Найти в Дзене
Типарх от Рёске

Все типовые школы Москвы

После цикла статей о типовых проектах московских школ пришло время написать статью-обобщение, где я расскажу о всех типах школ и их истории. В названиях абзацев находятся ссылки на отдельные, более детальные статьи, посвящённые конкретным проектам. Итак, начнём. В 1920-х остро встал вопрос обеспечения Москвы достаточным количеством школ - этот тип зданий тогда был совершенно не распространён, и специально построенных в качестве школ дореволюционных зданий были считанные единицы. До конца 1940-х годов в столице не существовало, как таковых, типовых проектов школьных зданий - все они строились по индивидуальным, классицистическим или конструктивистским, проектам, и, как правило, были довольно массивны, особенно для тех лет. Кстати, в этом плане Москва отставала от регионов, где с середины 30-х строились школы подобных размеров, но по типовым проектам (например - 2070), хотя, конечно, не в таких больших количествах, чтобы назвать их массовыми. Первым типовым проектом, строившимся в Моск
Оглавление

Школа проекта Степановой образца 1949 года на Новопесчаной улице. Фото автора
Школа проекта Степановой образца 1949 года на Новопесчаной улице. Фото автора

После цикла статей о типовых проектах московских школ пришло время написать статью-обобщение, где я расскажу о всех типах школ и их истории. В названиях абзацев находятся ссылки на отдельные, более детальные статьи, посвящённые конкретным проектам.

Итак, начнём.

"Дотиповой" период

В 1920-х остро встал вопрос обеспечения Москвы достаточным количеством школ - этот тип зданий тогда был совершенно не распространён, и специально построенных в качестве школ дореволюционных зданий были считанные единицы.

Школа №1249 в Чапаевском переулке - типичный пример индпроекта 30-х. Фото автора
Школа №1249 в Чапаевском переулке - типичный пример индпроекта 30-х. Фото автора

До конца 1940-х годов в столице не существовало, как таковых, типовых проектов школьных зданий - все они строились по индивидуальным, классицистическим или конструктивистским, проектам, и, как правило, были довольно массивны, особенно для тех лет. Кстати, в этом плане Москва отставала от регионов, где с середины 30-х строились школы подобных размеров, но по типовым проектам (например - 2070), хотя, конечно, не в таких больших количествах, чтобы назвать их массовыми.

Школа Л.А. Степановой (обр. 1949 г.)

Фрагмент фасада школы Степановой образца 1949 года. Фото автора
Фрагмент фасада школы Степановой образца 1949 года. Фото автора

Первым типовым проектом, строившимся в Москве, стала школа проекта архитектора Л.А. Степановой, сделанная на базе индпроекта её же авторства десятилетней давности. За короткий срок с 1949 по 1951 по этому проекту было построено несколько десятков школ, преимущественно на севере города.

Вид сзади. Фото автора
Вид сзади. Фото автора

По сравнению с шикарным фасадом эксплуатационные характеристики у школ этого проекта были плоховаты - тесный и тёмный коридор, в который выходило два ряда классов, тесные помещения, не соответствующие нормам, а также высокая стоимость строительства. Все эти факторы привели к появлению в 1951 году новой, "улучшенной и переработанной" версии степановской школы.

Школа Л.А. Степановой (обр. 1951 г.)

Фрагмент фасада школы Степановой образца 1951 года на улице Альенде. Фото автора
Фрагмент фасада школы Степановой образца 1951 года на улице Альенде. Фото автора

Новая школа, появившаяся в 1951 году, была избавлена от минусов предыдущего проекта - вместо двух рядов классов, выходящих в коридор, одну из стен заняли окна, что позволило и разгрузить, и осветить коридор - кстати, здесь он стал шире. Помимо коридора были увеличены размеры всех помещений. За это школа, правда, стала выше - 5 этажей вместо 4 у предыдущей версии, но, всё же, это лучше, чем предыдущий проект. Также здание стало дешевле в строительстве, что сказалось на массовости - около 200 школ по всей Москве - самая массовая сталинская школа!

Школа Степановой образца 1951 года на Василевского. Фото автора
Школа Степановой образца 1951 года на Василевского. Фото автора

Эти здания построены во многих районах сталинской Москвы и легко узнаются по неизменным медальонам с портретами Ломоносова, Пушкина, Горького и Маяковского в простенках пятого этажа, а также, зачастую, по фирменной красно-белой окраске.

