Найти в Дзене
Типарх от Рёске

Самая красивая типовая школа Москвы (проект Степановой 1949 г.)

В послевоенной Москве, в конце 40-х годов начались первые попытки сделать строительство массовым и серийным - застройка стала вестись обширными кварталами типовых многоэтажных сталинок. Разумеется, для массовой застройки школы, строившиеся до войны - громоздкие, широкие, по индивидуальным проектам, совершенно не годились - нужна была новая, компактная и предназначенная для массового строительства школа. Этот, как и все московские сталинские типовые проекты были рассчитаны на 880 человек - 2 параллели по 10 классов по 40 человек плюс два подготовительных класса. Этот формат пошёл ещё из 20-х годов, изначально названный ФЗД (фабрично-заводская десятилетка), после войны он стал основным для школ в крупных городах, пока уже в хрущёвские времена инициативу не перехватили школы на три и более параллелей. Школа, подобная пошедшей в серию в 1949 году, разрабатывалась Степановой ещё перед войной - уже тогда появилась концепция небольшой школы в форме параллелепипеда с коридором посередине и ря

Школа №1384 на Новопесчаной улице. Фото автора
Школа №1384 на Новопесчаной улице. Фото автора

В послевоенной Москве, в конце 40-х годов начались первые попытки сделать строительство массовым и серийным - застройка стала вестись обширными кварталами типовых многоэтажных сталинок. Разумеется, для массовой застройки школы, строившиеся до войны - громоздкие, широкие, по индивидуальным проектам, совершенно не годились - нужна была новая, компактная и предназначенная для массового строительства школа.

Школа на Новопесчаной. Фото автора
Школа на Новопесчаной. Фото автора

Этот, как и все московские сталинские типовые проекты были рассчитаны на 880 человек - 2 параллели по 10 классов по 40 человек плюс два подготовительных класса. Этот формат пошёл ещё из 20-х годов, изначально названный ФЗД (фабрично-заводская десятилетка), после войны он стал основным для школ в крупных городах, пока уже в хрущёвские времена инициативу не перехватили школы на три и более параллелей.

Школа на Новопесчаной. Фото с pastvu
Школа на Новопесчаной. Фото с pastvu

Школа, подобная пошедшей в серию в 1949 году, разрабатывалась Степановой ещё перед войной - уже тогда появилась концепция небольшой школы в форме параллелепипеда с коридором посередине и рядами классов, выходящих на оба фасада здания. Такая форма позволяла задействовать площадь максимально эффективно, однако при этом возникала перегрузка коридоров - в узкое пространство выходило в два раза больше классов, чем обычно, а также были проблемы с освещённостью - окна находились только в торцах, а в середине естественное освещение отсутствовало.

Да, есть на 3 и 4 этажах холлы с окнами, но они, как правило, заняты буфетом и спортзалом ещё с самой постройки. Фото - СТА
Да, есть на 3 и 4 этажах холлы с окнами, но они, как правило, заняты буфетом и спортзалом ещё с самой постройки. Фото - СТА

Это был единственный типовой проект подобного рода - впоследствии все школы разрабатывались только с одним рядом классов вдоль коридора. Зато из-за тесной компоновки классов на этаже 880 человек удалось уместить в четыре этажа - в более поздних проектах был нужен уже пятый этаж. Дешевле и комфортнее всё же оказались именно пятиэтажные школы с односторонним расположением классов, так что после трёх лет строительства этот проект был заменён новым - образца 1951 года - ставшим самым массовым проектом своей эпохи и сохранившим некоторые черты предыдущего.

Задний фасад школы на Новопесчаной. Фото автора
Задний фасад школы на Новопесчаной. Фото автора

Период строительства был довольно коротким, и за это время успели построить около 20 школ в Москве и две, внезапно, в Йошкар-Оле. Преемница - школа проекта 1951 года - была построена как минимум вдвое большим тиражом. Это и было ожидаемо - странно было бы ожидать от первого в своем роде проекта для массового строительства хороших результатов, не требующих доработки.

Школа №14 в Йошкар-Оле. Фото - pastvu
Школа №14 в Йошкар-Оле. Фото - pastvu

Сильной стороной проекта, безусловно, был внешний вид - узнаваемый фасад с выраженным вертикальным ритмом, разделённый на пять частей, был оформлен (в каноничном исполнении) в красно-белых цветах и дополнялся арочными окнами четвёртого этажа и массивным картушем на крыше - в "исправленной" версии он визуально потерялся из-за увеличенной высоты. Впрочем, фасад не был заслугой Л.А. Степановой - его делали другие архитекторы, Ростковский и Чекалин.

Школа в 3-м Михалковском пер. Фото - СТА
Школа в 3-м Михалковском пер. Фото - СТА

Да, внешне школа была прекрасна, но слишком дорога. Наработки были использованы в более поздних проектах, а школа образца 1949 года стала уникальной для Москвы по компактности, тесноте, стоимости и красоте. Последующие проекты школ, сменявшие друг друга, вплоть до 1963 года шли по сути по пути простого удешевления без кардинальной переработки конструкции, и только эти пара десятков четырёхэтажных школ блещут своей красотой, так и не достигнутой когда-либо ещё в истории.

Школа на Полоцкой улице. Фото - СТА
Школа на Полоцкой улице. Фото - СТА

Всем до скорого!