Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Гараж Мельникова: как шедевр советского авангарда обретет новую жизнь и станет современным музеем транспорта

Оглавление

Константин Степанович Мельников
Константин Степанович Мельников

На Новорязанской улице Москвы происходит архитектурное преображение, достойное внимания не только историков архитектуры, но и ценителей современного урбанизма. Легендарный гараж Константина Мельникова, памятник эпохи авангарда, превращается в Музей транспорта, который откроет свои двери в 2025 году. Этот проект — не просто реставрация, а смелый диалог прошлого с будущим, где новаторские решения переплетаются с бережным сохранением наследия.

Чертежи Мельникова
Чертежи Мельникова

-3

-4

-5

Архитектура как машина времени

Главная идея проекта — создать многоуровневое пространство, где история транспорта оживает. Под историческим «серпом» гаража появится новый подземный ярус с фойе и экспозицией, посвященной метро.

Вход в подземный ярус музея транспорта
Вход в подземный ярус музея транспорта

Вход в подземный ярус музея транспорта
Вход в подземный ярус музея транспорта

Посетители будут спускаться туда через треугольный павильон с массивным аттиком — лаконичный жест в духе Мельникова, любившего геометрию. Верхний ярус, где когда-то стояли грузовики, сохранит аутентичность: вход туда возможен только через эскалаторы, встроенные в узкие стенки-«анты», или по лестницам, огибающим дугу здания. Эти лестницы, скрытые за бетонной «скорлупой», не только функциональны, но и создают пластику пространства, отделяя прошлое от настоящего.

Красным обозначены новые помещения, которые появятся после реконструкции
Красным обозначены новые помещения, которые появятся после реконструкции

Ар-деко, кирпичи и желобки: наследие Мельникова

Архитектор Юрий Григорян, курирующий проект, делает смелые отсылки к стилю Мельникова. Фасад нового входа планируют облицевать темным вогнутым кирпичом с каннелюрами — желобками, напоминающими декор гаража Госплана.

Это не случайно: Мельников, хоть и авангардист, часто обращался к ар-деко. Даже спорный тезис Григоряна о связи мастера с этим стилем находит подтверждение в деталях: например, в сохранившихся полужелобках гаража «Интуриста». Реставрация же исторической части ведется под строгим контролем: заменено лишь 7-8% кирпича, а под фермами обнаружили забытые деревянные окна, которые решено раскрыть.

Процесс реставрации , открытые фермы Шухова?
Процесс реставрации , открытые фермы Шухова?

-10

Фермы Шухова? Историческая головоломка

Один из ключевых споров вокруг гаража — авторство металлических ферм. Долгое время их приписывали Владимиру Шухову, но исследования 2019 года показали: подписей инженера на чертежах нет. Конструкции, хоть и простые, стали инженерным чудом своего времени — они перекрывали 35-метровый пролет без опор, позволяя маневрировать грузовикам. Сейчас фермы реставрируют в мастерских, добавляя лишь 10% нового металла. «Заклепки — оригинальные», — подчеркивают архитекторы, развеивая опасения общественности.

Фермы фото 60-х годов
Фермы фото 60-х годов

От грузовиков к паркам: новый облик района

Музей не ограничится стенами гаража. Восточнее здания разобьют Милютинский парк, названный в честь легендарного наркома, а узкую улочку между гаражом и медиацентром (бывшими мастерскими) превратят в пешеходную зону. «Город получит не только музей, но и новое общественное пространство», — говорят авторы проекта. Это логичное продолжение истории: в 1920-е Мельников решал задачу транспорта, сегодня его гараж становится частью урбанистической культуры.

История шедевра


Знаменитый архитектор Константин Мельников построил всего четыре гаража. И тот, что на Новорязанской, 27, стоит особняком наравне с не менее известным Бахметьевским, где раньше был музей «Гараж», а теперь Еврейский музей и центр толерантности.

Гараж в плане имеет необычную форму, напоминающую гигантскую подкову. Столь необычная планировка гаража была выбрана Мельниковым из-за неудобной треугольной формы выделенного под застройку участка. Причём разработанная им схема парковки машин обеспечивала компактное размещение максимально возможного количества грузовиков на данной площади и их удобный въезд и выезд из гаража.

До реконструкции
До реконструкции

После реконструкции
После реконструкции

На Новорязанскую улицу выходят экспрессивные торцевые фасады подковообразного здания. Круглые окна в верхней части килевидно выступающих фасадов контрастируют с большими, вытянутыми вертикально прямоугольными окнами, расположенными по бокам, и прямоугольными окнами административного корпуса, расположенного в центре.

Килевидные выступы, какими они будут после реставрации
Килевидные выступы, какими они будут после реставрации

Килевидные выступы до реставрации
Килевидные выступы до реставрации

Согласно проекту, в килевидных выступах фасадов находились массивные ворота, обеспечивающие удобные въезд-выезд (на сегодняшний день остались одни ворота, остальные заложены кладкой из стеклоблоков). Металлические фермы перекрытий, как и для Бахметьевского гаража, предположительно разработал гениальный Шухов, но существует критика этого предположения.

Гараж был построен в 1929–1931 годах.

Эхо паровозных депо

Форма гаража-подковы — не случайность. Всего в 300 метрах находится паровозное депо XIX века, чьи круглые очертания, возможно, вдохновили Мельникова. Архитектор превратил треугольный участок в функциональный шедевр, а современные реставраторы добавляют новый слой — музей, где посетители смогут рассматривать экспонаты даже с винтовых лестниц под историческими фермами.


Проект Музея транспорта в гараже Мельникова — это история о том, как авангардная архитектура обретает вторую жизнь. Здесь сохраняют кирпичи 1920-х, спорят о наследии Шухова, строят парки и доказывают: даже утилитарные здания могут стать символами эпохи. А треугольный вход в подземный ярус — словно мост между грузовиками прошлого и электричками будущего.

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох