И снова, в шестой уже раз, в нашем эфире рубрика "Ответы на вопросы". Традиционно мы собрали несколько самых интересных или часто повторяющихся вопросов из тех, что появляются под статьями и роликами, и попробуем более или мене развернуто ответить на них в блиц формате.
Далеко не все заданные вопросы, на которые авторы не дали ответа сразу, вы увидите в сегодняшней статье. Но это не значит, что мы их проигнорировали. Они и ответы на них появятся на канале, просто немного позже. Ну, или не появятся. Но только по той причине, что ответить на них быстро невозможно. И они, таким образом, переходят из категории "простые вопросы" в категорию "тема для будущей статьи".
Начнем мы, как обычно, с вопросов по раннему Средневековью. Следом за ним поговорим о Средневековье классическом и позднем, а в самом конце ответим на вопросы о канале, банах, ограничениях, ближайших планах и прочем подобном, что вас интересует, но с историей связано не сильно. Впрочем, хватит лишних слов, пора приступать.
Что мешало в раннем Средневековье делать пластинчатую защиту. Ведь она менее трудоемка, чем плетение клепаной кольчуги? Металлургия? Качество железа? Или просто не додумались. Но решение то лежит на поверхности казалось?
На самом деле, препятствий для появления пластинчатой брони во времена раннего Средневековья было множество. Но основной проблемой, конечно же, было падение культуры кузнечного производства и качества исходного материала. Очень долго, было невозможно выковать большую пластину более или менее приличного качества просто потому, что делать это было нечем и не из чего.
Говоря о металлургии раннего Средневековья, необходимо понимать, что основным сырьем в то время был лимонит. Его еще называли "болотная" или "луговая" руда. Так вот, этот самый лимонит - это просто оксид железа, или, если проще, обычная ржавчина, содержащаяся в почве. И вот, когда такого оксида железа в породе становилось достаточно много, он комковался в куски, похожие на халву и таким образом становился пригоден для добычи. Это, собственно, и называлось "болотной рудой". Так вот, даже в этой руде количество оксида железа составляло всего около 80. А зачастую в печь отправляли и намного более бедную железом породу.
В общем, даже после очистки от мусора и мелких камешков, вторичной очистки и просеивания, собственно восстановленного железа в процессе выплавки получалось немного, относительно шлаковых масс. Поэтому качество его было, мягко говоря, паршивым. Большое количество микровкраплений шлака, делало метал хрупким, и для того, чтобы избавиться от них, приходилось применять массу усилий. Но даже после этого материал становился в лучшем случае "ну нормальным".
Поэтому прочность любой крупной пластины, если она не была толще двух миллиметров, во времена раннего Средневековья была невелика. Кольчуга же была намного более терпима к качеству материала. Во-первых, при протяжке проволоки совсем уже слабые места разрушались, и шлаковые вкрапления в этих местах не попадали в итоговое изделие. А во-вторых, даже если попадали, то разрушение нескольких бракованных колец, разбросанных по всей кольчуге, было на порядок менее опасным, чем одна большая бракованная пластина в бригантине, например.
Ну и особой необходимости, честно говоря, в пластинчатой броне долгое время не было. Та же кольчуга до середины XII века уверенно защищала рыцаря практически от всего, что было на поле боя, кроме разве таранного рыцарского удара. И позиции свои она стала сдавать только после массового появления древкового типа вужей и алебард. А до этого момента всех все устраивало. В общем, если говорить о пластинчатой броне во времена раннего Средневековья, то это было: дорого, трудоемко, ненадежно, а главное - никому не нужно.
Интересна тема, скажем так, членов общины, дружинников, слуг, потерявших трудоспособность. И был ли вообще соцпакет, особенно в эпоху варварских королевств.
