От Советского Информбюро: Оперативная сводка за 6 марта.
Войска 2-го Белорусского фронта после двухнедельных боев овладели городом Грауденц и взяли в плен более 5 тысяч немецких солдат и офицеров.
Одновременно войска фронта юго-западнее и западнее Данцига овладели городами Третен, Мальхов и еще 60 населенными пунктами.
Отборные части вермахта и СС перешли в контрнаступление в районе озера Балатон. Нацисты планировали силами 6-й танковой армии СС, 6-й полевой армии и 2-й танковой армии отбросить Красную Армию за Дунай, восстановить линию фронта по реке Дунай и использовать это как повод для начала интенсивных переговоров с США и Великобританией.
Впрочем, несмотря на некоторые тактические успехи, выйти к Дунаю гитлеровцы так и не смогли: уже 15 марта они вынуждены были перейти к обороне. Немецкие дивизии понесли тяжелейшие потери, утратив значительную часть своей боеспособности, что изменило общее соотношение сил в пользу Красной Армии.
Балатонская оборонительная операция была последней оборонительной операцией наших войск и последней наступательной германских в Великой Отечественной войне.
6 марта погиб, сражённый осколком вражеского снаряда, командир 23-й гвардейской мотострелковой бригады (7-й гвардейский танковый корпус) гвардии полковник Александр Алексеевич Головачёв (1909-1945). Его бригада участвовали в боях при форсировании Дона, освобождении Украины, в битве за Днепр. Комбриг был семь раз ранен.
В этот день, блокируя аэродром Штефансдорф, точно вышел на цель и с горизонтального полета ювелирным бомбометанием уничтожил 5 самолетов и батарею зенитной артиллерии старший лейтенант Пашков (82-й гвардейский бомбардировочный авиаполк, - Ред.). Всего совершил 160 успешных боевых вылетов на Пе-2 на бомбардировку живой силы и техники противника. В 15 воздушных боях сбил лично три и в группе — четыре самолета врага.
Накануне звено Пашкова, куда входили экипажи летчиков Васильева и Кривунова, штурманов Лютова и Толочко, подвергло бомбовой атаке перегоны и станции на одном важном участке железной дороги. Высокие горы не давали бомбардировщикам возможности снижаться. Им пришлось бомбить цели с высоты 2.000 метров. На отдельных вершинах гор немцы установили зенитную артиллерию, открывшую интенсивный огонь по нашим самолетам. Однако это не устрашило отважных летчиков. Примерившись к обстановке, каждый экипаж самостоятельно атаковал и бомбил железнодорожные и военные объекты противника.
Метким попаданием бомбы был взорван склад боеприпасов врага. Пожар охватил несколько железнодорожных эшелонов, стоящих на станции. Большое самообладание и хладнокровие проявил в этом налете комсомолец командир корабля лейтенант Филиппов. Зенитным огнем его самолет был подбит. Один мотор вышел из строя. Лавируя между гор, Филиппов сбросил бомбы на цель. После этого он на одном моторе привел свой самолет и удачно посадил его на аэродром. При осмотре самолета на нем было обнаружено 60 осколочных пробоин.
«Население пытается убежать. Тысячи и тысячи повозок движутся на запад», - описывал Илья Эренбург то, что он увидел в занятой Красной Армией Германии. «Если можно кого-нибудь пожалеть на немецких дорогах, то только крохотных, ничего не понимающих детей, обезумевших недоенных коров, да брошенных собак и кошек - только эти непричастны к злодеяниям.
Честь и слава советскому человеку, который не верит в магию крови, для которого грудной младенец - это грудной младенец! Мы не воюем с детьми и старухами - мы не фашисты; и в Германию мы пришли не для того, чтобы отвести душу, а чтобы уничтожить даже память о государстве-упыре».
«Немцы не раз уверяли, что они пошли воевать от нужды, что им было тесно в Германии. Теперь наши люди видят, как лгали эти разбойники: не голод их выгнал из берлоги, а жадность. Война была для них не разорением, а наживой; и когда война бушевала на Сене или на Волге, она казалась им привлекательной. Достаточно было у них и жизненного пространства и добра. Вот дом прусского кулака. Просторные комнаты с кафельными печами. На стенах - часы, олеографии и непременно оленьи рога. Десяток племенных голландских коров, свиньи, гуси. Его хозяйство мало пострадало от войны: фрицы ели чужих коров и разоряли чужие хаты».
Войска союзников заняли Кельн, а также города Гомберг, Форбах, Эйскирхен. При взятии города Штиринген-Вендель освобождено 1.250 союзных военнопленных.
* * *
Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками (по 3 шт.) – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.
#Великая Отечественная война #победа #Германия #наступление #мужество