С-1 и Ю-1

Ю-1 на Куусинена, одна из самых нарядных. Фото автора
Ю-1 на Куусинена, одна из самых нарядных. Фото автора

Два разных проекта, объединённые одной идеей - это школы для строительства на затеснённых участках, они в плане более приближены к квадрату, чем вытянутая в ширину школа Степановой. Названия С-1 и Ю-1, очевидно, означают северную и южную ориентацию главного фасада, впрочем, инсоляция была довольно плохой, особенно в С-1.

Передний фасад С-1 в Красногорске. Фото - СТА
Передний фасад С-1 в Красногорске. Фото - СТА

С-1 внешне отличается тем, что она представляет собой параллелепипед с двумя выступами лестниц на заднем фасаде. Оформление фасадов у обоих типов школ может сильно разниться от здания к зданию, так что лучше определять эти школы чисто по пропорциям и по трёхгранным ризалитам лестниц.

С-1, вид сзади. Фото - СТА. Внимание на расположение лестниц
С-1, вид сзади. Фото - СТА. Внимание на расположение лестниц

Ю-1, в свою очередь, отличается, как правило, более нарядным фасадом, а также легко отличима по П-образной форме с очень длинными "ножками" и по ризалитам лестниц, расположенным на боковых фасадах, а не на заднем.

Сравнение габаритов школы Степановой (сверху) и Ю-1 (снизу). Оба скриншота - Яндекс-карты.
Сравнение габаритов школы Степановой (сверху) и Ю-1 (снизу). Оба скриншота - Яндекс-карты.

Т-2

Школа Степановой тоже была довольно дорогой в строительстве, и было принято решение о переходе с кирпича на крупные железобетонные блоки - это должно было, помимо снижения стоимости, также ускорить строительство.

Т-1. Фото - pastvu
Т-1. Фото - pastvu

Была построена единственная экспериментальная школа по проекту Т-1 (современный адрес - 5-й пр. Подбельского, 2) - первая в Москве из унифицированных железобетонных деталей. После небольшой доработки эта школа пошла в серию под индексом Т-2. Фактически, это была та же школа Степановой, только собранная из блоков - планировки и габариты были весьма схожи.

Т-2 на улице Альенде. Фото автора
Т-2 на улице Альенде. Фото автора

Этот проект был, конечно, дешевле школы Степановой, однако был всё ещё слишком дорогим и продержался в строительстве относительно недолго. Начали их строить в 1954 году, а уже в 1956 была готова замена. Однако всё же за такой короткий промежуток времени успели построить несколько десятков этих школ.

Внешне Т-2 можно отличить по двум симметричным крыльцам (у остальных проектов оно одно), а также по общей нарядности здания по сравнению с преемницей.

МЮ и МС

Ранняя МЮ на улице Зорге, ещё с четырёхскатной крышей, но уже без картуша. Фото автора
Ранняя МЮ на улице Зорге, ещё с четырёхскатной крышей, но уже без картуша. Фото автора

На смену Т-2 пришли ещё более дешёвые школы - МЮ (с южной ориентацией фасада) и МС (с северной). Буква М, в свою очередь, означала "Моспроект".

Первая версия, более редкая, получила скромный набор декора в виде четырёх пилонов с небольшими портретами русских писателей в простенках 1 и 2 этажей, лепной картуш на крыше и четырёхскатную крышу, однако от картуша быстро отказались, школ с ним совсем мало.

Также довольно рано отказались и от спортзала на пятом этаже - топот во время уроков физкультуры раздавался по всему зданию. Его вынесли в отдельную пристройку сзади слева - это стало первым шагом к переходу от небольших по площади, но высоких сталинских школ к более современному типу, "размазанному" по большой территории.

МС с максимальным набором декора. Фото - СТА
МС с максимальным набором декора. Фото - СТА

Эти проекты пережили указ об излишествах и продолжили строиться в составе уже хрущёвских кварталов в ещё более упрощённой и подогнанной под тогдашний стиль форме с плоской крышей и высоким чердаком, однако почти везде ещё оставались пилоны у входа. Именно таких МЮ, похожих на простые белые кубики без декора, больше всего было построено.