Если говорить о дружинах раннего Средневековья, то, конечно же, раненых и покалеченных бойцов никто на улицу не выгонял. Даже если такой дружинник не мог больше воевать, его и его семью поддерживал как сам вождь, так и дружинное братство. Это было частью дружинной культуры, и именно поэтому в самую жуткую заваруху, любой боец лез с холодным сердцем. Он знал, что случись с ним внезапная смерть, его жену и детей не бросят, да и самого его оставят на поле боя только в том случае, если выносить будет просто нечего.
Вообще, внутридружинная поддержка и взаимовыручка - одна из важнейших вещей, на которой, собственно, все и строилось. Не способный сражаться, раненый или старый дружинник выполнял надзорные и полицейские функции, занимался контролем и смотрел, чтобы общинники не наглели и не обворовывали слишком сильно его командира. Ну и, конечно, тренировка молодежи и фирда тоже ложилась на них.
Со слугами ситуация была близкой. Личные слуги вождя чаще всего получали какую-нибудь должность, на которой можно было как минимум не умереть с голоду. И происходило это совсем не потому, что аристократ любил и уважал их без памяти. Просто это было примером остальным: "служи верно, и тебя не бросят в страсти". И хотя, конечно, случалось разное, но именно верность, если мы говорим о временах раннего Средневековья, была одним из главнейших ресурсов и, пожалуй, самой большой ценностью. И если ее можно было купить таким немудрёным способом, обычно именно так и делали.
Вы пишите, что своих мечей на Руси не было. Что вот прямо ни одного? А чем тогда воевали?
Ну, не то чтобы не было совсем. Существуют два меча, скованных до XI века, которые атрибутируют как созданные на территории Руси. В этом плане, русские земли времен раннего Средневековья вообще никак не отличались от остальных стран. Только один из полусотни мечей Британии, Скандинавии, Руси и континентальной Европы производился местными мастерами. Сорок девять остальных, с конца VIII по конец XI века делались на берегах Рейна, в кузнечных корпорациях, появившихся во времена Каролингов.
После производства, готовые мечи и не прошедшие окончательную сборку клинки отправлялись во все концы света, от Старой Ладоги до Лиссабона. И уже на месте, они подвергались окончательной "отверточной сборке". На них монтировали традиционные для этих земель или просто модные у местной аристократии гарды, рукояти и навершия. А так же делали ножны и украшали все это сверх меры. И уже в таком виде продавали будущим владельцам.
Одним словом, если подходить к вопросу строго и не брать во внимание о единичные исключения, то, говоря о временах раннего Средневековья, мы не можем говорить ни о русских, ни об англосаксонских, ни о скандинавских мечах. Ни даже о мечах викингов. Все это был один и тот же меч, выпущенный в одном и том де месте, просто украшенный по-разному. И назывался он каролинг.
В книгах, да и в фильмах случается, что простолюдин спасает правителя или ещё кого-нибудь богатого и титулованного, и за это получает дворянство. А в жизни встречались такие случаи? Или какую услугу нужно оказать, чтобы прыгнуть из грязи в князи.
Тут все было очень по-разному в разные периоды Средневековья. Например, во времена "варварских королевств" стать аристократом было возможно, хотя и не просто. К тому времени еще не были сформированы до конца общественные формации, и поэтому переход из статуса "свободный общинник" в статус "благородный человек" был возможен, благо, что статусы эти друг от друга отличались не кардинально.
Проще всего было это сделать через военную службу, фирдовое ополчение и дружину, хотя тут требовалась незаурядная личная смелость, хорошая подготовка и, конечно же, удача. Но никаких непреодолимых препятствий, мешающих превратиться сначала в дружинника, а потом проявить себя перед вождем или королем и получить место в строю военной элиты, не было. Ну, кроме преждевременной смерти, понятно.
К XII веку, когда феодальное общество уже, в общем, сложилась, перемещения вверх по социальной лестнице хотя были еще и возможно, но провернуть такой фокус стало очень непросто. Даже очень отличившийся крестьянин мог быть награжден серебром, живностью и даже участком земли (практически невозможная ситуация, но пару раз описанная), но остался бы крестьянином. Впрочем, через военную службу и подвиг, все еще можно было выбиться во все еще формирующееся рыцарство (но не дворянство), хотя шанс на такое везение был, мягко говоря, ничтожно мал.
