Найти в Дзене
Типарх от Рёске

Типовая "школа-самолётик" - проект 65-426/1

Во многих районах Москвы с хрущёвской и брежневской застройкой стоят типовые школы, знакомые внешне каждому москвичу - в плане они напоминают самолёт, "хвостовая" часть - двухэтажная, "крылья" могут быть в три или четыре этажа, а само здание - из крупных блоков. Народное прозвище используется даже среди тех, кто знает настоящее название проекта - слижком уж оно труднопроизносимое. В начале 60-х, на фоне повсеместного внедрения панельных зданий, вместо самых массовых на тот момент школ (а это были блочные МЮ-1), были разработаны проекты каркасно-панельной конструкции, реализованные экспериментально в Тушине и Новых Черёмушках, однако для того времени каркасно-панельная конструкция получилась слишком дорогой и ненужной, ибо схожие конструкции в блочном исполнении тоже вполне жизнеспособны, но гораздо дешевле. В итоге проект был переработан в крупноблочный и первая школа нового проекта была построена на Кутузовском проспекте, 28. Сейчас это один из корпусов школы №56. В итоге школа на Ку
Оглавление

65-426/1 в Орехове-Борисове Южном. Фото автора
65-426/1 в Орехове-Борисове Южном. Фото автора

Во многих районах Москвы с хрущёвской и брежневской застройкой стоят типовые школы, знакомые внешне каждому москвичу - в плане они напоминают самолёт, "хвостовая" часть - двухэтажная, "крылья" могут быть в три или четыре этажа, а само здание - из крупных блоков. Народное прозвище используется даже среди тех, кто знает настоящее название проекта - слижком уж оно труднопроизносимое.

Первая школа-самолётик на Кутузовском проспекте, фото с pastvu
Первая школа-самолётик на Кутузовском проспекте, фото с pastvu

Как они появились?

В начале 60-х, на фоне повсеместного внедрения панельных зданий, вместо самых массовых на тот момент школ (а это были блочные МЮ-1), были разработаны проекты каркасно-панельной конструкции, реализованные экспериментально в Тушине и Новых Черёмушках, однако для того времени каркасно-панельная конструкция получилась слишком дорогой и ненужной, ибо схожие конструкции в блочном исполнении тоже вполне жизнеспособны, но гораздо дешевле.

Школа V-27, панельный предок 65-426/1.
Школа V-27, панельный предок 65-426/1.

В итоге проект был переработан в крупноблочный и первая школа нового проекта была построена на Кутузовском проспекте, 28. Сейчас это один из корпусов школы №56.

65-426/1 на Палехской улице. Состояние этой школы максимально близко к изначально-эталонному. Фото - СТА
65-426/1 на Палехской улице. Состояние этой школы максимально близко к изначально-эталонному. Фото - СТА

В итоге школа на Кутузовском оказалась довольно удачной и начала строиться с 1963 года серийно под индексом 65-426/1, став самой массовой школой хрущёвских времён в Москве, вытеснив МЮ-1, которая была переделана из ещё сталинской МЮ. От школы на Кутузовском проспекте типовые "самолёты" отличаются лишь упрощённым крыльцом и лестничными клетками, заканчивающимися на уровне крыши (на Кутузовском были небольшие надстройки)

О самом проекте

Школа 65-426/1 строилась в двух вариантах (не считая единичных вариаций, не строившихся серийно) - они отличались друг от друга только количеством этажей в части школы с классами. В трёхэтажной, более массовой, версии, размещались три параллели по десять классов. В четырёхэтажной, логично, было четыре параллели.

Четырёхэтажный самолётик на улице Зорге. Фото автора
Четырёхэтажный самолётик на улице Зорге. Фото автора

Также из элементов этой школы создавалось множество индивидуальных проектов - начиная от самолётов с двумя хвостами или наоборот, без них, заканчивая полными переделками, узнаваемыми чисто по текстуре блоков.

Одна из самых странных переделок в селе Оськино. Фото - СТА
Одна из самых странных переделок в селе Оськино. Фото - СТА

В стандартной версии все классы (и почти ничего кроме них) располагались в большей, передней части здания. В "хвосте" же находились залы и столовая. Между частями здания - переход. Чёткое разделение помещений по функционалу позволяло легко видоизменять проект, например, достроить лишний этаж классов либо построить ещё одну пристройку с залами (ну или убрать её, получив довольно типовое здание музыкальной и художественной школ).

Версии с нестандартным количеством пристроек с залами - техникум в Покровском-Стрешневе и художка в Красногорске. Фото - Яндекс-карты
Версии с нестандартным количеством пристроек с залами - техникум в Покровском-Стрешневе и художка в Красногорске. Фото - Яндекс-карты

О компоновке

Сама по себе схема школы была новаторской для своего времени - до этого школы по своим очертаниям напоминали жилые дома - они росли вверх, а не в стороны. Это были высокие и довольно узкие "коробочки", а "самолётик" стал первой школой, напоминающей по форм-фактору всё, что строится до сих пор - здание в два-три этажа, занимающее большую площадь, но не сильно высокое.

65-426/1 в городе Чехов-8. Фото - СТА
65-426/1 в городе Чехов-8. Фото - СТА

Это было связано в том числе с переходом от тесной квартальной компоновки к более свободной микрорайонной. Использование этих зданий тоже стало более удобным - меньше ходьбы по лестницам.

Почему так распространена?

Школы-самолётики стали практически единственными строившимися в Москве в течение 15 с лишним лет. Проект МЮ-1, который она вытеснила, прекратили строить в 1966 году, а новый проект V-76, способный заменить "самолётик", начали строить только в 1979 году, с пуском специально заточенного под общественные здания ДСК-7. Таким образом, проект 65-426/1 был монополистом с 1966 по 1979 годы - настолько проект был удачным. Вообще эти школы строили с 1963 аж по 1995 год в Москве, не говоря о других городах, где они тоже единично строились.

Один из последних "самолётиков", 90-х годов постройки в Монине. Фото - Яндекс-панорамы
Один из последних "самолётиков", 90-х годов постройки в Монине. Фото - Яндекс-панорамы

География распространения

Изначально запроектированная для Москвы, большая часть этих школ там и была построена. Однако некоторые единичные экземпляры занесло достаточно далеко, кое-где даже за тысячи километров. Помимо Москвы и области, 65-426/1 были построены в Переславле-Залесском, Ярославле, городах Тверской области, Вязьме, Лянторе, Нефтеюганске, Нижневартовске, Югре, кавказской Усть-Джегуте и далёкой Тынде.

"Самолётик" за 5600 км от родного завода. Фото - Яндекс-панорамы
"Самолётик" за 5600 км от родного завода. Фото - Яндекс-панорамы

В большинстве указанных городов построены одна-две штуки. В сибирских городах они построены в кварталах, построенных Москвой - например, в той же Тынде школа стоит среди многоэтажек П44 и детсада VI-44 (весьма распространённый московский проект д/с).

В заключение

Школы-самолётики - настолько же важная часть типовой архитектуры Москвы, как и многоэтажки П44 и П3, без которых сложно представить московские спальники. Скорее всего, этот проект - самый распространённый в городе, ведь ни один брежневский либо сталинский проект не достигал такой распространённости - более 180 зданий.

Самолётик на Новоясеневском. Фото автора
Самолётик на Новоясеневском. Фото автора

Всем до скорого!