Хрущёвская МЮ с плоской крышей на проспекте Вернадского. Фото - СТА
Хрущёвская МЮ с плоской крышей на проспекте Вернадского. Фото - СТА

Из двух проектов - МЮ и МС - большее распространение получила МЮ с перевесом примерно в десять раз. Отличить их легко - если у МЮ главный фасад довольно плоский и однообразный, то у МС на него выходят окна лестниц, нарушающие общий ритм.

МС на улице Солянка. Фото - СТА
МС на улице Солянка. Фото - СТА

65-426/1

Первой школой нового типа, а также самой распространённой в городе, стал знаменитый "самолётик" со сложным названием 65-426/1. Первый такой был построен в 1963 году и 10 лет, с 1966 (когда было прекращено массовое строительство МЮ) до 1976 года (когда началось массовое строительство V-76), этот проект был монополистом среди московских школ.

65-426/1 на Ясеневой улице. Фото автора
65-426/1 на Ясеневой улице. Фото автора

Однако до постройки первого блочного "самолётика" школы подобной формы пытались строить из панелей - первые две школы-панельки в Москве были построены на улицах Свободы и Шверника по проектам V-29 и V-27 соответственно, однако каждая такая школа так и осталась единственной.

"V" в названиях московских школ - это римская цифра, и V-27 читается как пять - двадцать семь, никаких "вэ" и "ви"
Макет V-27. Фото - СТА
Макет V-27. Фото - СТА

Первый же настоящий "самолёт" был построен на Кутузовском проекте, и от серийного он отличается только развитым крыльцом, значительно упрощённым в серийном варианте.

Первый 65-426/1 на Кутузовском проспекте. Фото - Яндекс-карты
Первый 65-426/1 на Кутузовском проспекте. Фото - Яндекс-карты

Эта школа принципиально отличалась от всех предыдущих - с переходом от тесной квартальной планировки к более просторной микрорайонной для школ появилось больше места, и это позволило снизить этажность до 2-3 этажей и "размазать" здание по территории ради инсоляции.

Один из последних построенных 65-426/1. Фото - Яндекс-карты
Один из последних построенных 65-426/1. Фото - Яндекс-карты

Также одним из преимуществ нового проекта стала модульность - блок с классами был отделён от блока с залами переходом, что позволило, во-первых, снизить уровень шума, а во-вторых можно было, например, убрать этот блок с залами для размещения, например, школ искусств или, наоборот, прибавить дополнительный такой блок.

"Самолётики" с двумя блоками залов (Волоколамское, 112к3) и без них (Красногорск, Вокзальная, 27А). Оба скриншота - Яндекс-карты
"Самолётики" с двумя блоками залов (Волоколамское, 112к3) и без них (Красногорск, Вокзальная, 27А). Оба скриншота - Яндекс-карты

Также, например, для размещения институтов или административных зданий, этажность блока классов иногда повышалась до 4 или 5 этажей, и, вообще, из элементов этой школы можно было собрать множество разных вариаций общественных зданий. Однако замена, всё же, была необходима - школа была довольно тесной, да и помещений было недостаточно.

V-76

V-76. Фото - Яндекс-карты
V-76. Фото - Яндекс-карты

В конце 70-х был запущен ДСК-7, специально заточенный под производство крупных панелей для общественных зданий, это были одни из самых крупных панелей, производившихся в СССР. Первой его продукцией стала новая, ещё более просторная и комфортная школа, многими называемая самой удачной в Москве - V-76, она же "квадрат" или "каре".

V-76 в голубой плитке. Фото - СТА
V-76 в голубой плитке. Фото - СТА

Новшеством для Москвы стала, помимо кольцевой конструкции с кольцевым же коридором, сама суть панельной школы - помним, что до этого момента массово они не строились. С этого момента все новые школы в Москве стали панельными, все они производились на ДСК-7. Легко можно отличить его продукцию по выступающим каймам по периметру панелей, причём до 1997 года все школы этого завода облицовывались плиткой-кабанчиком, а после - просто окрашивались, однако проект V-76 этого избежал - последние здания достраивались в первой половине 90-х.