С середины XIII века, когда все окончательно устаканилось, поменять свой социальный класс стало возможно только чудом и Божественным провидением. Конечно, все еще оставалась лазейка в виде повеления короля, но мы знаем всего несколько случаев за три века, когда это срабатывало. И опять же замечу, даже при фантастическом везении, простолюдин никогда бы не стал дворянином и аристократом. Рыцарство - это верхняя планка, которой он мог достигнуть. Но и это для тогдашнего горожанина или крестьянина было намного больше того, о чем бы он мог мечтать.
Кстати, с конца XV века, в связи с повсеместно наступающим капитализмом, рыцарство и дворянство стали понемногу беднеть и снова превратились в менее закрытые формации. Поэтому попасть туда через военную службу или брак стало немного проще.
Откуда рыцарь берет деньги? Ведь получив за службу земельный надел, он в основном получает с него прибыль в виде натурального продукта. Ну, понятно, что часть он употребляет сам, кормит свою семью и слуг, но куда он девает остальное? Как все это зерно, куры и шерстяная ткань превращаются в доспехи и оружие? Кому он продает свой натуральный доход? Другому рыцарю? Но ведь тот получает все то же самое от своих крестьян.
Говоря о поддержании боеспособности рыцаря, нужно понимать, что это действительно один из самых сложных вопросов военного дела классического Средневековья. Намного более серьезными противниками, чем вражеская пехота и даже рыцари, стоящие по ту сторону поля боя, были цены на зерно, неурожай и все еще имеющийся недостаток монетарного серебра в Европе.
Фактически, рыцарь имеющий надел, кроме того, что он был ценной боевой единицей, был председателем колхоза имени себя, присваивающий некоторую часть его продукта, произведенного крепостными крестьянами. И вот для того, чтобы превращать сельскохозяйственную продукцию в натуральные деньги, у него было несколько способов.
Во-первых, он мог предложить крестьянам "выкупать" у него этот самый продукт по ценам ниже рыночных, то есть требуя с них не дюжину яиц, а живые деньги в чуть меньшем объеме, чем эти самые яйца стоят. Таким образом, он сваливал обязанность по продаже яиц на крестьянство, которое через своего общинного представителя, или самостоятельно отправлялось на городские рынки или на большую ярмарку, где продавало натуральный продукты и отдавало рыцарю часть дохода. Это было удобно обеим сторонам, но часть прибыли от надела, таким образом, терялась.
Поэтому чаще всего у рыцаря, имеющего пожалованную землю, был специальный человек, который занимался его финансами. Иногда, если рыцарь был не богат и не очень знатен, это была жена. Если же социальное положение рыцаря не позволяло его и его семье заниматься торговлей, то на службу брался какой-нибудь верный и смышленый простолюдин. В обязанности его входил сбор собственно оброка, его продажа, исследование рынков на предмет цен и прочие подобные вещи. То есть тот самый представитель, только не общинный, а личный. Ну и за ним, конечно же, внимательно наблюдала супруга рыцаря или кто-то из его семьи.
Как там дела с французским замком что строят своими силами. Докуда достроили?
Проект постройки замка Гиделон с помощью исторически аутентичных инструментов, начатый двадцать пять лет назад, на данный момент снова в строю. Изначально сроки окончания было обозначены 2020 годом, потом их продлили до 2025-го. В 2019 году строительство приостановили из-за пандемии, но в 2021 так и не смогли начать из-за проблем финансирования.
К концу 2022 года, поняв, что помощи ждать неоткуда, авторы проекта превратили его в туристическую площадку и продолжили строительство уже на свои средства. На данный момент есть информация о полумиллионе туристов, побывавших там в 2022 году. Но, тем не менее, средств нехватает, и сроки окончания строительства сдвигаются на конец 20-х годов.
