Найти в Дзене

История создания культового советского внедорожника «Нива»

redBTR - лебедки, запчасти УАЗ товары для внедорожников и off-road

Валерий Павлович Сёмушкин, художник-конструктор, прославившийся как создатель уникального дизайна ВАЗ-2121 «Нива», 27 февраля праздновал свой 85-й день рождения. Это стало отличной возможностью задуматься о его творческих достижениях и осознать, что наше представление о работе дизайнера зачастую оказывается искажённым.

С давних времен укоренился стереотип о том, что «великий талант всегда запоминается единственным произведением». Однако Валерий Павлович с легкостью опроверг это мнение.

Прежде всего, 6 сентября 1971 года он пришел на «АвтоВАЗ» уже состоявшимся специалистом. Возможно, он оказался самым опытным среди художников-конструкторов, которым предоставили небольшой участок в 20 на 20 метров в Корпусе вспомогательных цехов. Здесь царил ужасный шум, а над головами дизайнеров не раз проносились мостовые краны, и крановщица приветливо махала им рукой.

Перед тем как поступить в «Мухинку» — знаменитое Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (ныне — СПГХПА им. А. Л. Штиглица), Валерий Павлович успел поработать художником-конструктором в отделе наземного оборудования Новосибирского завода имени Чкалова, где разработал проект передвижной киноустановки на электрокаре с проектором «Украина» внутри. После этого его ждала Ленинградская жизнь.

— В первый год я не смог поступить. В это время отправился в Москву, в «Строгановку», где мои баллы могли обеспечить мне место. Я прогулялся по коридорам и ознакомился с курсовыми работами студентов. Однако московская школа и стиль их проектов мне не понравились. Я принял решение: пусть я потеряю год, но буду учиться только в «Мухинке». Дизайн транспортных средств — это искусство работы с формой, комбинация объемов и сложных поверхностей. На протяжении пяти лет мы рисовали головы и обнаженную натуру — это помогало развивать наше объемное и пластическое восприятие. Кстати, нам позировали удивительные молодые женщины — умные, образованные, обаятельные и добрые, которые знали и любили искусство.

Одновременно с учёбой Валерий Павлович работал в ленинградском ЦКБ «Строймаш», где набирался ценного опыта. Отметим, что «Мухинку» также окончил Марк Васильевич Демидовцев, многолетний начальник Валерия Павловича в ОХКА (Отделе художественного конструирования автомобилей, ныне — Центр стиля) Волжского автозавода. Он был известен как «деревянщик», как иногда называли студентов факультета проектирования мебели в ЛВХПУ.

Работа дизайнера заключается в формировании нашей предметной среды. А мы, в свою очередь, оцениваем их творчество по созданным объектам. Однако такая очевидная взаимосвязь может затянуть нас в ловушку. Проблема заключается не только в том, что «Нива» своим грандиозным успехом затмила остальные работы Валерия Павловича, но и в том, что складывается впечатление, будто роль дизайнера ограничивается лишь созданием новых форм.

-2

Тем не менее, Валерию Павловичу приходилось справляться с множеством рутинных, но крайне значимых задач. Он занимался подготовкой всех необходимых материалов для юридической защиты внешнего вида «Нивы». Его работа включала в себя переписку с Госкомитетом по науке и технике, куда была направлена документация на регистрацию первого образца. Положение о защите промышленных образцов не предусматривало каких-либо альтернатив, и ему приходилось часто посещать главный комитет, чтобы отстоять свои аргументы и доказать свою правоту. В результате, положение было доработано, и 4 декабря 1973 года авторам «Нивы» удалось получить авторское свидетельство сразу на три варианта ВАЗ-2121. Это было первое свидетельство на промышленный образец в истории Волжского автозавода, и его номер — 4444, выданное 4 декабря 1973 года. Следует упомянуть и о распространённом заблуждении, которое зачастую поддерживают сами автомобильные компании: что автором дизайна является только один человек.

-3

— В свидетельстве указаны пять авторов: В. П. Сёмушкин, П. М. Прусов, В. С. Соловьёв, М. В. Демидовцев и Л. И. Вихко. Однако вскоре начались недовольства. Представители профсоюза приходили и спрашивали: «Почему в списке авторов отсутствует начальник экспериментального цеха Борис Алексеевич Бажухин?» В ответ я пояснял, что автором патента является именно «новое художественное решение», то есть сам образ. На что мне возражали: «Но Прусов же не занимается рисованием или лепкой образов, почему он включён в авторы?» Я объяснил, что влияние ведущего конструктора Петра Михайловича Прусова на внешний вид автомобиля было значительным. Помню, подобные споры были знакомы главному конструктору Владимиру Сергеевичу Соловьёву, который, будучи сотрудником Горьковского автозавода, уже имел несколько авторских свидетельств на своём счету.