Оранжевая V-76 в Капотне, на переднем плане - довольно редкий забор ПО-1. Фото - СТА
Оранжевая V-76 в Капотне, на переднем плане - довольно редкий забор ПО-1. Фото - СТА

Стандартными цветами плитки для этих школ стали небесно-голубой, лимонно-жёлтый и глиняно-оранжевый.

V-79 (вар. 2), она же И-1605А

Школа-каре, конечно, была просторной и большой, однако всё же довольно компактной, поэтому в 1987 году началось массовое строительство школ для просторных участков, ставших самыми крупными в Москве - V-79. Предполагалось два варианта, из них был выбран второй, также получивший обозначение И-1605А (И-1605А к серии панельных домов 1605 отношения не имеет).

Две V-79 в ранней облицовке. Фото - Яндекс-панорамы
Две V-79 в ранней облицовке. Фото - Яндекс-панорамы

Компоновочно школа напоминает 65-426/1 - длинный блок с классами и блок с залами, пониже, соединённый переходом с основным корпусом. Кстати, эта школа рассчитана на столько же учеников, как и "самолётик" - 33 класса - но в объёме значительно больше, что наглядно показывает увеличение помещений.

V-79 продолжали строиться до самого закрытия завода в середине 2010-х, после 1997 года облицовочную плитку (было два основных паттерна - бело-жёлтый и бело-синий) сменила окраска, не всегда, правда, красивая.

Одна из последних V-79. Фото - СТА
Одна из последних V-79. Фото - СТА

Также можно отметить некоторые необычные детали - например, вход в здание осуществляется через блок залов, а также эта школа - рекордсмен по количеству лестниц - аж 5 штук.

V-92 и И-1577А

С уплотнением застройки в конце 80-х снова потребовалась школа для затеснённых участков на замену довольно нерационально занимающей пространство V-76. Новый проект тоже получил кольцеобразный коридор, но внутреннего двора уже не было - его место заняли залы, в классы были расположены с наружной стороны коридора. Получившаяся школа за свою форму была прозвана "черепашкой", а индекс проекта - V-92.

V-92 в красивой ранней "градиентной" облицовке. Фото - СТА
V-92 в красивой ранней "градиентной" облицовке. Фото - СТА

Школа V-92 пошла в массовое строительство в 1990 году и массово в чистом виде строилась до 1996 года. Все здания этого проекта облицованы "градиентно" либо в оранжево-жёлтых, либо в сине-голубых тонах. В целом проект был довольно удачен, но всё же и здесь нашлось место для улучшений - в 1996 году в производство пошла И-1577А - улучшенная версия "черепашки". Из важных особенностей на ней появились два больших зала со стеклянными стенами.

И-1577А в Крылатском. Фото - Яндекс-карты
И-1577А в Крылатском. Фото - Яндекс-карты

Помимо них здесь появились странные фонари, расположенные на кронштейнах на крыше по периметру, однако из-за недостатков конструкции и сложности обслуживания они зачастую не работают, а территория освещается классическими фонарями на столбах, однако сами кронштейны почти везде сохранились. Также эта школа отличается и отделкой фасада - вместо плитки все здания просто покрашены. Ещё часто здесь применялись, по моде тех лет, цветные стеклопакеты.

Кронштейны для фонарей на И-1577А в Войковском районе. Фото автора
Кронштейны для фонарей на И-1577А в Войковском районе. Фото автора

Модернизированная "черепашка" производилась на ДСК-7 до самого его закрытия в 2014 году и стала последней типовой школой Москвы.

Послетиповая эпоха

На смену типовым панельным школам пришли монолитные, не требующие типовых проектов. Сейчас школы по своей сути приближаются к довоенной эпохе, когда строились большие, просторные школьные здания с множеством пристроек по индивидуальным проектам. Также сейчас активно идёт реконструкция старых типовых школ, в результате которой внешность может немного измениться, в основном реконструируют "самолётики" и панельные школы ДСК-7.

Реконструированная V-76 с перекраской фасада. Фото - СТА
Реконструированная V-76 с перекраской фасада. Фото - СТА

В заключение

На этом мои статьи о школах не закончатся - есть ещё огромное количество региональных школ, строившихся в гораздо больших количествах, чем московские, а также мало рассказывал про детские сады, магазины и другие общественные здания.

Также у меня есть подборка статей о нежилых зданиях.

Всем до скорого!