Говоря о нежилой типовой архитектуре, грех не рассказать о школах. Об одной из них я сегодня и расскажу. Именно эта красно-белая пятиэтажка стала самой распространённой в Москве в послевоенный сталинский период. Настолько распространённой, что - известный исторический факт - в 1952 году из 27 школ, строившихся в Москве, 26 строились по этому проекту. Да что говорить, в любом сталинском районе ранних 50-х можно встретить эти красно-белые школы с четырьмя портретами писателей на фасаде.
Данный проект разрабатывался не с нуля - с 1949 года строилась первая версия школы Степановой - четырёхэтажная, с красивыми арочными окнами на последнем этаже, и по плану больше напоминала простой параллелепипед (описываемая в статье школа - П-образная). Однако её размеров не хватало, и был подготовлен проект с повышенной до 5 этажностью. Для изменившихся пропорций и удешевления архитектором Юсиным был сделан новый фасад - более лаконичный, без арочных окон, вместо них в простенках пятого этажа появились медальоны с рельефами портретов русских писателей - Ломоносова, Пушкина, Горького, Маяковского. Подобные рельефы были одинаковые на всех подобных школах, они - один из способов безошибочно идентифицировать здание этого проекта.
Данный проект предполагал 880 учащихся - наибольший возможный размер среди типовых проектов школ тех лет. Вскоре, правда, она перестала быть единственной подобной в Москве - появилась кирпичная С-1 и блочные Т-2 и МЮ. Про все эти проекты я рано или поздно сделаю статьи, ибо довольно хорошо с ними знаком. А теперь посмотрим на планировку.
Как можно легко понять, на этаже располагается по 7 классов - пять на главном фасаде и по одному на боковых. Всего 3 таких этажа, плюс ещё 4 класса на пятом - средние три съедаются актовым залом. Помимо него, кстати, в школе есть столовая, полуподземный спортзал и квартира директора. На месте последней сейчас, как правило, располагаются административные кабинеты.
Этажи в школе высокие - выше, чем в брежневских школах. На фото, к тому же, часть высоты съедается сборными потолками. Есть две лестницы, причём в части школ одна из них - строго для движения вверх, а другая - вниз. Эти лестницы довольно сложные для подъёма с непривычки - переводился в подобную школу из гораздо более низкой трёхэтажной проекта 221-1-149 (это панельная брежневская), было поначалу сложно взбираться, скажем, из подвального на пятый этаж. Кстати, о подвале.
В школе общедоступный подвальный этаж - через него осуществляется доступ в спортзал. Высотой в два этажа, он (спортзал) наполовину находится под землёй. Огромные окна под потолком начинаются как раз от уровня земли. На плане спортзал как бы заполняет собой пространство внутри буквы "П". В остальных помещениях, высотой ниже обычных, находятся раздевалки, подсобки и т.д.
Переместимся на пятый этаж. Здесь вся центральная часть здания занята проходным актовым залом. Он выделяется лепниной на потолке - хоть остальная часть конкретно этой школы завешана современными пластиковыми потолками, сомневаюсь, что в каждом классе была подобная лепнина. Сам по себе зал довольно масштабный - несмотря на, казалось бы, маленькую площадь школы, он сравним с самыми большими брежневскими залами в огромных панельных школах.
И, наконец, о классах. Размера они стандартного, только, конечно, в полтора раза выше, чем в более поздних школах - дышится в них хорошо. Редкий случай среди школ - наличие балкона. Да, он абсолютно бесполезен, но из центрального класса второго этажа можно выйти на крышу крыльца - это предусмотрено проектом. Странно, что так не сделали с крышей спортзала - она находится на этом же уровне и выходит к окнам коридора:)
Конкретно эта школа выглядит очень презентабельно, в основном из-за сохранившихся в хорошем состоянии аутентичных элементов - родного паркета во всех помещениях, перилах лестниц, убранства зала. Да, из-за унификации эта школа не так помпезна, как некоторые другие учебные заведения, но, по моему мнению, это хороший пример удачного типового проекта, который даже в глазах обывателя (а не любителя типарха) смотрится интересно.
Это первая из запланированных статей про разные типовые советские школы - про текущую мою. Также будут в первую очередь статьи про мои бывшие школы и те, где мне доводилось бывать.
Надеюсь, кто-то из вас узнал о том, как называется проект его школы, а кто-то - просто почитал о том, что строилось в Москве в те годы.
Всем до скорого!