Следует также обратить внимание на ещё один момент. Каждый соавтор получал оригинал свидетельства, при этом его фамилия указывалась первой. Из-за этого может возникнуть неправильное понимание, что именно первым названный является основным автором «нового художественно-конструкторского решения, пригодного для промышленного использования» (так сказано в законодательстве).

-4

Сразу после утверждения проекта автомобиля начинается активная работа по разработке вариантов его модернизации, которая включает не только эскизы, но и создание трудоемких макетов в натуральную величину. Кроме того, ведущий дизайнер несет на своих плечах множество административных задач. За десять лет, в течение которых Валерий Павлович руководил бюро (его выбрали на эту должность чуть ли не первым в условиях перестройки), а также за пятнадцать лет, когда он возглавлял отдел дизайна кузова, им было подготовлено более 220 месячных планов работы, сотни графиков и отчетов о выполненных задачах, а также множество протоколов совещаний с подробными стенограммами выступлений. Все эти материалы требовали утверждения у вышестоящего руководства, которое всегда стремилось внести свои «пять копеек» и тщательно придиралось ко всем деталям…

-5

Дизайнер принимает активное участие в создании мастер-моделей и совершенствовании штампов. Кроме того, действующее производство также требует постоянного внимания со стороны специалистов. Все выставочные автомобили проходят через руки дизайнеров.

Не менее важной задачей являются обращения от трудящихся. В Советском Союзе к этому относились очень серьезно, и каждому письму полагалось давать ответ. Однако как можно отреагировать на такое сообщение: «…предлагаю сделать педаль газа более жесткой, потому что сидя в вашем автомобиле ощущаешь себя как в танке или, даже, в погребе — ничего не слышно, и до беды рукой подать…»?

Валерий Павлович родился и вырос на берегу Оби, в селе Спирино, расположенном в 130 километрах от Новосибирска. Его любовь к рисованию, скорее всего, передалась ему по наследству. От отца, который погиб на фронте, остались письма с великолепными рисунками. Мать, учительница начальных классов, самостоятельно создавала красочные учебные материалы. Ему также повезло с наставниками — его школьный военрук Петр Павлович Кучин создавал удивительные акварели. Позже, уже в Новосибирске, он записался в художественную студию, которую вел выпускник Мухинского училища Александр Сергеевич Чернобровцев. Таким образом, был задан правильный вектор для развития его художественных навыков. Но как вписать в эту концепцию картину, написанную Валерием Павловичем в 1956 году? Это холст, масла, размером 50х48 см, и она называется «Нива, прямая дорога».

-6

Если бы только всё было так просто! Полноприводный автомобиль второго класса малого формата, предназначенный для «удовлетворения потребностей жителей сельхозрайонов страны, а также для эксплуатации в сложных дорожных условиях», получил одобрение министерского НТС 25 апреля 1969 года. На «АвтоВАЗе» первый технический совет, посвящённый этому проекту, состоялся 20 апреля 1971 года, и его участники единогласно отклонили предложение о создании цельнометаллического кузова!

-7

Кому, как не Валерию Павловичу, было известно, что на самом деле нужно для сельских районов! И, несмотря на указания Демидовцева, он принял решение создать масштабный макет трехдверного автомобиля с закрытым цельнометаллическим кузовом, используя для этого пластилин. На тот момент по дорогам уже курсировал «Крокодил Гена» — экспериментальный открытый вездеход ВАЗ-Э2121.

5 мая 1972 года в КВЦ появились главный конструктор Соловьев и ведущий конструктор проекта Прусов. «Что это такое? — спросил Соловьев, прищурившись. — Кто дал разрешение?». Сёмушкин ответил, что не спрашивал никого и сделал макет по своей инициативе. Наступила гнетущая тишина. Соловьев некоторое время изучал макет, а затем хмыкнул: «Партизаны! Ну, настоящие партизаны!». Это звучало как положительная оценка. Когда Сёмушкин сообщил, что макет полностью соответствует компоновке, предложенной Прусовым, главный конструктор распорядился: «Создавай макет в натуральную величину! Встретимся в августе». Следующий технический совет был назначен на 20 августа, и о кузове с брезентовым верхом уже не вспоминали.

С самого начала автомобиль получил название «Нива». Однако в 1972 году на заводе «Ростсельмаш» началось производство самоходного зерноуборочного комбайна с тем же именем. В будущем комбайн «Нива» и вездеход «Нива» стали довольно распространенными единицами.

В 2012 году Пётр Михайлович Прусов, главный конструктор «Нивы», поделился с корреспондентом журнала «Итоги», что в названии вездехода заключены инициалы его дочерей — Натальи и Ирины, а также сыновей главного конструктора Соловьева — Вадима и Андрея.

– Неясно, зачем Прусов это придумал. Ведь у Соловьева сыновья — Сергей и Андрей. Так что название могло бы получиться «Ниса»! К тому же, когда я впервые предложил имя «Нива», его вторая дочь ещё не была на свету! Но Пётр Михайлович уверял, что журналисты наверняка всё исказят, так пусть хотя бы будет интереснее.