На данный момент построены все башни, надвратное укрепление и большая часть стен. Остался недостроенным кусок стены (около 20 метров) но его не будут достраивать до того момента, пока не закончат с воротами и барбаканом, так как через эту прореху сейчас проходит туристическая дорога. Так же полностью завершен донжон, замковая часовня и основное здание, включающее в себя главный зал, покои владельца, склад и кухню.
Из недоделок, кроме ворот и стены, о которых уже говорили, не построены: здание флигеля (казармы), конюшни и прочая подобная мелочёвка. Так же везде, кроме основного здания, внутренняя и внешняя отделка находится в начальной стадии. Готовность замка оценивается на 85-90%.
Как вообще дела на канале? Будут ли ещё изменения в команде? Продолжаете бороться с поддержкой Дзена? Что там с ограничениями, о которых Вы писали?
С каналом все неплохо. Буквально сегодня перевалили рубеж 28. 000 человек, у нас масса новых идей и заготовок для будущих статей. Дело осталось за малым - всего лишь собрать материалы, обработать их, сесть и оформить это в виде статей. Пополнений в команде пока не планируется, но мы не огорчаемся. Один только период Позднего Рима настолько велик, что писать - не переписать.
С техподдержкой боремся в меру сил. Из двух последних ограничений одно видео, название которого посчитали кликбейтным, мы отбили, и оно снова доступно в просмотре. Статья "Ужасы Средневековья", которую ограничили к показу из-за "шок контента", пока находится в подвешенном состоянии, но мы работаем над этим вопросом. Еще пару видео пришлось удалить, потому что перспектив снять с них ограничения не было. В общем, ведётся нормальная системная работа. Канал развивается, и дальше все будет только лучше.
То самое видео которое мы отбили.
Автор, почему вы так мало пишете? Пишите больше!
Больше писать невозможно технически. Количество текста, появляющегося на канале каждую неделю, колеблется в диапазоне от тридцати двух до восьмидесяти тысяч знаков. И это примерно столько, сколько пишет средний журналист в газете или на каком-нибудь интернет ресурсе.
Увеличить объём текста можно, только уволившись со службы и посвятив жизнь полностью ведению канала. А вот на это я не готов. Всё-таки я не блогер, у меня так-то профессия есть. Поэтому количество материалов на канале хотя и будет понемногу расти, но происходить это будет за счет сверхплановых видео и роликов.
Опять же хочется хотя-бы иногда выбираться дальше порога дома, с целью врезать пару раз лучшему другу топором по голове.
Зачем вообще на канале видео и ролики? Я их, например, вообще не смотрю, текст удобнее и интереснее.
Полностью понимаем и разделяем Вашу любовь к чтению. Так же понимаем, что из-за специфически настроенной рекламы, смотреть видео на Дзене не очень удобно. Однако есть несколько причин, по которым видео и ролики будут появляться на канале.
Во-первых, если мы говорим о Средневековье, особенно Средневековье раннем, обязательно нужна нормальная визуализация происходящего тогда. Одно дело прочитать, что рыцарь был мобильным, а совсем другое - увидеть предметно, как человек в хорошо подогнанных латах свободно прыгает через забор. Очень все это помогает правильно воспринимать тексты.
Во-вторых, часть материалов от наших коллег - реконструкторов приходят именно в таком формате и не поделиться такими отличными видео с читателями нет никакой возможности.
Ну и в-третьих, как бы это ни было печально, но именно видео и ролики лучше всего продвигают канал в ленте. Один полутораминутный ролик подвинул в ленте рекомендаций канал сильнее, чем восемь полноформатных статей. Кстати, 56% пришедших с этим роликом на канал остались и стали читать статьи. Так что даже шортсы мы поставили на службу образованию. Такие дела.
Ну а на этом сегодня все. Остаётся только напомнить, что в это воскресенье на канале в качестве эксперимента будет выложено большое часовое видео от нашего британского коллеги, в котором он покажет свой маленький англо-саксонский Гиделон, построенный своими собственными руками.