снизить уровень шума, а во-вторых можно было, например, убрать этот блок с залами для размещения, например, школ искусств или, наоборот, прибавить дополнительный такой блок.
Также, например, для размещения институтов или административных зданий, этажность блока классов иногда повышалась до 4 или 5 этажей, и, вообще, из элементов этой школы можно было собрать множество разных вариаций общественных зданий. Однако замена, всё же, была необходима - школа была довольно тесной, да и помещений было недостаточно.
V-76
В конце 70-х был запущен ДСК-7, специально заточенный под производство крупных панелей для общественных зданий, это были одни из самых крупных панелей, производившихся в СССР. Первой его продукцией стала новая, ещё более просторная и комфортная школа, многими называемая самой удачной в Москве - V-76, она же "квадрат" или "каре".
Новшеством для Москвы стала, помимо кольцевой конструкции с кольцевым же коридором, сама суть панельной школы - помним, что до этого момента массово они не строились. С этого момента все новые школы в Москве стали панельными, все они производились на ДСК-7. Легко можно отличить его продукцию по выступающим каймам по периметру панелей, причём до 1997 года все школы этого завода облицовывались плиткой-кабанчиком, а после - просто окрашивались, однако проект V-76 этого избежал - последние здания достраивались в первой половине 90-х.
Стандартными цветами плитки для этих школ стали небесно-голубой, лимонно-жёлтый и глиняно-оранжевый.
V-79 (вар. 2), она же И-1605А
Школа-каре, конечно, была просторной и большой, однако всё же довольно компактной, поэтому в 1987 году началось массовое строительство школ для просторных участков, ставших самыми крупными в Москве - V-79. Предполагалось два варианта, из них был выбран второй, также получивший обозначение И-1605А (И-1605А к серии панельных домов 1605 отношения не имеет).
Компоновочно школа напоминает 65-426/1 - длинный блок с классами и блок с залами, пониже, соединённый переходом с основным корпусом. Кстати, эта школа рассчитана на столько же учеников, как и "самолётик" - 33 класса - но в объёме значительно больше, что наглядно показывает увеличение помещений.
V-79 продолжали строиться до самого закрытия завода в середине 2010-х, после 1997 года облицовочную плитку (было два основных паттерна - бело-жёлтый и бело-синий) сменила окраска, не всегда, правда, красивая.
Также можно отметить некоторые необычные детали - например, вход в здание осуществляется через блок залов, а также эта школа - рекордсмен по количеству лестниц - аж 5 штук.
V-92 и И-1577А
С уплотнением застройки в конце 80-х снова потребовалась школа для затеснённых участков на замену довольно нерационально занимающей пространство V-76. Новый проект тоже получил кольцеобразный коридор, но внутреннего двора уже не было - его место заняли залы, в классы были расположены с наружной стороны коридора. Получившаяся школа за свою форму была прозвана "черепашкой", а индекс проекта - V-92.
Школа V-92 пошла в массовое строительство в 1990 году и массово в чистом виде строилась до 1996 года. Все здания этого проекта облицованы "градиентно" либо в оранжево-жёлтых, либо в сине-голубых тонах. В целом проект был довольно удачен, но всё же и здесь нашлось место для улучшений - в 1996 году в производство пошла И-1577А - улучшенная версия "черепашки". Из важных особенностей на ней появились два больших зала со стеклянными стенами.
Помимо них здесь появились странные фонари, расположенные на кронштейнах на крыше по периметру, однако из-за недостатков конструкции и сложности обслуживания они зачастую не работают, а территория освещается классическими фонарями на столбах, однако сами кронштейны почти везде сохранились. Также эта школа отличается и отделкой фасада - вместо плитки все здания просто покрашены. Ещё часто здесь применялись, по моде тех лет, цветные стеклопакеты.
Модернизированная "черепашка" производилась на ДСК-7 до самого его закрытия в 2014 году и стала последней типовой школой Москвы.
Послетиповая эпоха
На смену типовым панельным школам пришли монолитные, не требующие типовых проектов. Сейчас школы по своей сути приближаются к довоенной эпохе, когда строились большие, просторные школьные здания с множеством пристроек по индивидуальным проектам. Также сейчас активно идёт реконструкция старых типовых школ, в результате которой внешность может немного измениться, в основном реконструируют "самолётики" и панельные школы ДСК-7.
В заключение
На этом мои статьи о школах не закончатся - есть ещё огромное количество региональных школ, строившихся в гораздо больших количествах, чем московские, а также мало рассказывал про детские сады, магазины и другие общественные здания.
Также у меня есть подборка статей о нежилых зданиях.
Всем до скорого!