-8

Как велико влияние везения на творческий процесс? Почему зачастую страдают непризнанные гении? Молодой доктор философии Кристиан Буш, работающий в Нью-Йоркском университете и Лондонской школе экономики, предложил концепцию «умной удачи». Он утверждает, что удача — это не простое везение, а результат глубокого понимания и усилий по реализации замеченного в жизни.

Если углубиться в теорию доктора Буша, то можно с уверенностью сказать, что Валерий Павлович вполне заслуженно пользовался судьбоносной удачей:

— Наиболее удачный элемент внешнего дизайна — это задняя стойка. У неё «правильный» угол наклона, небольшая ширина и чёткий, выразительный переход от боковины. Когда я впервые увидел образец «Нивы», сразу бросилась в глаза массивность задней стойки. Я поделился своими мыслями с Главным, и он поддержал меня, сказав: «Все, что считаешь нужным, исправь в следующей серии образцов». Такое отношение к работе — мечта для любого конструктора! Стив Маттин также отмечал удачный наклон стойки и заднего стекла, даже назвав «Ниву» иконой стиля.

Действительно, разве это не везение — иметь возможность создавать так, как тебе подсказывает сердце? Однако мы не раз наблюдали, как блестящие идеи дизайнеров оказывались раздавлены под давлением технологов и заводского руководства. Причин этому можно найти множество, но одной из самых распространённых остаётся неспособность защищать свои идеи и убеждения.

-9

Дизайн возникает на перекрестке рационального и интуитивного мышления. Поначалу возникали замечания по поводу подфарников «Нивы», которые по просьбе Валерия Павловича превратились в «надфарники». Один из членов министерского худсовета метко заметил: «Двухэтажный передок!». В ответ Валерий Павлович решил создать гипсовую модель в натуральную величину с «одноэтажным» вариантом. На этот раз главный конструктор даже не стал углубляться в детали, лишь отмахнулся от идеи. Однако новый вариант пришёлся по душе техническому директору «АвтоВАЗу» Марату Нугумановичу Фаршатову, и его указаниям был построен прототип. В этом варианте подфарники не только оказались внизу, но и разъем капота находился сверху, что создало определённые сложности с размещением запасного колеса под капотом. В конечном итоге, предложение не удалось реализовать. А сегодня вокруг нас столько кроссоверов с «двухэтажными» передками!

Тем не менее, такое мнение можно рассматривать как «постфактум», а вот предугадать результаты гораздо сложнее! Никто даже не догадывался, что «Виллис» станет одной из настоящих икон американского автопрома, и при этом у этого вездехода не было ни одного дизайнерского концепта! Создание внедорожников — это крайне ответственный процесс. Обычно разработки в этой категории занимают больше времени, чем у обычных легковых автомобилей. Следовательно, главным критерием успешности их дизайна зачастую становится именно время.

Судьба нередко играет злые шутки с творцами. Знает ли кто Гервика Ляйнселлера, создателя легендарного Mercedes-Benz Geländewagen? Давид Бахэ прославился благодаря Range Rover, хотя его другие проекты, возможно, более удачные, остались в тени этого успеха. Валерий Павлович, по его собственному признанию, черпал вдохновение для капота «Нивы» и размещения запасного колеса из дизайна малометражки Fiat-127. Этот яркий и талантливый проект принадлежал молодому дизайнеру Пио Манцони. Однако, когда в мае 1969 года Манцони трагически погиб в аварии, одна из крупнейших итальянских газет, La Stampa, отметила его не как выдающегося дизайнера, а как сына знаменитого скульптора Джакомо Манцу.

Дизайн ВАЗ-2121 успешно выдержал испытание временем, как и сам Валерий Павлович — испытание славой. Однако успех привёл к постоянным попыткам усовершенствовать «Ниву». Я знаю множество людей, которые считают, что каждая новая переработка лишь испортила изначальный вид этого вездехода. В то же время известный дизайнер Владимир Пирожков предпочитает современные версии с мощными двигателями. Тем не менее, это создаёт широкие возможности для обсуждения…

-10

Талант Валерия Павловича оставался в большом спросе на протяжении всех этих лет. Он принимал участие в разработке плавающей версии вездехода, ВАЗ-2122. Также создал макет модернизированного варианта ВАЗ-2101, но, к сожалению, мы не можем оценить этот проект, так как даже негативные материалы были уничтожены. В дополнение к этому, он разработал дизайн гоночной «формулы». Валерий Павлович также работал над внешним видом модели УАЗ-3162, которая впоследствии легла в основу «Патриота». Он занимался окончательной доработкой дизайна моделей семейства 2110/2111/2112, а также 2172 «Приора». И, конечно же, его многолетняя работа над «Нивой» следующего поколения, ВАЗ-2123, и её модификациями, проводилась как по поручению, так и по его личной инициативе. В конце концов, он сам выбрал этот путь.

-11

Lada
208,9 тыс интересуются